Занятие по познавательному развитию в средней группе "Времена года"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание.

  1. Закреплять представления о временных изменениях.
  2. Обогащать словарь по теме.
  3. Учить слушать и отвечать на вопросы.
  4. Продолжать работу по формированию связной речи.
  5. Развивать слуховое внимание.
  6. Учить грамматически правильно выражать временные понятия.

Оборудование: Зайчик – мягкая игрушка, 2 дерева (летнее и зимнее), 2 пейзажа (летний и зимний), картинки с приметами лета и зимы, магнитаф.запись щебетания птиц.

Ход занятия.

 

В начале занятия дети сидят на ковре. Слышен стук в дверь.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это пришел к нам в гости?

Дети: Зайчик.

Воспитатель: Он пришел посмотреть как вы занимаетесь, а в конце занятия он скажет, понравилось ему или нет. А мы с вами давайте поиграем пальчиками в зайчиков.

Маленькие зайчики играют дружно все,
Поманю их пальчиком,
Пусть бегут ко мне.
Ну, лови, лови скорей!
Вот, вот, вот – левей, правей.
Убежал на потолок. Скок!

Воспитатель: Молодцы, а теперь отдохните, ложитесь на ковер и послушайте тишину.

Воспитатель включает щебетание птиц.

Воспитатель: Какие звуки вы услышали?

Дети: Пение птиц.

Воспитатель: А в какое время года это можно услышать?

Дети: Это можно услышать летом.

Воспитатель: Правильно, летом, когда на улице тепло. А лето у нас было или еще будет?

Дети: Лето уже было.

Воспитатель: Конечно, лето в этом году уже прошло. Но посмотрите какое зеленое дерево стоит у нас сегодня в группе, а на нем висят не просто листочки, а листочки с приметами лета. Давайте подойдем поближе и рассмотрим это деревце. Каждый из вас должен сорвать по листочку и назвать ту примету, которую он держит.

Например: - Все дети летом любят играть в песочнице.

Дети срывают по одному листочку и называют ту примету, которую держит. А воспитатель размещает их на летнем пейзаже.

Воспитатель: Молодцы, все приметы лета вы назвали. А сейчас какое время года?

Дети: Сейчас осень.

Воспитатель: Правильно осень, а назовите мне приметы осени.

Дети перечисляют приметы осени.

Воспитатель: А теперь давайте с вами поиграем.

Проведение физминутки.

Мы, как белые зайчата,
Прискакали на лужок.
Прыг – скок, прыг – скок.
Ветер деревце качает,
Влево – вправо наклоняет.
Вы не бойтесь ветра, зайки,
Веселитесь на лужайке,
Прыг – скок, прыг – скок.

Воспитатель: А вы заметили, что мы вместе с зайчишкой оказались у дерева.

Дети: Да, заметили.

Воспитатель: А какое это дерево?

Дети: Это береза.

Воспитатель: В какое время года мы можем увидеть березу в таком наряде?

Дети: Зимой.

Воспитатель: Правильно, зимой. А зима у нас уже была или скоро будет?

Дети: Зима скоро наступит.

Воспитатель: А наш зайчик готов встретить зиму?

Дети: Да, готов.

Воспитатель: Почему зайчишка готов к зиме?

Дети: Зайка готов к зиме, потому что он поменял свою серую шубку на белую.

Воспитатель: Ребята, заметили ли вы, что у березки снежинки непростые, а с приметами зимы. Каждый из вас должен взять по снежинке и назвать ту примету, которую держит.

Например: - Зимой дети любят играть в снежки.

Дети по одному срывают снежинки и называют приметы, которые видят.

Воспитатель: Молодцы, вы ребята, все правильно сделали. А сейчас давайте поиграем. Игра называется «Когда это бывает?». У каждого из вас по фишке, с одной стороны она красная, а с другой – белая. Я вам буду читать загадки, если я прочитаю загадку про зиму, вы должны будете показать мне белую сторону фишки, а если про лето – то красную сторону. Слушайте внимательно.

Солнце печет, липа цветет.
Рожь колосится.
Золотится пшеница.
Кто скажет, кто знает.
Когда это бывает? (Лето)

Снег на полях,
Лед на водах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
(Зима)

Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым. -
Перестал медведь реветь.
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает.
Когда это бывает? (Зима)

Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!»
приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я…
(Лето)

Воспитатель: Умницы, со всеми заданиями вы справились. Зайчик мне нашептал на ушко, что ему понравилось как Катя отвечала на вопросы и т.д. (необходимо сказать про каждого ребенка, тем самым дать понять детям их значимость).