Классный час на тему "Режим питания"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Показать значимость правильного и регулярного питания для здоровья человека; формировать стремление соблюдать правила здорового питания.
  • Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

1 ученик.

Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтоб расти и кувыркаться,
Песни петь, шутить, смеяться.

(на доске - изображение часов в виде тарелки, на циферблате вместо чисел - тарелочки, вместо стрелок - ложка и вилка)

У. - Посмотрите, ребята, какие у нас необычные часы. Как вы думаете, о чем они хотят вам рассказать? (предположения детей)

2 ученик.

Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть,
Нужно вовремя и правильно питаться
С самых юных лет уметь.

У. - Итак, мы поговорим сегодня с вами о режиме питания. У каждого из вас есть свой режим дня. Что это такое? (ответы детей)

У. - Вот и режим питания нужен нам для того, чтобы мы в течение дня вовремя питались.

3 ученик.

В жизни правила нужны,
В жизни правила важны.
И для здоровья тоже есть -
Что, когда, во сколько съесть.

4 ученик.

Всем запомнить надо нам -
Кушать нужно по часам.
Есть питания режим,
Он нам всем необходим.

У. - Внутри каждого из вас "спрятана" передвижная кухня. Сидите ли вы за партой или играете с друзьями во дворе, читаете ли любимую сказку или спите - в ней постоянно идет приготовление пищи, которая нужна клеткам вашего организма.

Главное отделение нашей "внутренней кухни" - желудок. В его мускулистых стенках таятся особые железки. Они выделяют кислые соки. Эти соки растворяют вещества, из которых состоит наша пища. Кусочек хлеба еще у вас во рту, а железки желудка уже готовят такой состав сока, в котором лучше всего "сварится" именно хлеб, а не мясо или яблоко. Для разной пищи они выделяют и разные соки.

Трудится желудок добросовестно, но медленно. Процесс пищеварения длится в желудке несколько часов. Только жидкость начинает переходить в кишечник почти сразу после поступления в желудок. Пища же богатая белками (мясо, рыба), особенно жирная, надолго задерживается в желудке. Основная масса пищи покидает наш желудок примерно через 4 - 5 часов, и при этом наступает ощущение легкого голода. Значит, интервалы (промежутки времени) между приемами пищи не должны превышать 4 - 4,5 часа. Иначе ощущение голода станет сильным. И чтобы насытиться, мы будем есть больше, чем это нужно нашему организму, переедать. (при рассказе могут быть использованы плакаты "Органы пищеварения" или "Внутренние органы")

У. - Продолжительность вашего "активного" дня составляет 11 - 13 часов. Сколько же раз в течение этого времени вы должны есть? (ответы детей)

У. - Отвечая на этот вопрос, ученые-медики провели ряд исследований. Они установили, что одноразовое питание для человека опасно. Организм при таком питании находится в напряжении, неправильно работают все системы и органы тела. Это приводит к истощению организма, и человек может погибнуть.

Двухразовое питание (8 часов утра - 8 часов вечера) тоже вызывает плохое самочувствие. Человек испытывает сильный голод. А самое главное пищевое вещество - белок усваивается организмом только на 75%.

При трехразовом питании человек чувствует себя лучше. Чувство голода не ощущается, аппетит хороший, а белок усваивается на 85%.

При четырехразовом питании усвоение белка остается таким же, а самочувствие человека становится еще лучше.

При пяти - шестиразовом питании стал ухудшаться аппетит.

Какой же вывод сделали ученые-медики? (ответы детей)

У. - Верно, ребята. Для здорового человека наиболее рационально есть 4 раза в день.

5 ученик.

Утро с завтрака начни -
Свой желудок "разбуди".
Если не позавтракал с утра,
То в школе может закружиться голова.

У. - Именно утром ваш организм усиленно расходует энергию, работает наиболее активно. Поэтому завтрак должен помочь вам восполнить эти затраты, помочь усваивать учебный материал, быть энергичными, активными, жизнерадостными.

На завтрак обязательно должно быть горячее блюдо, лучше всего содержащее крахмал - каши, картофель, макароны. При переваривании крахмала образуется глюкоза. Но крахмал переваривается довольно-таки медленно, и глюкоза поступает в кровь небольшими порциями. Поэтому энергии хватает на долгое время.

В качестве питья желательно горячее молоко или кофейный напиток на молоке, горячий сладкий чай.

Хорошим дополнением будут овощи (тертая морковь), сыр, масло.

6 ученик.

Чтоб здоровью не наделать бед,
Горячий скушай ты обед.
Чипсы - это ерунда,
Нужна здоровая еда.

У. - На обед лучше всего максимальное количество овощей, в том числе сырых, в виде овощных салатов. Обязательно первое горячее блюдо (но не слишком объемное), мясо или рыба лучше с овощным гарниром. На сладкое - фруктовый сок, свежие фрукты, компот.

7 ученик.

Часы тикают, бегут,
Время к полднику ведут.
Любим йогурты на полдник,
Любим мы кефирчик пить,
Ведь полезен наш кефирчик -
Повышает аппетит.
Вам, ребята, всем домашнее задание:
Полюбите "йогулярное" питание.

У. - Молочные продукты очень калорийны. Поэтому съев йогурт, творожок или выпив стакан кефира, вы даете своему организму хороший заряд бодрости

8 ученик.

Кто со здоровьем своим дружен,
Тот не забудет и про ужин.
Знай! От ужина до сна
Должно пройти примерно два часа.
Это каждый должен знать,
Чтобы ночью крепко спать.
А если вы наелись прямо перед сном,
На жуткие кошмары вы не жалуйтесь потом.

У. - На ужин можно съесть молочную кашу или овощное рагу, творожную запеканку или омлет. Обязательно нужны свежие овощи и фрукты.

Нельзя есть перед сном блюда из мяса и рыбы. Эта пища очень богата белком, она возбуждает нервную систему человека и очень медленно переваривается. Поэтому человек спит беспокойно и за ночь плохо отдыхает.

Ужинать нужно не позднее, чем за 1,5 - 2 часа до сна. Поздний прием пищи может стать причиной беспокойного сна, а также способствует отложению жира и ожирению.

У. - С режимом питания тесно связан и питьевой режим. Если наше питание организовано правильно, то с едой мы получаем достаточное количество жидкости. Когда мы занимаемся спортом или физическим трудом, в жаркое время года или в походе, мы испытываем жажду, т. е. нам хочется пить больше, чем обычно. Лучше всего утолять жажду чистой питьевой водой, чаем, домашними напитками (морс, коктейль), приготовленными из свежих ягод и фруктов.

Нельзя пить воду перед едой и во время еды. В этом случае жидкость частично заполняет наш желудок, и мы не можем съесть нужное количество еды. Кроме того, эта жидкость разбавляет желудочный сок, а это мешает перевариванию и усвоению пищи.

У. - Наш организм устроен так, что в определенное время "внутренняя кухня" сигнализирует нам, что она готова к приему пищи. Человек, привыкший к определенному режиму питания, может по сигналам своего желудка проверять часы. Если очередной прием пищи не состоялся, организм должен перестраиваться, а это для него очень плохо. В то время, когда вы должны кушать, железки желудка начинают выделять кислые соки. А если в это время пищи в желудке нет, то эти соки действуют на стенки желудка. И это приводит к очень серьезным заболеваниям.

9 ученик.

Приучите свой желудок
Кушать строго по часам.
Будет он тогда здоровым,
Чтоб быть здоровыми и вам!

У. - Заканчивая наш классный час, я хочу рассказать вам небольшую сказку.

В некотором царстве, в некотором государстве жила-была принцесса. Она была такая красивая, но очень капризная и своевольная. Никого не слушала, все делала так, как ей хочется.

Просыпалась она, когда все другие люди к обеду готовились. Лежа в постели, съедала сначала пирожное, потом мороженое и выпивала целую бутылку "Пепси-колы".

Целый день она проводила за компьютером, играла в разные игры. Не отрываясь от экрана, незаметно для себя съедала кириешки, чипсы, несколько шоколадок, большой кусок торта, пиццу, банку варенья:, а запивала все это "Кока-колой".

Поздно вечером, выключив компьютер, она усаживалась перед телевизором и смотрела все фильмы подряд, потихоньку опустошая огромную вазу со своими любимыми конфетами.

Но вот однажды:

У. - Как вы думаете, ребята, что же произошло однажды? (предположения детей)

У. - Придумайте, пожалуйста, продолжение этой сказки, помня о том, что питаться нужно вовремя и правильно.