Оформление представляет собой часть деревенской избы: окно с занавесками ручной работы, скамейка с прялкой и веретеном, русская печка; на полу - самотканый половик; стол, накрытый яркой скатертью, на столе - самовар и блины; стены украшены расшитыми полотенцами; в другом углу - берёза, скамейка. Дети одеты в русские народные костюмы.
В избе Машенька сидит, пригорюнившись. Дети на скамейке у берёзы.
М а ш е н ь к а.
Зимний вечер темен долог,
Насчитаю сорок ёлок.
То на лавке посижу,
То сказочки прочту
И в окошко погляжу.
Позову-ка я ребят к себе на посиделки.
Будут песни, будут пляски,
Игры, сказки.
Сейчас избу приберу
И гостей позову. (прибирается)
Д е т и. (сидят на лавочке и исполняют весёлые небылицы)
1-й парень
Вы послушайте, ребята,
Чепуху мы будем петь.
На дубу коза пасётся,
В бане парится медведь.
В с е (поют)
Здорово, здорово у ворот Егорова.
А у наших у ворот всё идёт наоборот.
2-й парень.
Рано утром вечерком,
Поздно на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.
В с е.
Здорово, здорово у ворот Егорова
А у наших у ворот всё идёт наоборот.
3-й парень.
А наш дедушка Иван
Посадил кота в карман.
Котик плачет и рыдает
Громко дедушку ругает.
В с е.
Здорово, здорово у ворот Егорова.
А у наших у ворот все идёт наоборот.
4-й парень.
На заборе чепуха жарила варенье
Куры съели петуха в одно воскресенье. ( припев все)
5-й парень.
Черти вилами пили
Из баранины уху.
Не пора ли нам, ребята,
Так закончить чепуху. (припев все поют)
М а ш е н ь к а ( выбегает из избы)
Эй, подруженьки-подружки,
Веселушки- хохотушки!
Эй, ребята - молодцы,
Озорные удальцы!
Приходите поплясать,
Зимний вечер скоротать.
(все кланяются Маше)
В е д у щ и й.
Спасибо, Машенька, что позвала нас к себе в гости.
А чем ты занимаешься дома?
М а ш е н ь к а.
Да вот, вечерами вышиваю, сказочки вспоминаю.
В е д у щ и й.
Вот так в старину вечером, после работы, собирались девушки и парни в какой-нибудь крестьянской избе- и снова работа: кто прядёт, кто вышивает:.Получались вот такие вещи.
(показывает изделия ручной работы и рассказывает чьи это работы) И работали, и веселись.
М а ш е н ь к а.
Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать, да сказочку послушать?
( Дети слушают сказку )
В е д у щ и й.
Но сказки не только слушали, нередко их разыгрывали.
(инсценирование сказки "Курочка ряба" на новый лад)
В е д у щ и й.
Хороши сказки, а давайте поиграем .
Игра "Гори, гори ясно" (Русские народные мелодии. Обработка Р .Рустамова)
Дети стоят в кругу, держась за руки, В середине- водящий с платочком в руке.
1--8такты. Все идут вправо по кругу, а водящий машет платочком.
9- 16 такты. Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий движется поскоками внутри круга. С окончанием музыки останавливается и поворачивается лицом к двум стоящим в кругу детям.
17-22 такты. Играющие хором поют считалку:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят.
1, 2, 3 - беги.! ( Все хлопают в ладоши. Двое ребят возле которых остановился водящий, поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Кто прибежит первым и возьмёт платок, становится водящим.
Игра повторяется.
В е д у щ и й.
В старину говорили:
" Где песня льётся,
Там весело живётся"
А ну, ребята, запевайте
Песню звонкую шуточную
Прибауточную!
(Девочки и мальчики садятся друг против друга и исполняют частушки-переклички)
М а л ь ч и к и.
Девочки - беляночки, где вы набелилися?
Д е в о ч к и.
Мы вчера коров доили,
Молоком умылися.
М а л ь ч и к .
Запрягу я кошку в дрожки,а котёнка в тарантас,
Повезу свою подружку всем соседям напоказ.
Д е в о ч к а.
У меня на сарафане косолапы петухи,
Я сама не косолапа, косолапы женихи.
М а л ь ч и к.
А у нас во дворе квакали лягушки.
А я с печки босиком, думал я подружки.
Д е в о ч к а .
По деревне я шла и Ванюшку видела -
Под кустом сидел и плакал, курица обидела.
В с е.
Ой, подруги, не сердитесь, выходите- ко плясать,
Мы заставим музыканта ещё два часа играть.
Парни приглашают девочек на танец.
Исполняется "Кадриль"
В е д у щ и й.
Ну вот, поплясали мы на славу.
Давайте заведём хоровод.
Русская народная песня " На горе-то калина" (импровизируются движения в соответствии со словами песни)
Раздаётся крик петуха.
В е д у щ и й.
Вот и кончилась игра,
Всем домой спешить пора.
От всей души мы, друзья, веселились,
Песни пели в танце кружились.
А теперь нам прощаться пора!
До свиданье, взрослые,
До свиданье, детвора!
Ма ш е н ь к а.
До свидание, дорогие гости, до новых встреч на наших посиделках.
Дети идут парами и поют. "Ворон" (Русская народная прибаутка. Обработка Е.Тиличеевой.)
Ой, ребята, тара-ра!
На горе стоит гора,
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах.
Черный ворон на дубу,
Он играет во трубу.
Труба точеная, позолоченная,
Труба ладная, песня складная!