Логопедическое занятие "Разделительный мягкий знак" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • закрепить знания детей о разделительном мягком знаке,
  • развивать фонематический слух,
  • обогащать словарный запас,
  • развивать мышление.

Оборудование: тетради, ручки, мяч, цветная бумага 7х10 по 2 штуки на каждого ребёнка,   карточки с заданиями.

Ход занятия

  1. Орг. момент.
  2. Какое сейчас время года? Какое время года было? Какое время года будет? Запишите число.

  3. Перед какими гласными может стоять разделительный мягкий знак? Это гласные первого или второго ряда?
  4. На доске записаны словосочетания. Замените их одним словом.
  5. Снежная буря (вьюга)
    Мясной отвар (бульон)
    Разносчик почты (почтальон)

    Запишите слова в тетрадь, подчеркните разделительный мягкий знак.

  6. Работа с цветной бумагой. Раздаю карточки из цветной бумаги.
  7. Посмотрите, у вас два прямоугольника. Один из бархатной бумаги. Он шершавый. А второй из обычной. Он гладкий. Когда я буду называть слово с разделительным мягким знаком, вы будите поднимать карточки из бархатной бумаги, если я буду называть слово без разделительного мягкого знака, то вы будите поднимать карточки из гладкой бумаги.

    Обезьяна, заяц ,печенье ,варенье ,стол ,гостья, ручка ,гроздья , свинья , кровать , ателье , книга ,кошка ,здоровье ,платье ,вьюн ,зима ,вьюга, воскресенье ,певунья, жильё, ненастье, одеяло.

    Разбираем значения слов певунья, ненастье

  8. Физ. минутка с мячом.
  9. Я буду называть слово в единственном числе и кидать вам мяч, а вы будете возвращать мяч и говорить слово во множественном числе:

    Муравей, соловей, сын, стул, перо, ручей, воробей, лист, брат, прут, друг, колос, дерево, улей, клок.

  10. Работа с карточками.
  11. Разделите страницу на два столбика, семь строчек вниз.

    Раздаю карточки. На карточках напечатаны слова:

    Корабль, перья, воробьи, пыль, день, листья, помощь, ружьё, радость, крылья, декабрь, вьюн, осень, друзья.

    В левый столбик запишите слова с разделительным мягким знаком, в правый – остальные слова.

    Для чего служит мягкий знак в словах, записанных в правый столбик.

  12. Расшифруй слова и найди лишнее
  13. Пашак (шапка), кюриб (брюки), вобрь (бровь), камай (майка), фотак (кофта)

    Лишнее слово- бровь, все остальные слова обозначают одежду

  14. Запишите предложение под диктовку:
  15. Птицы вьют гнезда на деревьях.

    Подчеркните разделительный мягкий знак

  16. Взаимопроверка
  17. Дети обмениваются тетрадями и проверяют работу товарища.

  18. Итог занятия .

Перед какими буквами может стоять разделительный мягкий знак? После каких букв может стоять разделительный мягкий знак?

Используемая литература:

  1. Кондранина Т.И. “Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс”. “Издат-школа. Райл.” Москва 1998 г.
  2. Нефёдова Е.А., Узорова О.В. “Правила и упражнения по русскому языку для начальной и средней школы” “Аквариум” Москва 1996 г.
  3. Аромштан М.С. “Забавная тетрадь по русскому языку. Летучий мышонок”. НПО “Образование от А до Я” Москва 1999 г.
  4. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. “Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. Пособие для логопеда.” “Просвещение” Москва 1991 г.