Цели: формировать навыки табличного сложения и вычитания; закреплять и совершенствовать знания состава чисел в пределах 9; продолжать работу над алгоритмом решения задачи, развивать память, корригировать процессы мышления, эмоционально-волевую сферу, внимание; побуждать интерес к математике.
1. Орг. момент.
- Ребята, кто из вас знает, на какой планете мы с вами живём? (Мы живём на планете Земля.)
- А какой праздник отмечает наша страна 12 апреля? (День Космонавтики.)
- Да, верно! А вы знаете, что в космосе наша планета не одна? Нас окружает множество других планет, и вот сегодня по радио я услышала, что с одной из планет наш, земной космический корабль подаёт сигнал о помощи. Что с ним случилось и на какой именно планете он находится никому не известно.
- Дети, я думаю, мы должны помочь братьям-землянам! Согласны? (Конечно, давайте поможем космонавтам). Но не каждый сможет это сделать, а только ловкие, быстрые, сообразительные, умелые, грамотные и добрые! Такие люди – спасатели!
- Вот сейчас мы и проверим можно ли вас взять в спасатели!
2. Устный счёт.
На столах разложены карточки с примерами.
- Того, кто решит карточку с примером мы возьмём в команду спасателей. (Дети решают примеры, записанные на карточках.)
8 – 4 = 7 – 5 =
2 + 3 = 4 + 2 =
9 – 6 = 5 – 4 =
4 + 5 = 3 + 4 =
- Молодцы, все вы можете считать себя спасателями, вы приняты в команду!
- Ребята, а что мы с вами сейчас решали? (Примеры)
- А примеры, на какие действия? (На сложение и вычитание)
- Итак, тема нашего урока: Сложение и вычитание чисел в пределах девяти.
- В команде спасателей, вы конечно знаете, обязательно есть командир. Сейчас и мы тоже выберем командира нашего спасательного отряда. Кто быстрей решит задачу тот и будет командиром.
Есть в галактике одна лучезарная звезда. Все лучи горят на ней ярче радуги, светлей. Два луча - голубых, пять зелёных, два больших фиолетовым огнём в небе светятся моём. Всего сколько лучей насчитали вы на ней?
Проводится словарная работа: галактика, лучезарная.
Ответ дети показывают на числовых веерах.
- Каким действием вы решили задачу? Как у вас получилось число 9?
- Итак, команда в полном составе, есть командир, можно лететь, но что бы не заблудиться в космосе нужно на карте проложить маршрут.
Работа в тетради
- Открываем тетради, записываем число: 10 апреля (для записи числа нужны две цифры 1 и 0). Ниже у вас стоят точки, соединив их мы, узнаем точный маршрут. Но это ещё не всё, самостоятельно продолжите: три клетки вправо, две вверх, одну вправо, три вниз, четыре вправо, одну вверх. Поставьте точку. Здесь находится нужная нам планета, пристегните ремни, в путь!
Физминутка
- За время перелёта мы устали, давайте отдохнём.
В одном солнечном местечке, у оранжевой речки отдыхали марсиане: ручками хлопали, ножками топали, весело скакали, низко приседали, помахали головой- разбежались все домой!
- Наш полёт закончен, высаживаемся на планету! Оказывается, у наших друзей сломался корабль. Что бы его починить нужно решить примеры и детали с нужным ответом вставить на своё место.
Дети, каждый выходя к доске и ставя свою деталь на определённое место, конструируют ракету.
- Из каких геометрических фигур состоит корабль? (Из треугольника, прямоугольников, кругов, квадратов.)
- Что мы закрепляли, решая примеры на деталях корабля? (Мы закрепляли состав чисел в пределах девяти.)
- Встаньте, кто решал примеры на вычитание;
- Кто решал примеры на сложение;
- На сложение и вычитание.
- Молодцы мы починили корабль и теперь вместе с нашими друзьями можем лететь обратно на Землю. Но почему-то наш корабль не заводится, наверное, закончилось топливо. Чтобы узнать точно хватит ли топлива на обратный путь, нам предстоит решить задачу.
При взлёте в звездолёт заправили 9 кусков сахара. За время полёта израсходовали 4 куска. Сколько кусков сахара осталось?
- Дети, обратите внимание на то, что топливом для корабля являются кусочки сахара!
- Из чего состоит задача? (Из условия, вопроса, мы должны решить её и ответить на вопрос.)
- Что известно в задаче? (Что 9 кусков сахара заправили, а 4 куска сахара израсходовали.)
- Израсходовали, это стало больше или меньше? (Кусков сахара становилось меньше.)
- Что спрашивается в задаче? (Сколько кусков сахара осталось?)
- Каким действием решается задача? (Задача решается сложением.)
- Почему? (Кусочков сахара становилось меньше.)
Решение и ответ задачи записывает у доски 1ученик, а остальные решают в тетрадях.
9к. – 4к. = 5к.
Ответ: 5 кусков сахара осталось.
- Мы решили задачу? (Да, потому что мы ответили на вопрос задачи.)
- Теперь мы спокойно можем вернуться на родную планету, так как топлива на обратный путь нам хватит.
- Все по местам! Пристегнуть ремни! Летим на Землю!
- Закрыли глаза, представили, как мы пролетаем над горами, лесами, полями, бескрайними морями, летим над городами. Вот уже видна наша река Кан, наш город, центральная площадь, а теперь внизу мы видим нашу школу. Опускаемся ниже, приземляемся в классе за парты.
- Открыть глаза, отстегнуть ремни! С удачным приземлением ребята! Рада приветствовать вас в нашем классе!
- Помогли ли мы космонавтам, потерпевшим аварию? (Да, мы помогли космонавтам.)
- А оказывая помощь, какие знания мы закрепляли? (Мы закрепляли знания о составе чисел в пределах 9, решали примеры и задачи на сложение и вычитание чисел в пределах 9.)
- На этом наш интересный урок закончен, большое спасибо!