Урок–путешествие в 1-м классе по теме "Гласный звук [э], буква Э"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • продолжить работу по формированию фонетического слуха;
  • актуализировать знания детей об изученных звуках и буквах, определять на слух место звука в слове развивать умения читать слова с изученными буквами начать формирование сознательного, правильного, беглого, выразительного чтения;
  • обогащать словарный запас;
  • воспитывать любовь к чтению и книге;

Оборудование: поезд на магнитах, схемы слов, карточки с названием станций (Угадай-ка, Выбирай-ка, Поиграйка, Прочитай-ка, Узнавай-ка, Повторяй-ка), индивидуальные пособия по чтению слогов-слияний, фонограмма из мультфильма «Паровозик из Ромашково», карточки с цифрами 1, 2, 3 , касса букв, «Азбука» автор В.Д. Горецкий.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа над развитием речевого аппарата. 

1. Дыхательная гимнастика:

  1. «Приподнялись, опустились» – учащиеся вдыхают воздух, произносят счёт от 1 до 10 не дыша, потом увеличиваем до 20.
  2. Чередуем вдох через нос выдох через рот (5-6 раз)
  3. «Дышит носик» – указательным пальчиком нажимаем на левую половинку носа, а через другую – делаем вдох, выдох; потом на правую половинку.

2. Упражнения для артикуляции.

а) «пятачок» «улыбка» – учащиеся вытягивают губы трубочкой и растягивают их в улыбке.

б) чистоговорка:

  • ар-ар-ар – кипит наш самовар
  • ор-ор-ор – созрел наш помидор
  • арь-арь-арь – на стане висит фонарь
  • Ир-Ир-Ир - мой папа командир
  • эр - эр- эр - мой дядя милиционер

ΙΙΙ. Сообщение темы и цели урока.

Ребята,послушайте загадку и скажите, о каком месяце года идет в ней речь:

Снег мешками валит с неба
С дом стоят сугробы снега.
То бураны, то метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну-ка что за месяц это (февраль)

Правильно. Сегодня последний день зимы. Я вас поздравляю с этим и желаю, чтобы этот день у вас прошел интересно, удачно и даже весело. В путь, друзья! В страну знаний!

Сегодня мы отправляемся в путешествие по стране на поезде. Во время путешествия будем продолжать учиться читать слова со звуком [Э] и узнаем много новых слов.

Схема нашего маршрута на доске.

– Что такое маршрут?

Маршрут наш будет проходить с востока, где мы живем на запад. Конечная станция нам не известна.

– Хотите узнать, как она называется?

Тогда в путь, друзья!

(Звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково»)

ΙV. Новый материал.

1 станция «Угадай-ка»

1. Работа проводится в кассах.

Отгадайте загадки.

На лучинке в бумажке
В шоколадной рубашке
В руки просится само
Что же это? (Эскимо)

В нашей кухне целый год
Дед Мороз в шкафу живет. (Холодильник)

Трав копытами касаясь
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко. (Олень) 

Прочитайте первые звуки в каждом слове. Что за слово получилось? (эхо)

2. Работа с учебником «Азбука».

Рассмотрите иллюстрацию и скажите:

– Где находится девочка?

– Как вы думаете, ни это ли ее заинтересовало?

– Кто из вас слышал эхо?

– Где и когда?

Отправляемся на следующую станцию.

2 станция «Выбирай-ка»

На этой станции мы должны найти схему, которая подходит к слову ЭХО.

Дети, послушайте я произнесу это слово Э-ХО

Просигнальте, под каким номером эта схема.

– Правильно. А теперь произнесите это слово хором.

– Какой звук слышите в начале слова?

– Какой это звук? Почему вы так думаете?

– А где мы уже раньше встречали и слышали его?

Да мы встречали его в слогах слияниях.

  НЕ     МЕ     ЛЕ     РЕ     ПЕ     ВЕ     ГЕ    ДЕ     ЖЕ    ЗЕ      
        БЕ       ШЕ СЕ   ХЕ     ЦЕ  

– Какой буквой обозначаем гласный звук в этих слогах- слияниях?

– Как вы думаете, где в словах можно услышать звук [Э]?

3 станция «Поиграй-ка»

На этой станции мы будем играть в эхо. Читаем текст «Поиграем в эхо».

  1. читают хорошо читающие дети
  2. читают цепочкой
  3. читают по ролям, без слов автора.

Физкультминутка.

Поставьте руки трубочкой. Я называю слово, а вы подхватываете его конец.

  • Урок – рок
  • Коля – Оля
  • Петушок – шок
  • Слон – он
  • пятак – так
  • самолет – лет
  • квартира – Ира

Поднимите плечики,
Прыгайте кузнечики,
Прыг- скок, прыг – скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише высоко,
Прыгай на носках легко.

Молодцы!

4 станция «Прочитай-ка»

Работа с Азбукой.

а) чтение учителем

– О чем это стихотворение?

– Где бродит? А еще где?

– Что оно отвечает?

б) жужжащее чтение детьми.

– Найдите предложение с вопросительным знаком.

Эхо, эхо – это ты?

5 станция «Узнавай-ка»

– Ребята вы говорили, что эхо можно встретить на реке, в лесу.

– А как вы думаете можно ли встретить эхо в зимнюю пору?

Да, из- за низкой температуры воздуха зимой эхо услышать в лесу нельзя.

Мороз не дает распространяться эху по лесу.

1. Самостоятельная работа

Прочитать незнакомые тексты и найти слова с буквой Э.

– Какие слова с буквой Э встретились?

2. Творческая работа.

Отгадать загадки, в отгадках которых спряталась буква Э.

  1. Есть на свете чудная лопата
    На колесах, крива и горбата.
    Но копать начинает она –
    Сто лопат заменяет она. (Экскаватор) 

  2. Мимо рощи, мимо яра
    Мчит без дыма, мчит без пара
    Паровозова сестричка
    Кто такая? (Электричка)

  3. Две полоски на снегу
    Оставляю на бегу.
    Я лечу от них стрелой,
    А они опять за мной. (Аэросани)

  4. На лучинке, в бумажке,
    В шоколадной рубашке.
    В руки просится само
    Что же это? (Эскимо) 

3. Этимологический анализ слов.

ЭКРАН            ЭНЦИКЛОПЕДИЯ            АЭРОДРОМ
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО   ЭКИПАЖ   ЭКЗАМЕН
ЭЛЕВАТОР   ЭКСКУРСИЯ   ЭКОНОМИКА

 

5 станция «Повторяй-ка».

Чему мы научились, на уроке путешествуя, на Станциях «Прочитай-ка» и «Узнавай-ка»?

V. Итог урока.

Мы пропутешествовали до конечной станции

– В какой город прибыл наш поезд?

ЭНГЕЛЬС.

Есть такой город у нас в стране.

– С какой буквы он написан? Почему?

– А что еще пишется с заглавной буквы?

– Ребята, а нет ли среди вас тех чьи имена или фамилии пишутся с буквы Э?

Вы сегодня были хорошими путешественниками. Меня очень порадовали ваши ответы.

– А что ждет вас дальше, прочитайте.

ПЕ РЕ МЕ НА