Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики, в качестве приоритетной цели определила обновление содержания и технологий образования, создание системы непрерывного образования, повышения качества профессионального образования на основе компетентностного подхода
Процесс подготовки квалифицированного, конкурентноспособного на рынке труда специалиста, готового к социальной и профессиональной мобильности, предполагает усвоение большого объема знаний, формирование и развитие компетенции в сфере самостоятельной деятельности, самообразовательных навыков, а также навыков планирования, моделирования и самооценки результатов.
В настоящее время от специалиста требуется не применение готовых практических решений, а самостоятельная выработка творческих решений. Современный специалист должен быть подготовлен к самостоятельному приобретению и обновлению знаний.
Реализация названной цели возможна за счет интенсификации образовательного процесса. Зарубежный и отечественный практический опыт профессионального образования позволяет говорить о возрастающей роли модульной технологии отбора и реализации содержания обучения.
Наиболее полно основы модульного обучения разработаны и изложены в работах П.Ю.Цявичене, С.Я. Батышева, Третьякова П.И.
Сущность модульного обучения заключается в предоставлении обучающемуся возможности самостоятельно работать с предложенной ему индивидуальной программой и достигать конкретных целей обучения в процессе работы с модулем.
Модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. Дидактическая цель формируется для обучаемого и содержит в себе не только указание на объём знания, но и на уровень его усвоения
Основными функциями преподавателя при модульном обучении являются контроль, консультации, координация действий по овладению информацией, чтение лекций. Основные действия обучающегося: самостоятельное изучение и анализ учебного материала, управление своей познавательной деятельностью, составление логической схемы. Взаимодействие преподавателя и обучающегося выражается в личных контактах, в коллективном сотрудничестве.
Технология модульного обучения представляет собой определенный объём учебной информации, необходимый для выполнения конкретной деятельности и формирования профессиональной компетентности обучающихся. Принцип модульности означает, что содержание учебного материала обеспечивает каждому обучающемуся достижение поставленных дидактических задач, имеет законченность материала в модуле и интеграцию разных видов и форм обучения.
Технология модульного обучения поддерживает компетентностный подход в образовании. Эта программа основана на особой организации учебного процесса, при котором в качестве цели обучения выступает совокупность профессиональных компетенций обучающихся, а средством её достижения – модульное построение содержания и структура обучения.
Здесь мы рассматриваем применение модульной технологии на занятиях по дисциплине «Латинский язык и античная культура» для студентов специальности «Иностранный язык». Учебный материал дисциплины делиться на 2 модуля:
1. Латинский язык и античная культура – основа европейской цивилизации.
2. Основные правила латинского языка.
Цель создания модулей - повышение общего гуманитарного образования студентов, формирование знаний в области античной культуры, истории происхождения и развития латинского языка; умений самостоятельно реферировать, аннотировать материал по грамматике латинского языка из различных источников информации; читать и переводить со словарём аутентичные тексты; определять и образовывать грамматические формы латинского языка.
Каждый модуль включает в себя 4 раздела: методический; практический; информационный оценочный.
В методическом разделе представлена структура модуля по учебным элементам. Практический раздел модуля содержит дидактический и раздаточный материал по выполнению практических работ.
Схема №1 Учебный элемент №7 (лекция №6) «Римская риторика и ораторское искусство», модуль №1 «Латинский язык в контексте европейской культуры»
№ 7 |
Учебный материал с указанием заданий |
Руков-во по усвоению м-ла |
1. | Цель: закрепить знания по темам «Воспитание и образование в Древнем Риме», «Римские системы измерения». Вводный контроль: 1.1. Запишите дату и ответьте на вопросы теста, ответы зафиксируйте в тетради. 1) Укажите высказывания, которые не относятся к особенностям воспитания и образования в Риме: а) воспитание и образование носило патриархальный характер; б) образование было «пошаговым»; в) начальное образование предусматривало обучение точным и естественным наукам; г) занятия теоретическими дисциплинами сочетались с гимнастикой; д) риторическая подготовка сочеталась с углубленным изучением музыки. 2) Перечислите следующие римские монеты в порядке возрастания: 1-денарий; 2-квинарий; 3-сестерций; 4-асс; 5- «золотой»; 6- солид. 3) «Календы» - это а) 5 или 7 дни месяца; б) 13 или 15 дни месяца; в) 1 день месяца. 4) «День Юпитера» - это а) пятница; б) четверг; в) среда 5) Найди соответствия а) секстарий 1) 3,3 литра б) когний 2) 16 секстариев в) урна 3) шестая часть когния г) модий 4) 24 секстария 1.2. Проверьте свои ответы по образцу. 1.3. Исполнить хором гимн «К радости!» |
Время выполнения 15 минут, исправления делать карандашом |
2. | Цель: систематизировать материал лекции №6 «Римская риторика и ораторское искусство» 2.1. Запишите в тетрадь тему лекции. 2.2. Познакомьтесь самостоятельно с логической схемой лекции № 6 «Римская риторика и ораторское искусство» и восстановите содержание лекции. 2.3. Сформулируйте основные вопросы лекции и сделайте выводы. 2.4. С помощью таблицы №1 сформулируйте основные критерии к таблице №2, используйте следующие слова: высокий, низкий, без ошибок, окрашенный, динамичный, монотонный, громкий, правильный и другие. 2.4 Логическую схему и таблицы записать в тетради |
Индивидуальная работа Время выполнения 30 минут Устно и письменно |
3. | Цель: закрепить знания, полученные на занятии: 3.1. Каждый человек из группы получает текст . 3.2. Приготовьте выступление по правилам ораторского искусства Древнего Рима. 3.3.Оцените выступление каждого по пятибалльной системе.3.4. Оцените самостоятельно: всё ли вам понятно и достигли ли вы цели. Для этого вернитесь в начало учебного элемента и прочтите, какие перед вами стояли цели; 3.5. Если возникли вопросы, обратитесь к преподавателю Д/З : выучить конспект лекции, наизусть знать гимн «К радости!», приготовить наизусть выступление по правилам ораторского искусства. |
Время выполнения 45 минут, устно |
Схема №2 «Учебный элемент №7, практическая работа №9 «Спряжение глагола быть во временах системы инфекта», модуль №2 «Основные правила латинского языка»
№7 7 |
Учебный материал с указанием заданий | Руков-во по усвоению м-ла | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. | Цель: систематизировать знания по темам «Спряжение глагола быть во временах системы инфекта», «Перевод простого предложения», «Личные окончания действительного залога во временах системы инфекта».Вводный контроль:1. Запишите дату и повторите материал лекции №14 «Имя существительное», лекции №15 «Глагол. Времена системы инфекта» 2. Для выполнения практической работы используйте материал учебника «Кацман Н.Л., Ульянова И.Л. Латинский язык. Учебник для лицеев и гимназий. – М.: Владос, 2001. – 450 с.» с. 62; с. 65; с. 81. 3, Изучить методику грамматического анализа и перевода простого предложения | Индивидуальная работа 15 минут |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. | Цель: Формирование умений грамматического анализа и перевода простого предложения. Задание №1. Определите формы и тип спряжения глаголов. Отделите дефисом основу, суффикс, окончание, Переведите каждую форму на русский язык. amabitur, videris, defendite, erant. Образец:
Задание №2. Проспрягайте устно глагол «esse» - быть во временах системы инфекта Задание№4.Переведите предложения на русский язык письменно на русский язык, выделенное чертой предложение разберите по схеме
|
Индивидуальная работа Письменно 60 минут |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. | Цель: Контроль лексико-грамматических навыков по теме «Спряжение глагола быть во временах системы инфекта»3.1 Проверить правильность заданий по образцу 3.2. Оцените самостоятельно: по критериям оценкивания: Максимальное количество баллов: 40, 35 - оценка 5; 28, 34 – оценка 4; 20, 27 – оценка 3. менее 27 – неудовлетворительно. 3.3. Если возникли вопросы, обратитесь к преподавателю 3.4 Заполните оценочный лист для студентов | Индивидуальная и групповая работа устно 15 минут |
Информационный раздел учебного модуля содержит конспекты лекций, учебную и справочную литературу.
Схема №3 «Информационный материал к учебному элементу №7,лекция№6 «Римская риторика и ораторское искусство», модуль №1«Латинский язык в контексте европейской культуры»
1. Логическая схема №6 к лекции №6«Римская риторика и ораторское искусство»
2. Таблица №1 «Оценивание выступлений студентов по правилам ораторского искусства»
3. Таблица №2 «Критерии оценивания выступлений студентов по правилам ораторского искусства»
4. Тексты для выступлений
1. Логическая схема №6 к лекции №6«Римская риторика и ораторское искусство»
Римская риторика и ораторское искусство
Виды ораторского искусства Структура ораторской речи Великие ораторы Рима
1. торжественное красноречие 1. вступление (excordium) 1. Марк Туллий Цицерон
2. совещательное красноречие 2. изложение (nirratio) 2. Марк Фабий Квинтилиан
3. совещательное красноречие 3. план главной части (partitio)
4. доказательство (probatio)
5. резюме главной части (repetitio)
6. заключение (peraratio)
(Цицерон)
1. торжественное красноречие - выступления на праздниках с показательными хвалебными или порицательными речами
2. совещательное красноречие - политическое, предназначенное для государственных деятелей, главная задача которых состояла в том, чтобы убедить слушателей в пользе или вреде того или иного дела
3. совещательное красноречие - речь обвинителей и защитников, обосновывающие свою позицию
Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.) – выдающийся оратор, писатель и политический деятель. Блестяще одарённый от природы, уже в детстве выказывал такие способности, что на него приходили смотреть как на чудо. Язык Цицерона энергичен и естественен, чрезвычайно богат стилистическими и риторическими средствами, чёток, ясен, и классически правилен. Его стиль во все времена был предметом восхищения и подражания.
Марк Фабий Квинтилиан (35-100 н. э.) –теоретик риторического искусства, написавший обширный и знаменитый трактат «Наставление оратору». Воспитывать ОРАТОРА, по Квинтилиану, нужно с самого раннего детства, последовательно проходя элементарные основы и продвигаясь к вершине риторического искусства.
Для подготовки речи необходимо учитывать место, где будет выступление, аудиторию, внешность, заучивание или запоминание, и произнесение речи.
2. Таблица №1 «Оценивание выступлений студентов по правилам ораторского искусства»
Ф.И.О. | Аудито-рия | Внешность | Тембр | Эмоци- ональность |
Правильность речи |
Красно-речие | Итог. оценка с примеч. |
3. Таблица №2 «Критерии оценивания выступлений студентов по правилам ораторского искусства»
Оценка | Аудитория | Внешность | Тембр | Эмоциональность | Правильность речи | Красноречие |
5 | ||||||
4 | ||||||
3 | ||||||
0 |
Оценочный раздел модуля включает в себя критерии оценивания студентов, оценочные листы для студентов и преподавателей:
Схема №4 «Оценочный лист для студентов и преподавателя»
Оценочный лист для студентов
Ф.И.О. студента:
Группа:
200- / - учебный год
№ | Название учебного элемента | Вид занятий |
№ заданий (количество баллов) | итого | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||||
УЭ1 | Лекц.№ | ||||||||
УЭ2 | Пр. р.№ | ||||||||
Итого по плану |
Критерии оценивания практических работ
Максимальное количество баллов за правильное выполнение 1задания: 10 баллов
80% выполнено правильно: 8 баллов
50% выполнено правильно: 5 баллов
менее 50% выполнено правильно: 3балла
Критерии оценивания лекций
Подробный конспект лекции: 10 баллов
Подробная логическая схема: 10 баллов
Дополнительный материал к лекции:10 баллов
Краткий конспект лекции: 5 баллов
Краткая логическая схема: 5 баллов
Примечание к оценочному листу для студентов
Задание №1 Задания из практической работы
Задание №2 Задания из практической работы
Задание №3 Задания из практической работы
Задание №4 Тестирование
Задание №5 Конспект лекции, логическая схема
Задание №6 Самостоятельная деятельность студента
Оценочный лист для преподавателя к модулю №2 «Основные правила латинского языка», дисциплина «Латинский язык и античная культура»
№ | Ф.И.О.студента | Л13 | 6 | Л14 | 7 | Л15 | 8 | 9 | Л16 | 10 | 11 | Л17 | 12 | 13 | 14 | 15 | к | 16 | итого |
1 | |||||||||||||||||||
2 |
Обозначения: Л- лекция; 1, 2,…..- № практических работ; К – консультация
В оценочном разделе есть образцы выполненных заданий по учебным элементам (УЭ). Продолжительность обучения по модулю составляет 34 часа, по учебному элементу - 1 час 30 минут.
На занятиях по модулю используются следующие методы обучения: индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа, метод проектов. Для достижения результата рекомендуется использовать наглядные средства обучения: мини-плакаты и слайды (презентация учебных элементов (Приложение №1), иллюстративный материал. Для контроля изучения учебного материала используется рейтинговая система оценивания результата по 10 балльной шкале. Студенты, не выполнившие требования по результатам модуля, не допускаются к сдаче экзамена по дисциплине.
Для современного языкового образования необходимы междисциплинарная интеграция, многоуровневость, вариативность, ориентация на межкультурный аспект овладения языков. Новые задачи предполагают изменение в требованиях к уровню владения иностранным языком, определение новых подходов к отбору содержания и организации материала, использование адекватных форм и видов контроля. Технология модульного обучения – это инструмент и средство самообразования обучающихся и представляет целостный комплекс формирования самооценки результатов и компетентности благодаря многократно повторяющейся диагностике уровня знаний и профессиональных навыков.
ЛИТЕРАТУРА
- Кацман, Н.Л. Латинский язык [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Н.Л.Кацман, З.А. Покровская. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 456 с.
- Кацман, Н.Л., Латинский язык. Учебник для лицеев и гимназий [Текст]. / Н.Л.Кацман, И.Л.Ульянова. - М., Гуманит. изд. центр Владос, 2001. – 456 с.
- Модульные образовательные программы начального и среднего профессионального образования [Текст] // Среднее профессиональное образование. - 2005. - №7. - С. 2-4.
- Полякова, Н.В. Технология модульного обучения [Текст] / Н.В. Полякова // Завуч.- 2005.- №5.- С.50 – 56.
- Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс [Текст]: пособие для студентов пед.вузов и учителей. – М.: АСТ: Астрель, 2008.- 238 с
- Технология модульного и интегративного обучения [Текст]: методические рекомендации / авт.-сост. О.С. Рапоцевич; под общ. ред. Т.С. Паниной. - Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2007. - 104с.