Урок русского языка в 7-м классе «Путешествие на планету "Частица"»

Разделы: Русский язык


Цель: обобщить в игровой форме знания по теме “Частицы”.

Задачи: продолжить формировать навыки правописания частиц, умение отличать их от других частей речи (союзов); научить применять свои знания в необычной учебной ситуации; подкорректировать, углубить и закрепить знания учеников за счёт привлечения занимательного материала; развивать логическое мышление, речь, творческие способности; воспитывать интерес к родному языку.

Тип урока: Повторительно-обобщающий, нетрадиционный.

Оборудование: т.с.о., раздаточный материал (“Маршрутные листы”, карточки).

ХОД УРОКА

1. Орг. момент.

2. Сообщение темы и целей урока. Запись даты и темы урока.(3мин.)

Сегодня у нас не совсем обычный урок, я предлагаю отправиться в виртуальную космическую научную экспедицию на планету Частица, которая находится в галактике Морфология. Путешествие нам предстоит непростое, нам необходимо проверить свои знания, которые мы получили в процессе изучения Частицы на уроках, вот мы и проверим себя в такой необычной ситуации.

Вы поделены на две группы, очень хорошо видите друг друга, во время полёта у вас будет возможность обсуждать какие-либо вопросы вместе. А на столах у каждого из вас лежит снаряжение, которое понадобится вам во время полёта. Это ваши “Маршрутные листы” (Приложение 1), в которых вы будете фиксировать самое важное, что вам встретится во время “экспедиции”.

Слайд (Приложение 2)

В первую очередь запишите в них свою фамилию и имя, дату начала нашего путешествия и маршрут (тема урока) Слайд

Тринадцатое марта.

Космическая экспедиция на планету Частица.

3. Вступительное слово учителя.(30 сек.)

Частицы, как мы с вами уже могли убедиться на уроках – одно из самых своеобразных и сложных явлений языка. Открыты и описаны они были ещё в пятом веке до нашей эры индийским грамматиком Панини, но и в наше время роль их в языке до конца не выяснена, учёные филологи продолжают над этим работать.

4. Игра-путешествие.

1) Предстартовая подготовка: (30 сек.)

Перед тем как космонавты отправляются в космос, они проходят тщательную подготовку: переносят огромные физические и умственные нагрузки. И мы тоже с вами перед полётом проведём подготовку к путешествию: вспомним правописание частиц.

Обратите внимание, в ваших маршрутных листах составлен план, по которому мы будем работать, и в первом пункте плана вы видите подзаголовок – “Предстартовая подготовка”. Итак, мы начинаем

а) Орфографический диктант (5 мин.)

Частицы, тут-то и выясняется, всё-таки нехорошо получилось, что бы ни случилось, вряд ли это произойдёт, лишь только, надо же этому было случиться, взгляни-ка в окно, хотелось-де встретиться, даже никто не засмеялся, как же хорошо!, неужели, вишь ты.

А теперь проверьте себя и поставьте себе оценки:

“5” – нет ошибок
“4” – 1-2 ошибки
“3” – 3-4 ошибки
“2” – более 4-х ошибок

(Учащиеся проверяют по слайду, выведенному на экран) Слайд)

б) Пресс-конференция перед полётом: (5-6 мин)

Подготовка прошла, я думаю, успешно, космонавты почти готовы, но по традиции необходимо перед полётом провести “пресс-конференцию”. А в качестве журналистов выступят представители каждого экипажа, которые заранее подготовили вопросы по теме. В интересах предстоящей экспедиции ответы аргументируйте примерами, отвечайте быстро, чётко по существу.

Взаимоопрос:

Первая команда

Вторая команда

? Дайте определение частицам.

Ответ: Ч. – служебные слова, которые придают различные дополнительные оттенки словам и предложениям или служат для образования форм слов.

Ответ: Частицы, как и все служебные части речи, не изменяются, не являются членами предложения, но могут входить в состав членов предложения. (НЕ, ПУСТЬ)

? Каковы грамматические и синтаксические признаки частиц?

? Для чего служат частицы?

Ответ: Частицы служат: 1) для образования

наклонений глагола: повелительного (да, пусть, пускай, давай); условного (бы, б);

2) для образования форм степеней сравнения прилагательных и наречий (более, менее, самый);

3) для образования неопределённых местоимений (-то, -либо, -нибудь, -кое).

По своей роли такие частицы сближаются с морфемами.

Ответ: Частицы придают всему предложению или отдельным словам различные оттенки.

Вопросительные: неужели, разве, ли.

Восклицательные: что за, как.

Указательные: вот, вон.

Усилительные: даже, ведь, -то, всё-таки, же.

Отрицательные: не и ни.

? Назовите группы частиц по их значению (кратко).

? В чём заключается сложность употребления частиц НЕ и НИ?

Ответ: Сложность употребления частиц заключается в том, что эти частицы нужно уметь отличать друг от друга. Для этого необходимо попытаться опустить частицу. Если смысл предложения не изменяется, нужно писать НИ. Если изменяется – НЕ

О твет: Всегда пишутся раздельно частиц БЫ, ЛИ, ЖЕ. Чтобы отличить их от омонимичных языковых явлений (союзов: тоже, также, чтобы) необходимо попытаться опустить частицу БЫ или ЖЕ, а союзы можно заменить другими союзами

? Какие частицы всегда пишутся отдельно от слова, к которому относятся? Как отличать эти сочетания слов от омонимичных языковых явлений?

в) Заправка космического корабля топливом. Игра по принципу музыкальной игры “Футбол” (3-4 мин)

Ну, а теперь осталось заправить наш космический корабль, которому, чтобы полететь в космос, необходимо особое топливо. Для этого, следует вспомнить как можно больше частиц, существующих в языке. Каждая команда должна называть по одной частице по очереди, не повторяясь, и таким образом заправить корабль, запишите их в свои дневники

Возможные варианты:

Аж

пусть

Только

бы(б)

Самый

более

Менее

вот

Вон

даже

Ведь

как

всё-таки

не

ни

неужели

разве

-то

всего-навсего

-ка

-де

мол

добро

спасибо(в значении хорошо)

того (и) гляди

авось

Слайд

– Итак, наш корабль готов к полёту, космонавты тоже. Приготовились к старту.

2) Старт! Полёт начинается…

а) 1-е минуты полёта ( Тестовая работа на 3-4 мин.)

Мы на корабле, полёт начинается, необходимо включить все двигатели, для этого нужно провести тестирование, чтобы старт прошел благополучно. Слайд

В течение 3-4 минут вы должны проделать эту работу в специальных бланках. (Раздаются листы с вопросами_ Время пошло. Слайд

Тестирование.

1. Найдите формообразующую частицу:

а)что за; б)неужели;
в)пускай; г)не.

2.Укажите вопросительную частицу:

а)уж; б)ведь;
в)исключительно; г)ли.

3.Укажите усилительную частицу:

а)даже и; б)именно;
в)вот; г)вряд ли.

4.Какие из выделенных слов в следующем отрывке из стихотворения А.С.Пушкина являются частицами?

Ох, лето красное! Любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

а)все; б)все, кроме ох;
в)все, кроме ох и да; г)бы, б, не.

5.Характеристика, которая не относится к частицам:

а)отрицательные; б)формообразующие;
в)противительные; г)модальные.

6.Не пишется раздельно:

а)(не)скошенное поле; б)(не)написанный, а напечатанный текст;
в)(не)внимательно отнестись; г)(не)аккуратный почерк.

7.Частицы ЛИ, РАЗВЕ, НЕУЖЕЛИ относятся к________________________

8.Определите, чем являются выделенные элементы в предложениях из стихотворений:

Ничто не ново под луною:
Что есть, то(1) было, будет ввек…

(Н.М.Карамзин)

Увидела я возвышенье:
Какая-то(2) площадь… и тени на ней

(Н.А.Некрасов)

На пригорке то(3) сыро, то(4) жарко,-
Вздохи дня есть в дыханье ночном…

(А.А.Фет)

“Семья-то(4) большая, да два человека
Всего мужиков-то(5): отец мой да я…”

(Н.А.Некрасов)

По истечении 3-х минут на экране появляются ответы, которые учащиеся тут же проверяют, выставляют себе оценки. Слайд

Бланк тестирования

Фамилия _____________Имя______________ Класс

№ задания

1

2

3

4

5

6

Ответ

в

г

а

г

в

б

№ задания

7

Ответ

К вопросительным частицам

№ задания

8

Ответ

1– местоимение, 2– суффикс, 3,4 – союз, 4,5 частица

Оценка

 

8 баллов – “5”, 7-6 баллов – “4”, 5-4 баллов – 3, менее 4-х баллов – “2”

б) Выход в открытый космос. (4-5 мин)

Итак, старт пошёл нормально, наш корабль вышел на орбиту. Но ему предстоят испытания, мы попали в зону метеоритного дождя. Слайд

Что такое метеориты? (металлические или каменистые тела)

Произошла непредвиденная ситуация: наш корабль столкнулся с несколькими метеоритами и получил повреждения, это привело к тому, что мы сбились с курса и возможно направляемся не на ту планету. Для исправления поломки нужно выйти в открытый космос. (Двое работают у доски по карточкам) Слайд

Карточка №1

Задание: Не или НИ? Вставьте пропущенные буквы. Определите значение частиц не и ни.

  1. Сколько н.. повторяли эти слова, ошибок н.. удалось избежать.
  2. Куда н.. посмотри, всюду колосится рожь.
  3. Дождь н.. прекращался н. на час.

Карточка №2

Задание: НЕ или НИ? Вставьте пропущенные буквы. Определите значение частиц не и ни.

  1. Где он н.. бывал, так это на Кавказе.
  2. Н.. один воин н.. ушёл с поля боя
  3. Куда н.. поеду, всюду встречаю друзей.

в) Исправление курса

-Пока в открытом космосе идёт устранение неполадок, нам необходимо уточнить, по тому ли курсу мы летим.

Учащиеся работают в группах. Каждой группе раздаются одинаковые задания. Слайд

Карточка

Задание1: Проверьте, в каких предложениях, бы является частицей, а в каких – частью слова, принадлежащей к другой части речи, объясните.

  1. Что(бы) ни произошло, нужно было продвигаться вперёд. (частица)
  2. Что(бы) сократить путь, мы пошли напрямик. (частица)
  3. Мы решили во что(бы) то ни стало разыскать это место. (частица)
  4. Трудности существуют, что(бы) их одолеть. (подчинительный союз)

– Итак, сбился наш корабль с курса? (Да)

В каком предложении обнаружено отклонение от курса?

Ваша задача устранить эту неполадку и направить корабль на планету Частицы. Дополнительное задание: Перестройте предложение таким образом, чтобы в нём появилась частица бы.

Как бы то ни было, а трудности мы сумеем одолеть.

Проверяются работы у доски.

г) Исследование планеты Частица – эксперименты в космосе. (4мин)

– И вот мы приближаемся к месту назначения. Перед нами планета Частица, которую нам необходимо исследовать.

На экране появляются два предложения ( 1-й и 2– варианты) и одно для всех.

Задание: (Произвести синтаксический разбор предложения), найти частицы и проанализировать их как части речи ( морфологический разбор)

1-й вариант

2-й вариант

Пусть звёзды освещают путь.

Вон вдали сверкают звёзды.

Как прекрасен этот мир!

Слайд

Проверяется по одному предложению.

3)Возвращение на Землю (5 мин.)

В гостях хорошо, а дома лучше, и вот пришла пора возвращаться домой, на Землю. Посмотрите в иллюминаторы, как же прекрасна наша планета! А скоро Земля начнёт менять свой вид, преображаться, потому что наступила весна – время таяния снегов, тепла, цветения, нового. И так захотелось побыстрее долететь до неё, но всё зависит от вас.

Слайд

Задание: Каждому экипажу даётся предложение, состоящее только из грамматической основы:

Наступила весна. Слайд

1. Распространите предложение при помощи второстепенных членов предложения:

Наступила долгожданная весна.

2. Преобразуйте данное предложение в сложное:

Если зима оставила свои чертоги, то наступила долгожданная весна.

3.Добавьте в соё предложение формообразующие частицы:

Если бы зима оставила свои чертоги, то наступила бы весна

4.Добавьте смысловые частицы:

Если бы зима оставила свои чертоги, то наконец-то наступила бы весна.

– Итак, кто приземлился первым? (Работа проверяется, оценивается)

4. Дом. зад.

– Получившееся предложение станет началом вашего домашнего задания. Напишите небольшое сочинение о весне, используя в своём тексте различные частицы.

Слайд

4) Пресс-конференция после возвращения на Землю. (1-2)

( Проверка творческих домашних заданий)

– Мы побывали на планете Частицы, провели исследования, подтвердили ими то, что нам было уже известно, а теперь экипажи должны представить свои отчёты о путешествии.

Каждый экипаж представляет 2-3 творческих задания на тему “Частицы” (стихи, рассказы, кроссворды и т.д. ) Возможные варианты:

Не выучил – не делай,
Не знаешь – не спеши.
С глаголами раздельно
Частицу НЕ пиши.

5) Рефлексия.

– В таблице “Впечатления о путешествии” учащиеся делают свои записи. Это могут быть небольшие предложения или рисунки.

– Спасибо за урок!

Приложение 1

Приложение 2