Цели:
- закрепить знания детей о разделительном мягком знаке,
- развивать фонематический слух,
- обогащать словарный запас,
- развивать мышление.
Оборудование: тетради, ручки, мяч, цветная бумага 7х10 по 2 штуки на каждого ребёнка, карточки с заданиями.
Ход занятия
- Орг. момент.
- Перед какими гласными может стоять разделительный мягкий знак? Это гласные первого или второго ряда?
- На доске записаны словосочетания. Замените их одним словом.
- Работа с цветной бумагой. Раздаю карточки из цветной бумаги.
- Физ. минутка с мячом.
- Работа с карточками.
- Расшифруй слова и найди лишнее
- Запишите предложение под диктовку:
- Взаимопроверка
- Итог занятия .
Какое сейчас время года? Какое время года было? Какое время года будет? Запишите число.
Снежная буря (вьюга)
Мясной отвар (бульон)
Разносчик почты (почтальон)
Запишите слова в тетрадь, подчеркните разделительный мягкий знак.
Посмотрите, у вас два прямоугольника. Один из бархатной бумаги. Он шершавый. А второй из обычной. Он гладкий. Когда я буду называть слово с разделительным мягким знаком, вы будите поднимать карточки из бархатной бумаги, если я буду называть слово без разделительного мягкого знака, то вы будите поднимать карточки из гладкой бумаги.
Обезьяна, заяц ,печенье ,варенье ,стол ,гостья, ручка ,гроздья , свинья , кровать , ателье , книга ,кошка ,здоровье ,платье ,вьюн ,зима ,вьюга, воскресенье ,певунья, жильё, ненастье, одеяло.
Разбираем значения слов певунья, ненастье
Я буду называть слово в единственном числе и кидать вам мяч, а вы будете возвращать мяч и говорить слово во множественном числе:
Муравей, соловей, сын, стул, перо, ручей, воробей, лист, брат, прут, друг, колос, дерево, улей, клок.
Разделите страницу на два столбика, семь строчек вниз.
Раздаю карточки. На карточках напечатаны слова:
Корабль, перья, воробьи, пыль, день, листья, помощь, ружьё, радость, крылья, декабрь, вьюн, осень, друзья.
В левый столбик запишите слова с разделительным мягким знаком, в правый – остальные слова.
Для чего служит мягкий знак в словах, записанных в правый столбик.
Пашак (шапка), кюриб (брюки), вобрь (бровь), камай (майка), фотак (кофта)
Лишнее слово- бровь, все остальные слова обозначают одежду
Птицы вьют гнезда на деревьях.
Подчеркните разделительный мягкий знак
Дети обмениваются тетрадями и проверяют работу товарища.
Перед какими буквами может стоять разделительный мягкий знак? После каких букв может стоять разделительный мягкий знак?
Используемая литература:
- Кондранина Т.И. “Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс”. “Издат-школа. Райл.” Москва 1998 г.
- Нефёдова Е.А., Узорова О.В. “Правила и упражнения по русскому языку для начальной и средней школы” “Аквариум” Москва 1996 г.
- Аромштан М.С. “Забавная тетрадь по русскому языку. Летучий мышонок”. НПО “Образование от А до Я” Москва 1999 г.
- Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. “Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. Пособие для логопеда.” “Просвещение” Москва 1991 г.