Урок русского языка в 5-м классе по теме "Обращение"

Разделы: Русский язык


Цель. Познакомить обучающихся с понятием "обращение", его ролью в речи.

Задачи: научить

  • находить обращение в предложении;
  • отличать обращение от подлежащего;
  • ставить знаки препинания в предложения с обращением;
  • составлять предложения с обращением;
  • выразительно читать предложения с обращением.

Структура урока.

  • Вступительное слово учителя.
  • Введение в тему.
  • Исследование 1. Роль обращений в речи.
  • Исследование 2. Знаки препинания в предложении с обращением.
  • Заключительный этап:
  • Вывод;
    • обращение к однокласснику;
    • "телеграмма" учителю;
    • домашнее задание.

Вступительное слово учителя

Друзья мои, прекрасен наш союз:

Эти строчки А.С.Пушкин посвятил своим друзьям-лицеистам.

Сегодняшний наш урок я не случайно начала именно этой поэтической строкой. Почему? Попробуйте догадаться. Мы вернемся к этому вопросу в конце урока.

Я желаю, чтобы каждый из вас сделал сегодня маленькое открытие. А помогут нам в этом удивительные сказки А.С.Пушкина.

Желаю вам успеха.

Введение в тему

На доске записаны предложения.

Гости князю поклонились,
Вышли вон и в путь пустились.
Чем вы, гости, торг ведете?

Прочтите запись на доске.

Какие мысли у вас появились?

Первое предложение простое, с однородным членом предложения (доказать)?

Синтаксическая роль слова "гости" в первом предложении?

Почему выделяется запятыми слово "гости" во втором предложении?

Является ли оно членом предложения?

А какую выполняет функцию? (называют того, кого спрашивают, обращаются с речью).

Как можно назвать это особое слово?

(Прикрепить на доску табличку "Обращение". Записать тему в тетради.)

  1. Что на уроке вы хотели бы узнать об обращении?
  2. Какова роль обращения в речи?
  3. Какие знаки препинания ставятся в предложении с обращением?
  4. Какое место занимает обращение в предложении?

Исследование 1. Роль обращений в речи.

Предлагаю вам провести исследование. Давайте попробуем выяснить, какую роль играют обращения в речи.

Перед вами отрывки из сказок А.С.Пушкина.

Как они называется?

Внимательно прочтите и выполните задание (на выполнение задания отводится 5 минут).

Раздаточный материал

Дайте полный монологический ответ, опираясь на вопросы:

Какое предложение содержит обращение?

К кому обращаются?

Как называют того, к кому обращаются?

Чем выражено обращение? Почему именно это слово (сочетание слов) использовал автор?

Тексты (отрывки из "Сказки о рыбаке и рыбке" и "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях")

1. Ей с поклоном старик отвечает:
"Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не даёт старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось".
2. "Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой".
3. Отвечает ей черница:
"Ох ты, дитятко девица!
Пес проклятый одолел,
Чуть до смерти не заел.
Посмотри, как он хлопочет!
Выдь ко мне".
4. Она его ласкать,
Треплет нежною рукою:
Что, Соколко, что с тобою?
Ляг!" - и в комнату вошла,
Дверь тихонько заперла.

По окончании работы один участник группы дает ответ.

Какова роль обращений в речи?

Назвать того, к кому обращаются с речью.

Выразить отношение говорящего к тому, к кому обращается с речью.

Исследование 2. Знаки препинания в предложении с обращением.

Итак, какие знаки препинания ставятся в предложении с обращением?

Предлагаю небольшое исследование. Перед вами иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина художника Владимира Конашевича. Рассмотрите их.

Догадались, к какой сказке рисунок?

Сделайте подпись к иллюстрации. Выберите одно предложение, в котором есть обращение (на выполнение работы отводится 5 минут).

Раздаточный материал

Иллюстрация к "Сказке о рыбаке и рыбке".

Отпусти ты старче меня в море!
Не печалься ступай себе с богом.

Иллюстрация к "Сказке о царе Салтане".

Здравствуй князь ты мой прекрасный.
Князь пошел забывши горе

Иллюстрация к "Сказке о мертвой царевне:"

Свет наш солнышко Ты ходишь
Круглый год по небу
К красну солнцу наконец
Обратился молодец

Иллюстрация к "Сказке о рыбаке и рыбке".

Чего тебе надобно старче?
Отыскали старика привели к ней.

Задание

  • Дайте полный монологический ответ, опираясь на вопросы:
  • К какой сказке иллюстрация?
  • Выбери предложение с обращением. Расставь знаки препинания.
  • Чем выражено обращение? (словом, сочетанием слов)
  • Определи место обращения в предложении (начало, середина, конец предложения).
  • Какие знаки препинания ставятся в предложении с обращением?
  • Какой знак препинания ставится в конце предложения (вид предложения по цели высказывания и интонации)?
  • Какая схема соответствует этому предложению?

После выполнения задания один участник группы выходит к доске, прикрепляет иллюстрацию и подпись к ней.

Устный монологический ответ.

Одновременно ученики работают в тетрадях: записывают предложения, рисуют схемы.

Физкультминутка.

Заключительный этап. Рефлексия.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Еще раз звучат строки великого Пушкина.

Как вы думаете, случайно ли я начала наш урок именно с этих слов?

Что вы узнали об обращении? (ответы обучающихся) (Работа с учебником)

Можно ли в жизни обойтись без обращений? Нас окружают разные люди: родители, соседи, в школе - одноклассники и учителя.

Перед вами слова и выражения. (Ольга Николаевна, ты, мое солнышко, ботаник) Какие можно использовать в речи и в какой ситуации, а какие вообще неуместны?

(Учитель дает возможность выбрать каждой группе одно слово. На подготовку - 1 минута).

Ответы детей.

  • Посмотрите, кто сидит рядом с вами.
  • Как вы обращаетесь друг к другу!
  • Обменяйтесь тетрадями с соседом справа. Запишите ему в тетрадь комплимент, похвалите его за работу на уроке. Обязательно используйте обращение.
  • Обменяйтесь тетрадями. Прочтите запись. Проверьте, все ли поставили знаки препинания при обращении?
  • Кто желает прочесть обращение к однокласснику?
  • А теперь оцените свою деятельность на уроке.
  • На доске записаны глаголы: старался, находил, объяснял, узнал, понял, молчал, затруднялся, не понял.
  • Составьте с одним из них предложение с обращением и отправьте телеграмму на мое имя.

ТЕЛЕГРАММА

Сегодня на уроке:::::

На выполнение работы отводится 2 минуты.

  • Чью телеграмму вы хотите, чтобы я прочитала?
  • Удалось ли вам сделать на уроке какое-то маленькое открытие? Покажите знаком, если удалось.

Задание на дом

Ребята, совсем скоро уже новогодние и Рождественские праздники. Может быть, у кого-то в семье торжество, юбилей, день рождения. Предлагаю вам в качестве домашнего задания красиво оформить поздравительную открытку и составить текст поздравления, используя слова-обращения.