Цель: Формирование навыков в технике аппликации.
Задачи:
- Формировать навыки по художественной обработке материала,
- Развивать и совершенствовать творческие способности учащихся, пространственное воображение, коммуникативные умения,
- Воспитывать эстетический вкус, художественное мышление, интерес к народному творчеству, чувство коллективизма.
Обьект труда: панно.
Межпредметные связи: история, изобразительное искусство.
Материально-техническое оснащение: Образцы лоскутного шитья, цветовой круг, технологические карты, проекция презентации на мультимедийный проектор, музыкальный центр.
Тип урока: комбинированный
Методы проведения урока: Обьяснительно-иллюстративный.
Ход занятия
Организационный момент:Тема нашего урока: Изготовление панно в технике лоскутной пластики.
Ребята, сегодня мы выполним панно, это будет продолжением работы над проектом. (слова: проект, технологический, подготовительный, конструкторский, этапы, заключительный разместить на доске ), а это что за слова? Как они связаны с работой над проектом?
- Это этапы. (Слово “Этапы” одна из учениц размещает на доске вверху).
Раз это этапы, то они должны стоять в определенной последовательности. (учащиеся распределяют последовательность выполнения этапов проекта). На каком этапе мы сейчас находимся в нашей работе? (на технологическом).
Прежде чем двигаться вперед, давайте оглянемся назад и проведем блиц-турнир.
За правильный ответ команда получает жетон. (Жетон получает та команда, которая быстрее ответила на вопрос)
Вопросы:
- Где и когда зародилось лоскутное шитье?
- Перечислите техники лоскутного шитья.
- Какие инструменты и материалы применяются для работы с лоскутом?
- Что такое шаблоны?
- Назовите типы шаблонов.
- Перечислите основные цвета в цветовом круге.
- А какие цвета главные из основных?
- Что такое аппликация?
Последовательное сопровождение презентации “Лоскутная пластика” по ходу урока.
Сегодня мы тоже будем заниматься аппликацией из ткани.
Сейчас аппликация является популярным украшением любой одежды- Блузок, юбок, джинсов и вечерних платьев. Очень привлекательно она выглядит при оформлении интерьера - скатерти, салфетки, покрывала, подушки, панно. А появился этот вид рукоделия в связи с нехваткой материала. Так как изготавливали его ручным способом и этот процесс был очень трудоемким.
Аппликация выполняется из фетра, флиса, обрезков мягкой кожи и тканей с плотным переплетением нитей. Соединение аппликации с основной тканью можно производить различными способами:
- с помощью ручных стежков (назад иголку, стебельчатый, тамбурный, крест, краеобметочный).
- Машинной строчки (прямая, зигзагообразная, декоративная);
- с помощью клеящих и клеящихся материалов (клеевая паутинка, полиэтиленовая пленка, клей ПВА).
Мы будем использовать в нашей работе клей ПВА.
Итак, у нас есть незаконченное панно, на нем изображено дерево, давайте договоримся, что это яблоня.
В разное время года одно и тоже дерево выглядит по разному (приложение 1).
Зима – это время покоя в растительном мире, вся природа замирает и старается сохранить тепло, деревья сбрасывают листья. Поэтому наше дерево выглядит вот так. (на слайде представлено зимнее дерево).
Наступает весна, пригревает солнышко и природа просыпается. На деревьях набухают почки, проклевываются молодые листочки, расцветают цветы (на слайде представлено цветущая яблоня).
Солнышко пригревает все сильнее, приходит лето. Листочки уже набрали силу, цветы отцвели и появляется завязь будущих плодов (на слайде представлена яблоня с зеленой кроной).
Не успели оглянуться, лето пролетело. С деревьев полетели листочки, яблочки налились сладким соком, пора собирать урожай (на слайде представлена яблоня с желтыми, зелеными листочками и созревшими яблочками).
Отвечая на вопросы блиц - турнира каждая группа заработала жетоны – шаблоны в форме листочков, цветочков и яблочек. Теперь посмотрите у кого какие жетоны. Каких жетонов у вас получилось больше, то время года вы будете выполнять. Если больше цветочков, то это весна, если листочков - то это лето, а если яблочек это осень. Все недостающие заготовки изготавливаем с помощью технологических карт и шаблонов.
При выполнении работы не забываем про правила безопасного труда при работе с ножницами и клеем. Ножницы располагаются с правой стороны от работающего с сомкнутыми лезвиями. Передаем ножницы кольцами вперед.
Клей выдавливаем аккуратно. Лишний клей удаляем с помощью салфетки.
Заготовленные детали приклеиваем с помощью клея ПВА, при этом небольшую капельку клея наносим в нужное место для соединения деталей.
Как вы думаете, листочки лучше полностью смазывать клеем или только часть, чтобы они получились объемными, как на живом дереве? Тоже самое мы проделаем с цветочками и плодами.
Приступаем к работе.
Текущий инструктаж. (Помощь во время работы)Наша работа закончена, давайте посмотрим, что у нас получилось (приложение 2). И так, у нас получился “Триптих”, т.е. мы три работы объединили в одну. Давайте придумаем ей название. (“Времена года”). А теперь скажите пожалуйста можем ли мы нашу работу назвать “Творческим проектом”? (Да) Какой этап проекта мы выполнили сегодня на уроке? (технологический). Мы выполнили коллективный проект, к чему и стремились.
Заключительный инструктаж.Подведение итогов урока.
Сегодня мы познакомились с лоскутной пластикой в технике аппликации.
Изготовили проектное изделие.
Повторили все этапы проекта. Все что запланировано в начале урока выполнили. Надеюсь, что знания полученные сегодня на уроке вам пригодятся в будущем.