Цель: обобщить в игровой форме знания по теме “Частицы”.
Задачи: продолжить формировать навыки правописания частиц, умение отличать их от других частей речи (союзов); научить применять свои знания в необычной учебной ситуации; подкорректировать, углубить и закрепить знания учеников за счёт привлечения занимательного материала; развивать логическое мышление, речь, творческие способности; воспитывать интерес к родному языку.
Тип урока: Повторительно-обобщающий, нетрадиционный.
Оборудование: т.с.о., раздаточный материал (“Маршрутные листы”, карточки).
ХОД УРОКА
1. Орг. момент.
2. Сообщение темы и целей урока. Запись даты и темы урока.(3мин.)
Сегодня у нас не совсем обычный урок, я предлагаю отправиться в виртуальную космическую научную экспедицию на планету Частица, которая находится в галактике Морфология. Путешествие нам предстоит непростое, нам необходимо проверить свои знания, которые мы получили в процессе изучения Частицы на уроках, вот мы и проверим себя в такой необычной ситуации.
Вы поделены на две группы, очень хорошо видите друг друга, во время полёта у вас будет возможность обсуждать какие-либо вопросы вместе. А на столах у каждого из вас лежит снаряжение, которое понадобится вам во время полёта. Это ваши “Маршрутные листы” (Приложение 1), в которых вы будете фиксировать самое важное, что вам встретится во время “экспедиции”.
Слайд (Приложение 2)
В первую очередь запишите в них свою фамилию и имя, дату начала нашего путешествия и маршрут (тема урока) Слайд
Тринадцатое марта.
Космическая экспедиция на планету Частица.
3. Вступительное слово учителя.(30 сек.)
Частицы, как мы с вами уже могли убедиться на уроках – одно из самых своеобразных и сложных явлений языка. Открыты и описаны они были ещё в пятом веке до нашей эры индийским грамматиком Панини, но и в наше время роль их в языке до конца не выяснена, учёные филологи продолжают над этим работать.
4. Игра-путешествие.
1) Предстартовая подготовка: (30 сек.)
Перед тем как космонавты отправляются в космос, они проходят тщательную подготовку: переносят огромные физические и умственные нагрузки. И мы тоже с вами перед полётом проведём подготовку к путешествию: вспомним правописание частиц.
Обратите внимание, в ваших маршрутных листах составлен план, по которому мы будем работать, и в первом пункте плана вы видите подзаголовок – “Предстартовая подготовка”. Итак, мы начинаем
а) Орфографический диктант (5 мин.)
Частицы, тут-то и выясняется, всё-таки нехорошо получилось, что бы ни случилось, вряд ли это произойдёт, лишь только, надо же этому было случиться, взгляни-ка в окно, хотелось-де встретиться, даже никто не засмеялся, как же хорошо!, неужели, вишь ты.
А теперь проверьте себя и поставьте себе оценки:
“5” – нет ошибок
“4” – 1-2 ошибки
“3” – 3-4 ошибки
“2” – более 4-х ошибок
(Учащиеся проверяют по слайду, выведенному на экран) Слайд)
б) Пресс-конференция перед полётом: (5-6 мин)
Подготовка прошла, я думаю, успешно, космонавты почти готовы, но по традиции необходимо перед полётом провести “пресс-конференцию”. А в качестве журналистов выступят представители каждого экипажа, которые заранее подготовили вопросы по теме. В интересах предстоящей экспедиции ответы аргументируйте примерами, отвечайте быстро, чётко по существу.
Взаимоопрос:
Первая команда |
Вторая команда |
? Дайте определение частицам. |
Ответ: Ч. – служебные слова, которые придают различные дополнительные оттенки словам и предложениям или служат для образования форм слов. |
Ответ: Частицы, как и все служебные части речи, не изменяются, не являются членами предложения, но могут входить в состав членов предложения. (НЕ, ПУСТЬ) |
? Каковы грамматические и синтаксические признаки частиц? |
? Для чего служат частицы? |
Ответ: Частицы служат: 1) для образования наклонений глагола: повелительного (да, пусть, пускай, давай); условного (бы, б); 2) для образования форм степеней сравнения прилагательных и наречий (более, менее, самый); 3) для образования неопределённых местоимений (-то, -либо, -нибудь, -кое). По своей роли такие частицы сближаются с морфемами. |
Ответ: Частицы придают всему предложению или отдельным словам различные оттенки. Вопросительные: неужели, разве, ли. Восклицательные: что за, как. Указательные: вот, вон. Усилительные: даже, ведь, -то, всё-таки, же. Отрицательные: не и ни. |
? Назовите группы частиц по их значению (кратко). |
? В чём заключается сложность употребления частиц НЕ и НИ? |
Ответ: Сложность употребления частиц заключается в том, что эти частицы нужно уметь отличать друг от друга. Для этого необходимо попытаться опустить частицу. Если смысл предложения не изменяется, нужно писать НИ. Если изменяется – НЕ |
О твет: Всегда пишутся раздельно частиц БЫ, ЛИ, ЖЕ. Чтобы отличить их от омонимичных языковых явлений (союзов: тоже, также, чтобы) необходимо попытаться опустить частицу БЫ или ЖЕ, а союзы можно заменить другими союзами |
? Какие частицы всегда пишутся отдельно от слова, к которому относятся? Как отличать эти сочетания слов от омонимичных языковых явлений? |
в) Заправка космического корабля топливом. Игра по принципу музыкальной игры “Футбол” (3-4 мин)
Ну, а теперь осталось заправить наш космический корабль, которому, чтобы полететь в космос, необходимо особое топливо. Для этого, следует вспомнить как можно больше частиц, существующих в языке. Каждая команда должна называть по одной частице по очереди, не повторяясь, и таким образом заправить корабль, запишите их в свои дневники
Возможные варианты:
Аж |
пусть |
Только |
бы(б) |
Самый |
более |
Менее |
вот |
Вон |
даже |
Ведь |
как |
всё-таки |
не |
ни |
неужели |
разве |
-то |
всего-навсего |
-ка |
-де |
мол |
добро |
спасибо(в значении хорошо) |
того (и) гляди | авось |
Слайд
– Итак, наш корабль готов к полёту, космонавты тоже. Приготовились к старту.
2) Старт! Полёт начинается…
а) 1-е минуты полёта ( Тестовая работа на 3-4 мин.)
Мы на корабле, полёт начинается, необходимо включить все двигатели, для этого нужно провести тестирование, чтобы старт прошел благополучно. Слайд
В течение 3-4 минут вы должны проделать эту работу в специальных бланках. (Раздаются листы с вопросами_ Время пошло. Слайд
Тестирование.
1. Найдите формообразующую частицу:
а)что за; б)неужели;
в)пускай; г)не.
2.Укажите вопросительную частицу:
а)уж; б)ведь;
в)исключительно; г)ли.
3.Укажите усилительную частицу:
а)даже и; б)именно;
в)вот; г)вряд ли.
4.Какие из выделенных слов в следующем отрывке из стихотворения А.С.Пушкина являются частицами?
Ох, лето красное! Любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
а)все; б)все, кроме ох;
в)все, кроме ох и да; г)бы, б, не.
5.Характеристика, которая не относится к частицам:
а)отрицательные; б)формообразующие;
в)противительные; г)модальные.
6.Не пишется раздельно:
а)(не)скошенное поле; б)(не)написанный, а
напечатанный текст;
в)(не)внимательно отнестись; г)(не)аккуратный
почерк.
7.Частицы ЛИ, РАЗВЕ, НЕУЖЕЛИ относятся к________________________
8.Определите, чем являются выделенные элементы в предложениях из стихотворений:
Ничто не ново под луною:
Что есть, то(1) было, будет ввек…
(Н.М.Карамзин)
Увидела я возвышенье:
Какая-то(2) площадь… и тени на ней
(Н.А.Некрасов)
На пригорке то(3) сыро, то(4) жарко,-
Вздохи дня есть в дыханье ночном…
(А.А.Фет)
“Семья-то(4) большая, да два человека
Всего мужиков-то(5): отец мой да я…”
(Н.А.Некрасов)
По истечении 3-х минут на экране появляются ответы, которые учащиеся тут же проверяют, выставляют себе оценки. Слайд
Бланк тестирования
Фамилия _____________Имя______________ Класс
№ задания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | 6 |
Ответ |
в |
г |
а |
г |
в |
б |
№ задания |
7 |
|||||
Ответ |
К вопросительным частицам |
|||||
№ задания |
8 |
|||||
Ответ |
1– местоимение, 2– суффикс, 3,4 – союз, 4,5 частица |
|||||
Оценка |
8 баллов – “5”, 7-6 баллов – “4”, 5-4 баллов – 3, менее 4-х баллов – “2”
б) Выход в открытый космос. (4-5 мин)
Итак, старт пошёл нормально, наш корабль вышел на орбиту. Но ему предстоят испытания, мы попали в зону метеоритного дождя. Слайд
Что такое метеориты? (металлические или каменистые тела)
Произошла непредвиденная ситуация: наш корабль столкнулся с несколькими метеоритами и получил повреждения, это привело к тому, что мы сбились с курса и возможно направляемся не на ту планету. Для исправления поломки нужно выйти в открытый космос. (Двое работают у доски по карточкам) Слайд
Карточка №1
Задание: Не или НИ? Вставьте пропущенные буквы. Определите значение частиц не и ни.
- Сколько н.. повторяли эти слова, ошибок н.. удалось избежать.
- Куда н.. посмотри, всюду колосится рожь.
- Дождь н.. прекращался н. на час.
Карточка №2
Задание: НЕ или НИ? Вставьте пропущенные буквы. Определите значение частиц не и ни.
- Где он н.. бывал, так это на Кавказе.
- Н.. один воин н.. ушёл с поля боя
- Куда н.. поеду, всюду встречаю друзей.
в) Исправление курса
-Пока в открытом космосе идёт устранение неполадок, нам необходимо уточнить, по тому ли курсу мы летим.
Учащиеся работают в группах. Каждой группе раздаются одинаковые задания. Слайд
Карточка
Задание1: Проверьте, в каких предложениях, бы является частицей, а в каких – частью слова, принадлежащей к другой части речи, объясните.
- Что(бы) ни произошло, нужно было продвигаться вперёд. (частица)
- Что(бы) сократить путь, мы пошли напрямик. (частица)
- Мы решили во что(бы) то ни стало разыскать это место. (частица)
- Трудности существуют, что(бы) их одолеть. (подчинительный союз)
– Итак, сбился наш корабль с курса? (Да)
В каком предложении обнаружено отклонение от курса?
Ваша задача устранить эту неполадку и направить корабль на планету Частицы. Дополнительное задание: Перестройте предложение таким образом, чтобы в нём появилась частица бы.
Как бы то ни было, а трудности мы сумеем одолеть.
Проверяются работы у доски.
г) Исследование планеты Частица – эксперименты в космосе. (4мин)
– И вот мы приближаемся к месту назначения. Перед нами планета Частица, которую нам необходимо исследовать.
На экране появляются два предложения ( 1-й и 2– варианты) и одно для всех.
Задание: (Произвести синтаксический разбор предложения), найти частицы и проанализировать их как части речи ( морфологический разбор)
1-й вариант |
2-й вариант |
Пусть звёзды освещают путь. |
Вон вдали сверкают звёзды. |
Как прекрасен этот мир! |
Слайд
Проверяется по одному предложению.
3)Возвращение на Землю (5 мин.)
В гостях хорошо, а дома лучше, и вот пришла пора возвращаться домой, на Землю. Посмотрите в иллюминаторы, как же прекрасна наша планета! А скоро Земля начнёт менять свой вид, преображаться, потому что наступила весна – время таяния снегов, тепла, цветения, нового. И так захотелось побыстрее долететь до неё, но всё зависит от вас.
Слайд
Задание: Каждому экипажу даётся предложение, состоящее только из грамматической основы:
Наступила весна. Слайд
1. Распространите предложение при помощи второстепенных членов предложения:
Наступила долгожданная весна.
2. Преобразуйте данное предложение в сложное:
Если зима оставила свои чертоги, то наступила долгожданная весна.
3.Добавьте в соё предложение формообразующие частицы:
Если бы зима оставила свои чертоги, то наступила бы весна
4.Добавьте смысловые частицы:
Если бы зима оставила свои чертоги, то наконец-то наступила бы весна.
– Итак, кто приземлился первым? (Работа проверяется, оценивается)
4. Дом. зад.
– Получившееся предложение станет началом вашего домашнего задания. Напишите небольшое сочинение о весне, используя в своём тексте различные частицы.
Слайд
4) Пресс-конференция после возвращения на Землю. (1-2)
( Проверка творческих домашних заданий)
– Мы побывали на планете Частицы, провели исследования, подтвердили ими то, что нам было уже известно, а теперь экипажи должны представить свои отчёты о путешествии.
Каждый экипаж представляет 2-3 творческих задания на тему “Частицы” (стихи, рассказы, кроссворды и т.д. ) Возможные варианты:
Не выучил – не делай,
Не знаешь – не спеши.
С глаголами раздельно
Частицу НЕ пиши.
5) Рефлексия.
– В таблице “Впечатления о путешествии” учащиеся делают свои записи. Это могут быть небольшие предложения или рисунки.
– Спасибо за урок!