Цель:
- Закрепить знания о пройденных звуках, буквах, упражнять в составлении и чтении слогов, слов.
- Упражнять в делении слов на слоги, словообразовании путем замены буквы в слове.
- Развивать логическое мышление, произвольное внимание, интерес к учебной деятельности.
- Воспитывать уверенность, самостоятельность, активность.
Демонстрационный материал.
- 2 домика (красного цвета, синего цвета - с двумя подъездами , один с колокольчиком);
- буквы А, О, У, И, М, Л, Н, П, К, Т, С, З, Х, Ж, Ш;
- кроссворд, ребусы;
- две пирамиды из кубиков синего (со слогами с гласными А, О, У) и зелёного цвета (со слогами с гласным И), фигурки мальчика, девочки;
- таблица со слогами для составления слов; сундук;
- карточки с заданиями;
- письмо с фотографией Буквоежки, колокольчик.
Раздаточный материал. Карточки "Угадай-ка"; сетка кроссворда; кассы букв.
Ход занятия
- Дети, я пошла за нашими тетрадями для занятия, а их в шкафу нет. Но на месте тетрадей лежала записка. "Дорогие ребята. Я каждое занятие наблюдаю за вами. Вы скоро больше меня будете знать про звуки и буквы! Только вы не зазнавайтесь: Это вы с тетрадками такие умные! А вот попробуйте без них мои задания выполнить!!! Выполните, так и быть, верну вам тетради, да ещё и сюрприз получите, а не выполните - поминай, как звали!!! Буквоежка. А задания мои секретные у вас в сундучке спрятались. Если я доволен вашим ответом, слушайте, колокольчик зазвенит". Ну что же, дети, будем спасать свои тетради? Давайте посмотрим в сундук. Вот и первое задание.
1. "Ну-ка, детки, не зевайте на вопросы отвечайте".
Какие бывают звуки? (гласные и согласные). Какие звуки мы называем гласными? (их можно петь и тянуть, воздушная струя не встречает преграды).
Чем отличаются согласные звуки от гласных? (при произнесении согласных на пути воздушной струи есть преграда - губы, зубы, язык). Какими бывают согласные звуки? (звонкие и глухие). Чем обозначаются звуки при письме? (буквами). Чем отличаются звуки и буквы? (звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и видим).
После каждого задания, если дети справились, за дверью звенит колокольчик. После этого приступаем к другому заданию.
2. "Рассели буквы по домикам". (Дом с красной крышей (для гласных), дом с синей крышей - один подъезд с колокольчиком (для звонких согласных), другой - без колокольчика (для глухих согласных)).
Физминутка.
Звуки, буквы изучали | наклоны головы в стороны, руки на поясе; |
И немножечко устали. | |
Все выходим по порядку, | маршируют на месте; |
Дружно делаем зарядку. | |
Влево - вправо! Влево - вправо! | наклоны в стороны, руки на поясе; |
Получается на славу! | приседания, руки вперед; |
Встали! Выдохнуть! Вдохнуть! | руки через стороны вверх, опустить; |
Теперь можно отдохнуть! | потрясти кистями рук. |
3. Игра "Угадай-ка"
По первым буквам слов составить новые слова.
Показываются таблицы, на каждой из которых 3 - 4 предметных картинки. Дети называют эти картинки, самостоятельно определяют первую букву в слове и по первым буквам называют получившееся слово.
Игра "Составь 8 слов".
Предъявляются слоговые таблицы, каждая разделена вертикальной чертой на две половины. Задание: к слогу, напечатанному слева, подобрать слог из числа напечатанных справа так, чтобы получилось слово. (ЛУ, ШИ, ЗИ, СА / НА, ЖА, МА, НИ)
5.Кроссворд "Куда спешат звери ?"
На предметных картинках номера: 1 - мышка, 2 - кот, 3 --слон, 4 - лиса, 5 - аист, на доске сетка кроссворда с выделенными клетками.
Дети выходят и вписывают в клетки названия животных (магнитная азбука). После того как кроссворд заполнен, читают выделенное слово (школа). Составить предложение - Звери идут в школу. Сколько слов в предложении?
6. Ребусы
А). "Добавишь букву - изменишь слово".Предъявляются таблицы:
- Шутка (иллюстрация) - шутка;
- Бабочка (иллюстрация) - бабочка.
Б). "Звук в слове поменяй, слово новое называй".
- Халат-Х/С-салат.
- Дом - О/Ы - дым.
- Шапки - Ш/Л,
- лапки-Л/Т,
- тапки -П/Н,
- танки - Т/Б,
- банки.
7. Маше и Мише подарили кубики со слогами. Маша и Миша построили высокие пирамиды из кубиков. Чем отличаются согласные звуки в пирамидках? (у Миши- согласные мягкие, а Маши - твёрдые.) Почему согласные мягкие? (Смягчает гласный И). В какую пирамидку мы положим кубик со слогом ШИ? Почему? (звук Ш всегда твёрдый).
- Вот и кончились все задания. А здесь еще записка.
"Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились! Какие задания вам понравились больше всего? А ваши тетради лежат на полке в столовой. Ха-Ха-Ха. Посмотрите внимательно, там сюрприз. Буквоежка". Звенит колокольчик.
- Дети, давайте посмотрим, лежат ли в столовой наши тетради. Дети находят тетради и игру.