Задание 1. Нарисуйте больное и здоровое сердце. Чем они отличаются и почему?
На протяжении жизни у человека сердце бьется 3 миллиарда раз!
Масса сердца колеблется в пределах 200-400 г, по объему сердце сопоставимо с кулаком (750 кубических сантиметров). Сердце сокращается ритмично, но эта ритмичность меняется в течение жизни и составляет : 125 ударов в минуту в возрасте одного года,105 ударов- в два года,100- в три года, 97- в четыре, 92- с пяти до десяти , 78-с 10 до 15 лет, 70- с 15 до 50, 74- с 50 до 60, 79- с 60 до 80 лет. Значит, среднее за всю жизнь число составляет 75 сердцебиений в минуту. Для сравнения заметим, что сердце мыши бьется с частотой 500 ударов в минуту, а у слона эта величина – всего 25 ударов в минуту.
Сердце мужчины, бьющееся с частотой 75 ударов в минуту, производит 4500 сокращений в час и 108000 в сутки. Таким образом, от рождения до смерти сердце мужчины бьется 2800000 раз, сердце женщины-3100000 раз.
Заметим, что сердце является мощным насосом, перекачивающим кровь через артерии и вены. Объем крови, перекачиваемый сердцем за одну минуту, составляет 6 л (со скоростью кровотока 2 км/ч, то есть путь крови от руки до языка занимает 15 секунд, от одной кисти до другой- 13 секунд и от бедра до стопы- 2 секунды), но может достигать и 30 л/мин, если сердце переполняется кровью, например, когда человек находится в состоянии возбуждения или выполняет большую физическую нагрузку.
В состоянии покоя сердце перекачивает 360 л крови в час, 8640 л за сутки (то есть 15т), 3153600 л за год.
На протяжении жизни сердце мужчины пропускает через себя 224 миллиона литров крови, а сердце женщины- 249 миллионов, а это эквивалентно количеству воды, вытекаемой из Сены за 10 минут.
Трассы прогоняемой сердцем крови
Через сердце кровь поступает в артерии, вены и капилляры. Последние образуют сеть длиной около 200 000 км, то есть в 35 раз превышают общую протяженность границ Франции.
Отметьте следующие знаменательные вехи в истории ваших сердец!
- 500 миллионов ударов в 12 лет 10 месяцев,
- 780 миллионов ударов в 20 лет,
- 1 миллиард ударов в 25 лет 9 месяцев,
- 1 миллиард 200 миллионов ударов в 30лет,
- 1 миллиард 600 миллионов ударов за 40 лет,
- 2 миллиарда ударов в 51 год 5 месяцев,
- 2 миллиарда 300 миллионов ударов в 60 лет.
Задание 2. Влияние физической нагрузки на сердце.
Цель: проследить, как меняется пульс до и после нагрузки. Сравнить показания тренированных и нетренированных учащихся.
Порядок работы:
- Измерить пульс в состоянии покоя за 10 секунд и записать в таблицу.
- Сделать 10-20 приседаний. Измерить пульс после нагрузки и внести данные в таблицу
- Выполнить валеологическое упражнение – грудное дыхание. Упражнение следует выполнять, сидя на стуле, согнуть ноги в коленях, положить руки на верхние отделы грудной клетки. Сосредоточить внимание на ребрах. После медленного выдоха через нос сделать медленный вдох через нос, расширяя грудную клетку, затем - выдох, сжимая грудную клетку. Повторить 5-6 раз. Измерить пульс после лечебного дыхания и записать в таблицу.
- Отметить все точки и построить график.
- Сделать анализ данных и графика, отвечая на вопросы.
- во сколько раз увеличилась частота сердечного сокращения (ЧСС) после нагрузки? (Если в 1,3 раза и меньше - хорошо, если больше - плохо, это может говорить о недостаточной тренированности).
- Определить время, за которое работа сердца (количество седцебиений) приходит в норму (после нагрузки). Записать в таблицу (в норме она должна прийти к этому уровню за 2 мин. Если это происходит раньше, результаты очень хорошие, если позже - посредственные. Если процесс продолжается больше 3 мин. это означает плохое состояние организма).
Таблица. Динамика частоты сердечных сокращений, время восстановления.
Показатели измерений |
Пульс | Время восстановления | ||||
по 10 сек. | мин. | норма | ||||
1 | 2 | 3 | ||||
В покое | 75-85 | |||||
После нагрузки | до 170 | |||||
После отдыха | 75-90 |
Вывод 1: У тренированных людей время восстановления пульса значительно….., чем у нетренированных, следовательно, нагрузка на работу сердца тренированного человека………, что позволяет сердцу…………..сохранять свою молодость.
Задание 3. Влияние вредных привычек на сердце.
Цель: доказать опытным путем вред алкоголя на кровь, кровеносную систему и сердце.
Порядок работы:
1. Сравнить содержимое пробирок:
№1 кровь
№2 кровь + спирт
№3 белок + спирт
Вывод 2: содержание спирта в крови, делает ее…., что…. движение крови по сосудам. Сердце работает с …….. нагрузкой, что …. его продолжительность жизни.
Задание 4. Влияние неправильного питания на сердце.
Цель: определить роль питание для сердца.
Порядок работы:
- Просмотр учебного видеофильма о вреде переедания.
- Определить причины болезни сердца, связанные с питанием.
- Как должен питаться человек, заботясь о сердце.
Вывод 3: при……….. питании сердце………….. необходимые вещества, витамины, микроэлементы. Что……………. работу сердца и ……………….. отложению вредных веществ.
Задание 5 Мой план оздоровления.
Цель: определить для себя правила здорового образа жизни.
Что тебе нужно делать, чтобы укрепить своё СЕРДЦЕ?
- не переедать;
- здоровый отдых (сон 8-10 часов, двигательная активность, свежий воздух, эмоциональный комфорт и т.п.);
- закаляться;
- больше употреблять овощей (капусты, моркови, помидоров, лука, сладкого перца), фруктов (апельсинов, яблок, бананов), ягод (смородины, малины, брусники, клюквы, винограда), а так же продуктов, содержащих необходимые для сердца и кровеносных сосудов минеральных веществ (молока, кефира, гречневой и овсяной крупы, морской капусты и других море продуктов, орехов и изюма);
- меньше есть сладостей;
- меньше употреблять жирных продуктов;
- сбалансировано питаться;
- отказаться от вредных привычек;
- больше заниматься физическими упражнениями умеренной интенсивности;
- избегать нервных перегрузок;
- остерегаться болезней.
Девизом вашей жизни пусть станут слова известного врача Амосова, который всю жизнь лечил сердца людей. (Разгадайте этот девиз, запишите и запомните!)
Девиз по жизни:
Рекомендации для самостоятельного исследования (ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ САМОАНАЛИЗ.
1. Как работает твое сердце?
Сравни частоту сокращений своего сердца и артериальное давление в покое (по результатам последних медицинских осмотров или измерений на уроке) с показателями нормы для детей твоего возраста. С помощью учителя или врача проведи анализ полученных результатов.
2. Какова мощность твоего сердце?
Для определения работоспособности сердечно - сосудистой системы проще всего использовать степ - тест. Тест заключается в подъем на ступеньку высотой 45 см. в течение 3 минут с частотой 30 подъемов в минуту. По окончании работы проводится подсчет частоты пульса в первые 30 секунд второй, третьей и четвертой минуты периода восстановления: Р1, Р2, Р3; на основе полученных данных вычисляется индекс:
Сравни полученный индекс со шкалой оценок:
64 слабо
65-75 ниже среднего
76-89 удовлетворительно
90-99 хорошо
100 отлично. Вывод:______________________________.
КАК ПРОВЕРИТЬ ПУЛЬС ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА (при оказании первой медпомощи)
Пульс – это периодическое толчкообразное расширение стенок артерий.
Лучше всего он прощупывается в двух местах – на запястье и в углублении шеи правее или левее подбородка.
- Пульс на запястье располагается пониже основания большого пальца, в ложбинке между двумя костями.
- Нащупайте его тремя пальцами и слегка надавите.
- Не прижимайте пульс большим пальцем , так как в нем ощущается ваше собственное биение сердца и вы можете принять собственный пульс за пульс другого человека.
- Пульс на шее (горле) находится в ложбинке пониже челюстной кости , сбоку от кадыка.
- Проверять, его также надо тремя пальцами, слегка прижимая.
О ЧЕМ МОЖЕТ РАССКАЗАТЬ ПУЛЬС.
Частота сокращения сердца меняется с возрастом, а значит, меняется и пульс. Частота пульса измеряется количеством ударов в минуту.
НОРМАЛЬНЫЙ ПУЛЬС:
У младенцев – до 140 ударов в минуту;
У ребенка – до 90 ударов в минуту;
У мужчин - от 60 до 80 ударов в минуту;
У женщин – от 78 до 82 ударов в минуту;
У пожилых людей – около 60 ударов в минуту;
Изменение частоты пульса вызывается различными заболеваниями и травмами.
Учащённый или слабый пульс указывает на шок, внутреннее кровоизлияние и перегрев.
Учащённый и неровный пульс у человека, который находится в состоянии покоя, говорит о нарушении сердечной деятельности.
Замедленный пульс указывает на переохлаждение организм (гипотермия).
ПАСПОРТ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА
Ф.И.О.___________________________________
Возраст________________ Класс______
№ | Показатели | Возрастные нормы | Рекомендации себе |
|
I. | Рост (см) | |||
II. | Вес (кг) | |||
III. | Пульс в покое (уд. в мин.) | |||
IV. | Пульс после нагрузки (20 приседаний) | |||
V. | Время восстановления (мин) | |||
VI. | Артериальное давление | |||
VII. | Частота дыхания (вдохов в минуту) | |||
VIII. | Осанка | |||
IX. | Состояние стопы | |||
X. | Показатели физической подготовленности: | |||
1. | Подтягивание или отжимание (раз) | |||
2. | Быстрота бега | |||
3. | Метание теннисного мяча на дальность (метров) | |||
4. | Прыжки в длину, высоту с места (метров) | |||
5. | Бег на выносливость | |||
X. | Самочувствие | |||
XI. | Настроение | |||
XII. | Сон | |||
XIII. | Аппетит | |||
XIV. | Мои «вредные привычки» | |||
XV. | Рекомендации себе |
Памятка учащимся для ведения здорового образа жизни
1. Заниматься физкультурой 3-5 раз в неделю, но не перенапрягать организм интенсивными физическими нагрузками.
2. Не переедать и не голодать. Питаться 4-5 раз в день, употребляя в пищу необходимое для растущего организма количество белков, витаминов и минеральных веществ, но ограничивая себя в животных жирах и сладком.
3. Не переутомляться умственной работой. Стараться получать удовлетворение от школьной учебы, а в свободное время заниматься серьезным делом (творчеством).
4. Доброжелательно относиться к людям. Знать и соблюдать правила общения. Найти для себя эффективный вариант выхода из стрессового состояния, научиться предупреждать его.
5. Выработать, с учетом индивидуальных особенностей своего характера, подходящий способ отхода ко сну, позволяющий быстро уснуть и полностью восстановить силы.
6. Ежедневно заниматься закаливанием своего организма. Чтобы это вошло в привычку, надо испробовать различные закаливающие процедуры (обтирание мокрым полотенцем, обливание холодной водой всего туловища и отдельных его участков, купание, контрастный душ, сауна и т.п.) и выбрать для себя те, которые не только помогают победить простуду, но и доставляют удовольствие.
7. Не привыкать к курению и употреблению спиртных напитков. Учиться сдерживать себя и не поддаваться, когда кто-нибудь будет соблазнять попробовать сигарету или спиртное.
СЛОВАРЬ
- Валеология (valeolоgiа – лат.здравствовать,быть здоровым)-наука о здоровье.
- Здоровье, по определению ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения),- это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
- Здоровье человека – это процесс сохранения и развития его психических и физических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.
- Наследственность – свойство организмов повторять в ряду поколений сходные признаки и свойства.
- Экология (гр. ойкос- дом + …логия) – область знания, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей средой.
- Артериальное давление - давление крови на стенки кровеносных сосудов.
- Кровь артериальная - кровь насыщенная кислородом.
- Кровь венозная - кровь обедненная кислородом, насыщенная углекислым газом.
- Сердце - полый, мышечный орган, разделенный на два предсердия и два желудочка.
- Гиподинамия - (гипо…….. + гр. динамис – сила)- нарушение функции организма при малой двигательной активности. В частности гиподинамия характерна для людей, ведущих малоподвижной образ жизни.
- Образ жизни - это способ переживания жизненных ситуаций.
- Пульс - ритмическое биение стенок артерий, обусловленное работой сердца.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Г.К. Зайцев, А.Г. Зайцев «Твое здоровье». СПб. 1998 г.
- Ш.А. Амонашвили «Гуманная педагогика».
- Доминик Леони, Режи Берте «Анатомия и физиология человека в цифрах». М. 1997 г.
- Чумаков Б.Н. «Валеология». М. 1997(99) гг.
- Л.Г. Татарникова, М.В.Позднеева. «Валеология подростка». СПб 1996 г.
- В.Л. Хрущев. «Здоровье человека на Севере». М. 1994 г.
- Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. «Основы гигиены и санитарии». М. 1989 г.
- В.П. Ситников. Справочник школьника «Охрана безопасности жизни 5-11 класс». М.1997 г.
- С.В. Попов. «Валеология в школе и дома». СПб. 1997 г.
- Байер К., Шейнберг Л. «Здоровый образ жизни». М. 1997г.
- Газета «Здоровый образ жизни». 1997-2007 гг.