Устный межпредметный журнал "О, сколько нам открытий чудных готовит математики урок"

Разделы: Внеклассная работа

Цели:

• развитие межпредметных связей;
  • расширение знаний обучающихся;
  • развитие познавательного интереса и творческой активности;
  • формирование сознания ценности развития информационных технологий.

Оборудование: презентация (Приложение 1);

Перечень страниц устного журнала

1. Гимн математике
  2. «Математика – царица наук»
  3. «В математике есть своя красота, как в живописи»
  4. И в шутку и всерьёз о математике
  5. Викторина «Решай! Смекай! Отгадывай!»

СТРАНИЦА ПЕРВАЯ

• Гимн математике

Все науки хороши
Для развития души.
Их и сами все вы знаете, конечно,
Для развития ума математика нужна,
Это было, это будет, это вечно.
Для развития ума математика нужна,
Это было, это будет, это вечно.

• Вступительное слово учителя

Дорогие друзья! Нас привела сюда общая любовь к математике.

СТРАНИЦА ВТОРАЯ
Слово предоставляется

• Физика

Математика – это язык, на котором говорят все точные науки, особенно физика и астрономия. Все физические законы записаны математическими формулами. Все законы движения планет, звезд и галактик подчиняются математическим законам.
Математика, как известно, "царица и служанка всех наук". Наука становится наукой постольку, поскольку в нее проникает число - примерно так писал замечательный французский математик Эмиль Борель. И если говорить о связи математики и физики, то, на первый взгляд, вообще трудно различить, где кончается математика и начинается теоретическая физика.
Что касается физики экспериментальной - тут более или менее ясно. Эксперимент - это эксперимент. А вот теоретическая физика - это, казалось бы, просто глава математики. Кстати, иногда так и думают.

• Информатика

Информатика и математика - это про одно и то же? История вычислительной техники началась едва ли не раньше, чем окончательно сформировалось понятие числа. Неспроста в некоторых языках слово «цифра» происходит от слова «палец» - поначалу счёт был неотделим от загибания пальцев. Пальцы и стали первой «вычислительной машиной». По мере развития счёта развивалась и техника вычислений; на пальцах, оказалось, можно складывать, вычитать и даже умножать довольно большие числа. Простой пример: вы забыли таблицу умножения на 9, а вам нужно быстро сообразить, сколько будет 9Х6. Вы кладёте перед собой две руки, отсчитываете слева шестой палец и загибаете его. Готово: первая цифра произведения 9Х6 – слева от загнутого пальца, вторая – справа. Получился правильный ответ: 54. Можно перемножать и другие числа, но сложнее. Теперь уже эти методы никто не вспоминает, но в середине века пальцевый счёт был широко распространён.

• Биология

Современная биология активно использует различные разделы математики: теорию вероятностей и статистику, теорию дифференциальных уравнений, теорию игр, дифференциальную геометрию и теорию множеств для формализации представлений о структуре и принципах функционирования живых объектов.
Многие ученые высказывали мысль о том, что область знаний становится наукой только тогда, когда выражает свои законы в виде математических соотношений. В соответствии с этим самая "научная" наука - физика - наука о фундаментальных законах природы, математика для нее - естественный язык. В биологии, для которой предметом изучения являются индивидуальные живые системы, дело обстоит сложнее. Только в нашем веке появились экспериментальные биохимия, биофизика, молекулярная биология, микробиология, вирусология, которые изучают воспроизводимые in vitro явления и активно используют физические, химические и математические методы.
В связи с индивидуальностью биологических явлений говорят именно о математических моделях в биологии (а не просто о математическом языке). Слово модель здесь подчеркивает то обстоятельство, что речь идет об абстракции, идеализации, математическом описании скорее не самой живой системы, а некоторых качественных характеристик протекающих в ней процессов. При этом удается сделать и количественные предсказания, иногда в виде статистических закономерностей. В отдельных случаях, например, в биотехнологии, математические модели, как в технике, используются для выработки оптимальных режимов производства.

• История

В Сиракузах, в Греции есть площадь Архимеда. Он был не только великий учёный, но и великий патриот. Свои изобретения он использовал для защиты родного города от римлян. Архимед сжигал их корабли с помощью огромных увеличительных стёкол, которые сам сконструировал.
История помнит многих учёных не только за их математические открытия, но и гражданскую позицию, их душевную щедрость и красоту.
Вопрос о математических предпосылках прекрасного, о роли математики в искусстве волновал еще древних греков, причем свой интерес они унаследовали от предшествующих цивилизаций.
В наше время математика – необходимый элемент общего образования и культуры, представляет большой исторический интерес, имеет серьезное практическое применение.

• География

География – интересный предмет, но немыслима без математики. До второго века нашей эры география была наукой описательной, затем древнегреческий учёный Птоломей впервые использовал градусы круга и, применив градусную сеть, начертил карту, которой пользовались несколько веков.
В эфире слышатся позывные «SOS!». В море люди терпят бедствие. Их голос услышан, но как их найти? Потерпевшие сообщают свои координаты. Что это такое? А это азимуты. Опять на помощь пришла математика, ведь азимут не что иное, как сектор круга. Графики и диаграммы, которыми так богата география, - это сравнительные величины. На карте нельзя измерить расстояние, не прибегнув к математике.

• Иностранный язык

В юности Карлу Гауссу одинаково нравились древние языки и математика. И если бы не правильный семнадцатиугольник, который построил он с помощью циркуля и линейки в 19 лет, может быть, знали бы Гаусса не как математика, а как лингвиста. После знакомства с работами Н.И. Лобачевского, Гаусс на 62-м году жизни занялся изучением русского языка. И через 2 года уже свободно читал русскую научную и художественную литературу. Сейчас переводами с иностранных языков занимаются специальные машины.

• Литература

Многие из вас слышали о машинном переводе, о стихах, сочинённых машинами, о расшифровке математиками языков исчезнувших народов. Это новая наука – математическое языковедение. Есть много фактов соединения художественного и математического талантов некоторых авторов. А. Грибоедов, автор «Горе от ума», учился в университете на трёх факультетах, в том числе на физико-математическом.
Известный советский математик А.Я. Хинчин не стал профессиональным поэтом, хотя ещё в юности издал четыре книги своих стихов. А выдающаяся русская женщина-математик С.В. Ковалевская написала и издала книги «Воспоминания детства», «Нигилистка» и другие.

СТРАНИЦА ТРЕТЬЯ
Математика неисчерпаема и многозначна. Одних покоряет её логическая стройность, другие ценят в ней точность, а третьи восхищаются её красотой.

• Симметрия

Я есть в цветке, кристалле, архитектуре, живописи. Некоторые находят меня скучной, но если нет симметрии, то нет красоты в человеке, в его одежде, его жилище, его машине.

• Пропорция

Я не только пропорция, я божественная пропорция. Грекам я заменяла теорию действительного числа и помогла им создать геометрию. В архитектуру я вношу гармонию, я – душа гармонии.
Пирамиды представляют интерес для историков, физиков, биологов, медиков, философов и математиков. Золотая пропорция присутствует в отношении основания пирамиды и длины ее апофемы или склона.
В живописи я дала «золотое сечение».
Портрет Моны Лизы (Джоконды) долгие годы привлекает внимание исследователей, которые обнаружили, что композиция рисунка основана на золотых треугольниках, являющихся частями правильного звездчатого пятиугольника. Существует очень много версий об истории этого портрета. Вот одна из них. Однажды Леонардо да Винчи получил заказ от банкира Франческо де ле Джокондо написать портрет молодой женщины, жены банкира, Моны Лизы. Женщина не была красива, но в ней привлекала простота и естественность облика. Леонардо согласился писать портрет. Его модель была печальной и грустной, но Леонардо рассказал ей сказку, услышав которую, она стала живой и интересной.
В живой и неживой природе – везде есть пропорция.
Ученые установили, что работа сердца в отношении временных циклов, изменения давления крови и объемов желудочков оптимизировано по одному и тому же принципу – по правилу золотой пропорции. А ритмы работы мозга почти точно отвечают числам Фибоначчи.

• Периодичность

По характеру творческих возможностей я – универсальное средство. С одинаковой лёгкостью я навожу ужас и привожу в восторг. Я везде: и там, где сеет разрушение и смерть землетрясение, и там, где в поле волнуется спелая рожь. Я там, где поют и играют, потому что я физическая основа музыки. Математики славно потрудились, изучая мой загадочный характер. Они придумали для этого синусоиду, формулу гармонического колебания и другие вещи.

СТРАНИЦА ЧЕТВЁРТАЯ
Математика достойна того, чтобы о ней слагали стихи.

• Говорят о математике

Всё, что без этого было темно, сомнительно и неверно, математика сделала ясным, верным и очевидным
М.В. Ломоносов

Математик, который не является отчасти поэтом, никогда не достигнет совершенства в математике.
К. Вейерштрасс

Вдохновение нужно в поэзии, как в геометрии.
А.С. Пушкин

Природа говорит языком математики: буквы этого языка – круги, треугольники и иные математические фигуры.
Г. Галилей

Полёт – это математика!
В. Чкалов

• Говорят математики

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.
Б. Паскаль

Дайте мне точку опоры и я сдвину Землю!
Архимед

Непокорностью, видно, я Богу постыл.
Грех и тело, и душу мне пылью покрыл.
Но я верю в престол доброты Твоей, Боже,
Потому что от чистого сердца грешил.
Омар Хайям

Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять.
Р. Декарт

Самое трудное – познать самого себя.
Фалес

• Устами наших учеников
    • Многоугольники бывают выпуклые и впуклые.
    • Слагаемые бывают подобные и бесподобные.
    • Аксиома – это такая теорема, которую не надо доказывать.
    • Любая кривая короче прямой, на которой стоит директор школы.
    • Эллипс – это круг, вписанный в квадрат, размером 3х4.
    • Докажем методом «от отвратительного».
    • Равнобедренный треугольник – это такой треугольник, у которого одинаковые бёдра.

СТРАНИЦА ПЯТАЯ
А теперь кто хочет поиграть? Испытать своё счастье?
(На столе стоит барабан с вопросами. Кто вытянет билетик и ответит на вопрос, тот зарабатывает балл. За 5 правильных ответов полагается приз. Призы: блокноты, ручки, карандаши, набор линеек и т.д.)
Вопросы к викторине «Решай! Смекай! Отгадывай!»

1. Сколько земли в дыре глубиной 2м, шириной 2м, длиной 2м? (Нисколько).
  2. Школьная крыса (Биссектриса).
  3. Что называется в математике уравнением? (Равенство, содержащее неизвестные величины).
  4. Забор для математических действий (Скобки).
  5. Привычное место непослушного ребёнка (Угол).
  6. Число богатырей на известной картине В. М. Васнецова (Три).
  7. За книгу заплатили 60 руб. и ещё 1/3 стоимости книги. Сколько стоит книга? (90 рублей).
  8. Индийцы называли его «сунья», арабские математики «сифр». Как мы называем его сейчас? (Нуль).
  9. Именно этот учебник был первой в России энциклопедией математических знаний. По нему учился М.В. Ломоносов, называвший его «вратами учёности». Именно в нём впервые на русском языке введены понятия «частное», «произведение», «делитель». Назовите учебник и его авторов. («Арифметика» Л.Ф. Магницкого).
  10. Алиса попросила ей помочь ответить на мучивший вопрос: лежа не берегу, за 1-й день она прочитала ½ книги, за 2-й день – 1/3 остатка, а за 3-й день – половину того, что она прочитала за первые два дня. Не подскажите ли ей, прочитала ли она книгу до конца? (Да. ½+1/6+1/3=1).
  11. Её знакомство с математикой произошло в 8 лет, так как стены её комнаты были оклеены листами с записями лекций по математике профессора Островского. Кто она? (С.В. Ковалевская).
  12. На могиле этого великого математика был установлен памятник с изображением шара и описанного около него цилиндра. Спустя почти 200 лет по этому чертежу нашли его могилу. Кто этот математик? (Архимед).
  13. На какое число надо разделить 2, чтобы получить 4? (На 0,5).
  14. В древности такого термина не было. Его ввел в XVII веке французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского он означает “спица колеса». Что это? (Радиус).
  15. Что такое: лемма, теорема, аксиома, постулат?
  16. Почему сумма рационального и иррационального чисел всегда будет числом иррациональным?
  17. Кто автор ваших учебников математики?

СТРАНИЦА ПОСЛЕДНЯЯ
Математика – это орудие, с помощью которого человек познаёт и покоряет себе окружающий мир. Чтобы сделать в математике открытие, надо любить её так, как любил её каждый из великих математиков, как любили и любят её десятки и сотни других людей. Полюбите математику!
Подведение итогов. Награждение победителей.

Приложение 2

Литература:

1. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе: Кн. для учителя/ Степанов В.Д. – М.: Просвещение, 1991г.
  2. Занимательная математика. 5-11 классы. (Как сделать уроки математики нескучными) / Авт.-сост. Т.Д.Гаврилова. – Волгоград: Учитель, 2005г.
  3. Отдыхаем с математикой: внеклассная работа по математике в 5-11 классах / Авт.-сост. М.А. Иченская. – Волгоград: Учитель, 2006г.
  4. Предметные недели в школе. Математика / Сост. Л.В.Гончарова. – Волгоград: Учитель, 2004г.
  5. Я познаю мир. Математика: энцикл. / Авт.- сост. А.П.Савин и др. – М.: АСТ: Хранитель, 2007г.