Цель урока: формирование базовых понятий: суждения (истина или ложь), сопоставления, множества, обобщение, логика при выполнении практических заданий.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Сегодня на уроке мы отправляемся в путешествие по королевству «Логика».
Появляется понятие Логика.
Логика (словарь Ожегова) –
- Наука о законах мышления.
- Ход рассуждений, умозаключений.
- Разумность, внутренняя закономерность чего-нибудь.
Для этого нам нужно разделиться на две команды по 10 человек. Остальные – болельщики.
- Чтобы попасть в королевство, нужно получить разрешение. Каждая команда отвечает на вопросы по очереди. За каждый правильный ответ вы получаете звезду.
2. Разминка.
Вопросы командам:
- Что легче – 1 кг ваты или 1 кг железа? (Их масса одинакова.)
- Тройка лошадей пробежала 15 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (15 км)
- Что случится с вороном, когда ему исполнится два года? (Пойдёт третий год.)
- 12 месяцев – сколько это? (Год.)
- Когда вы смотрите на 2, а говорите 14? (Когда на часах 2 часа дня, т.е. 14 часов.)
- Если цапля стоит на одной ноге, то весит 15 кг. Сколько она будет весить, если встанет на 2 ноги? (15 кг)
- Яйцо всмятку варится 3 минуты. Сколько времени потребуется, чтобы сварить 5 яиц? (3 минуты.)
- В каком месяце 29 дней? (В феврале.)
- Сколько килограммов в 1 тонне?
- Какое время года бывает 2 раза в году? (Зима.)
- Бревно распилили на 3 части. Сколько сделали распилов? (2)
- Назовите наибольшее двузначное число. (99)
- Четыре года назад Саше было 8 лет. Сколько лет будет Саше через 5 лет? (17)
- У Оли было 18 рублей. Она истратила из них столько же, сколько осталось. Сколько рублей осталось у Оли? (9)
- Продолжите числовой ряд: 26, 23, 20… (17)
- Когда можно сказать, что 1=60? (1 час=60 мин, 1мин=60 с)
- Назовите число, в котором 3 сотни и 7 единиц. (307)
- Может ли петух назвать себя птицей? (Нет, он не умеет говорить.)
- Сколько ног у паука? (8)
- Сколько ног у комара? (6)
- Какой год длится всего один день? (Новый год.)
- Верёвку нужно разрезать на 4 части. Сколько разрезов нужно сделать? (3)
- Назовите наименьшее трёхзначное число. (100)
- На столе было 5 стаканов молока. Дима выпил один стакан. Сколько стаканов осталось? (5)
- Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон.)
- Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас? (2)
- Когда можно сказать, что 1=1000? (1 кг=1000 г, 1 т=1000 кг)
- Через 5 лет Косте будет 13 лет. Сколько лет было Косте 3 года назад? (5)
- Назовите число, в котором 7 сотен и 2 десятка. (720)
- Каким гребнем волосы не расчешешь? (Петушиным.)
- Молодцы! Вам разрешается посетить королевство «Логики». Перед нами карта .На ней – лабиринт тропинок. Нам необходимо добраться до замка. По пути будут встречаться новые слова, значение которых я буду вам объяснять.
3. Озеро сравнений.
Появляются понятия сопоставление, сравнение.
- Сопоставления – это сравнение свойств предметов или явлений между собой, т.е. мы выделяем признаки, свойства предметов.
- Каждой команде выдаются картинки, на которых нужно найти 10 отличий, обвести их в кружок. Время для выполнения – 2 минуты. Оценивается правильность и быстрота. (см. Приложение 1)
- Молодцы! Двигаемся дальше.
4. Гора «Ребусов».
- Команды получают по 2 ребуса, в которых необходимо отгадать 2 слова. И вы узнаете, на каком уроке, кроме математики, мы ещё встречаемся с Логикой. Работают все игроки. Время для выполнения задания – 3 минуты. (см. Приложение 2)
5. Ведьмин лес.
- Каждая команда получает «ведьмину» задачку. Вам нужно разделить рисунок тремя прямыми линиями на пять частей так, чтобы рядом с каждой ведьмой было три тыквы и одна кошка. Время для выполнения – 4 минуты. (см. Приложение 3)
- А болельщики в это время выполняют своё задание. Оно называется «Волшебное зелье». Вы должны найти в предложенной таблице 6 слов, которые должен произнести волшебник, чтобы приготовить колдовское зелье для ведьмы. Рисунки вам помогут.
6. Загадочная поляна.
- На этой поляне мы будем отгадывать загадки, в тексте которых есть числительные. Ответ принимается от первого поднявшего руку.
Загадки:
- Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. (Ножницы.)
- Четыре братца под одной крышей живут. (Стол.)
- Пять братцев в одном домике живут. (Пальцы в варежке.)
- Стоит Антошка на одной ножке. Где солнце встанет, туда он и глянет. (Подсолнух.)
- Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук.)
- В красном домике сто братьев живут, все друг на друга похожи. (Арбузные семечки.)
- Нас семь братьев, летами все равные, а именем разные. (Дни недели.)
- В году у дедушки четыре имени. Кто это? (Весна, лето, осень, зима.)
- 12 братьев друг за другом ходят, друг друга не находят. (Месяцы.)
- Кто в году четыре раза переодевается? (Земля.)
- Много рук, а нога одна. (Дерево.)
- 5 мальчиков, 5 чуланчиков. Разошлись мальчики по тёмным чуланчикам. (Пальцы в перчатке.)
- Чтоб не мёрзнуть, 5 ребят в печке вязанной сидят. (Рука в варежке.)
- 4 ноги, а ходить не может. (Стол или стул.)
7. Графство объединённых множеств.
Появляются понятия множество, обобщение.
Множество – объединение предметов на основе общих свойств признаков.
Обобщение – объединение предметов в одно множество на основе общих признаков или свойств.
- Командам выдаются конверты с картинками. Их необходимо разделить на группы по какому-либо признаку. Записать на листке названия получившихся множеств. (см. Приложение 4)
8. Пустыня суждений.
Появляются понятия суждение, истина, ложь.
Суждения – это некоторые утверждения о предметах или явлениях, выраженные в форме предложения.
Суждения бывают истинные и ложные.
Истинные суждения – правдивые.
Ложные суждения – не правдивые, лживые.
- Каждой команде выдаются вопросы (см. Приложение 5), на которые нужно ответить - истинное это выражение или ложное. Если выражение истинное, то квадратик с номером этого выражения оставляем пустой. Если выражение ложное, то квадратик с номером этого выражения закрашиваем. В итоге должен получиться рисунок (собачка).
9. Замок принцессы.
- Чтобы войти в замок, нужно решить логические задачи. Задачи командам даются по очереди.
Логические задачи:
- Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник? (Положить её на угол стола.)
- Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (2,4,6)
- На столе лежат в ряд три палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая её? (Переложить крайнюю.)
- В корзине лежат 5 яблок. Как разделить яблоки между 5 девочками поровну, но так, чтобы 1 яблоко осталось в корзине? (Одна девочка возьмёт яблоко вместе с корзиной.)
- Может ли дождь идти 2 дня подряд? (Не может, т.к. ночь разделяет дни.)
- У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (Круг, овал, любая замкнутая линия.)
- Как с помощью двух палочек образовать на столе квадрат? (Положить на угол.)
- Одного человека спросили, сколько у него детей. Ответ был такой:»У меня 6 дочерей, а у каждой – родной брат». Сколько детей? (7)
- На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4)
- Росло 4 берёзы. На каждой берёзе по 4 большие ветки. На каждой большой ветке по 4 маленькие. На каждой маленькой ветке – по 4 яблока. Сколько всего яблок? (Ни одного, на берёзах яблоки не растут.)
- В каждом из четырёх углов комнаты сидит кошка. Напротив каждой из этих кошек сидит кошка. Сколько всего в этой комнате кошек? (4)
- Два отца и два сына разделили между собой 3 апельсина так, что каждому досталось по одному апельсину. Как такое могло случиться (Всего было 3 человека: сын, отец и дед.)
- Двое пошли – 5 грибов нашли. Четверо пойдут – много ли найдут? (Неизвестно.)
- Представь себе, что ты – машинист паровоза, ведущего пассажирский состав из Кирова в Москву. В его составе 13 вагонов. Поезд обслуживается бригадой в 30 человек. Начальнику поезда 46 лет. Кочегар на 3 года старше машиниста. Сколько лет машинисту поезда? (Машинисту поезда столько лет, сколько лет тому, кто решает эту задачу, т.к. в условии сказано: «Представь себе, что ты - машинист паровоза…».)
10. Подведение итогов. Награждение победителей.