Оборудование урока: портрет В.Гаршина; высказывания писателей.
Цели урока:
Образовательные:
- познакомить с краткими биографическими сведениями о писателе;
- раскрыть содержание проблемы мести и предательства в рассказе.
Воспитательные: воспитывать ответственное отношение к человеку.
Развивающие: развивать коммуникативную и языковую компетенции учащихся, навыки выборочной работы с художественным текстом, развивать образное и творческое мышление.
- "Предательства совершаются чаще всего не по обдуманному намерению, а по слабости характера". Франсуа Ларошфуко
- "Сладчайшая месть - это прощение". Исраэл Фридман
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Я приглашаю вас к разговору о ПРЕДАТЕЛЬСТВЕ и МЕСТИ, о подвиге и его месте в жизни человека. Это очень серьезные вопросы. Попробуем разобраться в них на примере рассказа Всеволода Гаршина "Сигнал".
2. Постановка целей урока.
- Какую цель поставим перед собой?
- Какие задачи необходимо решить?
3. Сообщение учащегося о В.Гаршине.
Всеволод Гаршин - российский писатель. Очень рано стал интересоваться взрослыми вопросами о смысле жизни. Это был вдумчивый, любознательный и живой человек, очень добрый и справедливый к людям (по воспоминаниям его современников). Всеволод Гаршин - человек нелегкой судьбы: участвовал в русско-турецкой войне (1877г.) рядовым в пехотном полку. По окончании войны был произведен в офицеры. Все его произведения пронизаны идеей борьбы за свободу личности, уничтожение неравенства между людьми. Страстно любил Родину. В рассказе "Сигнал" писатель поднимает вопросы предательства и мести, говорит о подвиге простого человека.
4. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
Прочитайте высказывания известных писателей (на доске).
- Как вы понимаете эти слова? Согласны ли вы с мнениями писателей?
- Одинаковы ли понятия ПРЕДАТЕЛЬСТВО и МЕСТЬ?
5. Распределение заданий по группам.
1 группа.
Какие жизненные взгляды были у Семена и Василия? Сравните - представьте в таблице.
2 группа.
Чем был недоволен Василий? На кого злится? ( Докажите текстом)
КОНФЛИКТ - в произведении между кем возникает?
3 группа.
Чтение отрывка (Василий пошёл жаловаться в Москву). Какие черты характера Василия проявляются при ссоре его с начальником? Кто прав в этом споре?
4 группа.
Чтение отрывка (Действия Василия на железнодорожных путях).
Поступок Василия - это отчаяние, предательство или месть?
5 группа.
Хотел ли Василий, чтобы пострадали люди? Что повлияло на возвращение Василия к месту совершенного им действия?
Каждая группа свои размышления оформляет на листах в форме опорного конспекта.
6. Обсуждение важных эпизодов рассказа в раскрытии главных проблем произведения.
Участники каждой группы (поочерёдно) выступают со своими рассуждениями по предложенным вопросам.
На центральной доске оформляется график-движение, развитие основного конфликта в произведении. Показываются разные участники этого конфликта и их характеристики.
- Различны характеры главных героев рассказа, их мироощущение.
Василий - злой на людей, горяч (чуть начальника не зашиб до смерти). Не желает мириться и молчать: "Как можно жить на такое жалованье? Правду надо искать и жаловаться на этих начальников, не молчать!"
Семен - любит людей, терпелив к ним: "Терпеть надо, что Бог пошлет, то и будем принимать".
- Но в решающий кульминационный момент (когда Семен, обливаясь кровью, держал спасательный флаг на железнодорожных путях, а приближающийся поезд был все ближе и ближе) Василий решает вернуться, он помог Семену удержать флаг.
Итак, герои поступают одинаково! Это мы и видим с вами в нашем графике.
- Что повлияло на возвращение Василия к месту совершенного им действия?
- Хотел ли Василий, чтобы пострадали люди?
7. Выводы:
Мы проследили, как зародился конфликт между начальником и Василием, как он развивался. Любые конфликты между людьми опасны тем, что их развитие, последствия могут сказаться не только на участниках конфликта, но и на тех, кто не принимал в них участия. Семен - не участник конфликта, а пострадал!
- А в нашей жизни - известны ли вам случаи, когда страдали люди, не участвующие в самих конфликтах?
- Что такое подвиг?
- Можно ли поступок Семена назвать подвигом? А поступок Василия?
- Чем поучительна эта история?
Буду рада, если этот урок поможет вам иначе, более внимательно посмотреть на взаимоотношения с подругами, друзьями, задуматься об истинном значении прощения в жизни человека.
8. Организация домашнего задания.
Напишите творческую работу на тему "С чего начинается предательство?".