Методические рекомендации
Урок литературного чтения по программе Л.А. Ефросининой "Литературное чтение. 2 класс" из раздела "Волшебные сказки" по теме "Знакомство с произведением А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке" (1-й урок). Для достижения цели урока используется слайд - фильм - результат творческого проекта. В основе такого проектирования лежит развитие познавательных творческих навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Тема проекта. А.С.Пушкин. "Сказка о рыбаке и рыбке"
Цель проекта. Создание слайд-фильма к произведению А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
Задачи:
- Формировать начальные навыки исследовательской деятельности, умение работать самостоятельно, в сотрудничестве; учить производить презентацию своего творческого труда.
- Развивать творческие способности, эстетический вкус, речь.
- Воспитывать у детей интерес к художественной литературе, живописи, трудолюбие, взаимопомощь.
- Время работы над проектом: 4 недели.
Предполагаемый результат: слайд-фильм к произведению А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение:
- Литературное чтение. Учебник для 2 кл., ч. 2.
- Мультимедийное сопровождение.
Задания для творческих групп
1 группа
1. Узнать, сколько сказок написал А.С.Пушкин.
2. Найти и прочитать самые известные сказки А.С.Пушкина.
3. С помощью учителя найти информацию о художниках, выполнявших иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина.
Ссылки
- Билиба (Билибин). От истоков. Фамильный сайт.
- Режим доступа: http://biliba.nm.ru/index.dhtml
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. Иван Билибин. Видеоролик on-line о художнике.
- Режим доступа: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000616-1000-4ddd-dccf-5700474bd558/i01_17_18_06_02_b.swf
- Web-сайт MagicPrint.ru Раздел Авторские принты. Информация о художнике Назарук В.М. Режим доступа: http://www.magicprint.ru/prints/nazaruk/
4. Выбрать иллюстрации художников для титульных страниц к сказкам Пушкина, включить их в викторину.
5. Познакомить с найденной информацией ребят 2 группы.
6. Донести краткую информацию до ребят класса во время презентации проекта.
2 группа
1. Прочитать "Сказку о рыбаке и рыбке" А.С.Пушкина.
2. Получить информацию о художниках - иллюстраторах от ребят 1 группы.
3. Продумать иллюстрации к сказке, их порядок, распределить части сказки между участниками группы, выполнить иллюстрации.
4. На совете группы выбрать иллюстрации для слайд - фильма.
3 группа
1. Найти и послушать "Сказку о рыбаке и рыбке" А.С.Пушкина в актёрском исполнении. Воспользоваться помощью родителей, т. к. рекомендован видеодиск DVD "Сказки русских писателей" лицензионной программы для частного просмотра.
2. Охарактеризовать героев сказки.
3. Просмотреть иллюстрации, выполненные ребятами 2 группы.
4. Подготовить чтение сказки по ролям.
Для всего класса
- Посетить музей изоискусства гимназии для проведения экскурсии на тему "Русские народные сказки, которые слушал А.С.Пушкин в детстве".
- Найти и прочитать самые известные сказки А.С.Пушкина.
- Библиотека.
Сценарий урока
Тема. Знакомство с произведением А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
Тип урока: урок-презентация творческого проекта.
Цель.
- Расширять читательский опыт детей через слушание и самостоятельное чтение.
- Развивать творческие способности, эстетический вкус, речь.
- Воспитывать у детей интерес к художественной литературе, живописи, трудолюбие, взаимопомощь.
2 слайд Переход между слайдами производится по щелчку |
Ритмическая часть урока Хоровая рецитация детей в движении по кругу Прозвенел звонок! Страна Вообразилия Куда плывут по небу облака? Может быть, плывут они в Бразилию? В стране Вообразилии возможно всё, друзья! И, если вы не боитесь, ступайте в те края! - Не боитесь? (Нет) Вот поезд наш едет, |
3 слайд | - Ехали мы, ехали и: - Куда приехали? (В мир сказок) - Как догадались? - Прочитали слова: "Что за прелесть эти сказки!" - Вы узнали автора этих слов? - Конечно, А.С.Пушкин. Актуализация опорных знаний Любовь к сказкам привила поэту его няня Арина Родионовна, которая долгими зимними вечерами под завывание вьюги рассказывала их маленькому мальчику. Сказки, которые создал сам А.С.Пушкин много-много позднее, появились в период расцвета его творчества. Их было не так уж много, но, зато какие это сказки! - Кто знает, сколько сказок было написано Пушкиным? (Семь) |
4 слайд
5 - 10 слайды |
Сейчас вашему вниманию будут
представлены иллюстрации русских художников
Билибина Ивана Яковлевича, Назарука Вячеслава
Михайловича. Рассказывают дети 1 группы Иван Яковлевич Билибин - русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель. Он умер в блокадном Ленинграде 1942г., а его работами мы до сих пор любуемся. Вячеслав Михайлович Назарук - современный российский художник. Его по праву называют "мэтром" изобразительного искусства: его крупные живописные полотна и скульптуры сегодня украшают многие музеи и города России. Викторина (1 группа) - Назовите сказки по иллюстрациям. |
11 слайд | Актуализация знаний о сказках - Ребята, чем отличаются сказки, написанные Пушкиным, от тех сказок, которые ему рассказывала няня? Сказки А.С.Пушкина являются литературными, т.к. у них есть автор, а он слушал русские народные сказки. Кто их сочинил - неизвестно, говорят - народ. |
12 слайд | Новый материал Сказки А.С.Пушкина хорошо известны и взрослым, и детям. - Узнайте сказку по перечисленным главным героям. "Сказка о рыбаке и рыбке" |
13 слайд | Именно эту сказку вы сегодня услышите в
исполнении ребят нашего класса (3 группа). Вашему
вниманию будет представлен слайд - фильм с
иллюстрациями, выполненными тоже ребятами
нашего класса (2 группа). Вы сегодня - эксперты. Ваша задача: послушать сказку, посмотреть слайд - фильм, составленный творческой группой и оценить их работу. Может, кому-то захочется ещё выполнить иллюстрации и добавить их в слайд - фильм. Наш проект представим детям других классов. |
14 слайд | Лексическая работа Значения незнакомых слов найди в учебнике на странице 142. |
15 - 29 слайды | Слайд - фильм (гиперссылка на звуковой
файл "Приглашение в сказку" на 15-м слайде) Чтение по ролям (3 группа) |
30 слайд | Итоги В стране Вообразилии вы познакомились с произведением А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке" в сопровождении слайд - фильма и чтения по ролям. Подведём итоги нашего путешествия. Оценка экспертов Понравилась ли вам работа творческой группы? Чем? Дайте оценку: отлично, хорошо, удовлетворительно. Какие рекомендации вы хотели бы дать ребятам? После оценки детей - экспертов учитель выставляет и комментирует отметки обучающимся за работу на уроке. На следующем уроке будем работать над образами героев. Для этого дома перечитайте сказку. |
31 слайд | Домашнее задание Прочитать сказку. С. 133 - 142. Приготовить свои иллюстрации для дополнения в слайд - фильм. |
32 слайд | На слайде указаны авторы слайд - фильма. Звучат слова благодарности в их адрес. |