Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Форма занятия: школьная лекция.
Цель урока:
1. Образовательный аспект:
- формирование знаний учащихся об уровнях организации веществ и типах взаимодействия частиц на примере дисперсионных систем.
2. Воспитательный аспект:
- продолжение формирования основных мировоззренческих
понятий таких как:
- материальность мира;
- причинно – следственные связи;
- познаваемость мира;
- связь науки и практики;
- формирование личностных качеств: любознательности, аккуратности, трудолюбия.
3. Развивающий аспект:
- развитие умений сопоставлять, сравнивать, абстрагировать;
- развитие графической грамотности, самостоятельности, взаимоконтроля.
Ход урока
Урок начинается с беседы с учащимися, в которой им предлагается назвать окружающие их предметы, из чего они сделаны и с чем взаимодействуют. Результатом беседы должен стать вывод: если вещества рассматривать в реальном окружении его другими веществами, то можно говорить об их системе. Системы бывают открытыми и закрытыми, устойчивыми и неустойчивыми и т. д. Составляющие систему вещества взаимодействуют по-разному. Большинство веществ и материалов, которые возникают естественно и создаются искусственно, раздробленно и образует своеобразный мир частиц - дисперсные системы. (Тема урока записывается на доске и в тетрадях учащихся.)
Слово «дисперсия» (от лат.)- «рассеянный», «рассыпанный».(для осмысления слова предлагается ученикам вспомнить слова с приставкой дис- и их смысл, например, дискомфорт, диссонанс, диссоциация, дисгармония- всё это означает нарушение единства, раздробление)
Дисперсных систем (ДС) множество. Разобраться в их многообразии помогают основные признаки: агрегатное состояние веществ, которые распыляются (это дисперсная фаза) и агрегатное состояние вещества, в котором происходит распыление, т.е. дисперсионная среда.
Учащимся предлагается заполнить таблицу «Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния составляющих частиц». На доске заранее подготовлена сетка
Фаза |
|||
Среда | |||
Вопросы учащимся:
- Почему для перечисления фаз составлены три столбца.
- Сколько строк необходимо прочертить в таблице.
После ответов на вопросы и полной готовности сетки таблицы происходит заполнение ячеек с помощью учащихся. Вид системы записывается дробно: в числителе - фаза, в знаменателе - среда. Это «имя» и «отчество» системы. Системы имеют «фамилию», т.е. подразделение систем внутри вида. Учащимся предлагается привести примеры систем из жизни. По ходу беседы заполняется таблица.
Готовый вариант:
Фаза Среда |
твёрдая |
жидкая |
газообразная |
Твёрдая |
т /т золь сплав композит |
ж /т эмульсия пористые тела |
г /т твердые пены |
Жидкая |
т /ж золь, гель суспензия паста |
ж /ж эмульсия |
г /ж пены газ эмульсия |
Газообразная |
т /г аэрозоль дым, пыль смог |
ж /г аэрозоль туман облака |
г/ г клатрат |
Вид ДС зависит от размера частиц. Пользуясь учебником, перечислите виды систем по размерам частиц. Далее учащиеся вслух зачитывают основные характеристики систем. После этого в тетради создается вторая таблица: «Классификация ДС по размерам частиц».
Виды дисперсных систем |
Примеры |
|
грубодисперсные | суспензии | |
эмульсии | ||
тонкодисперсные | коллоидные растворы | |
истинные растворы |
Задание 1. Распределить по графам следующие системы: виноградный сок, торф, космическая пыль, кофе с молоком.
Задание 2. Перед вами фоторепродукция. За 1 мин. Выпишите любые дисперсные системы, укажите вид системы.
После завершения работы идёт комментирование ответов.
Учащиеся приходят к выводу о возможности существования сложных систем: почва-г, ж /т, речная вода-г, т/ ж, человек-г, ж, т /ж, т.
Одной из характеристик ДС считается её устойчивость (седиментационная). В частности, эмульсии при длительном хранении расслаиваются, например, майонез. Коллоидные растворы более устойчивы.
Задание 3. Попробуйте объяснить, почему коллоидные растворы устойчивы и в каких случаях происходит разрушение систем.
После ответа на вопрос, учащиеся записывают в тетради определение коагуляции. Отмечают взаимопереход одного вида системы в другой вид ДС. Например:
- коллоидный раствор желатина в воде (золь) коагуляция студень (гель)
- суспензия коагуляция паста
Явления коагуляции в природе насят как положительный «+», так и отрицательный «-» характер. Рассмотрим это на примере цепи питания организмов в реках:
- вещество→дафни→рыбы
- «+» коагуляция – цепь успешно функционирует
Речная вода (коллоидный раствор) коагуляция |
морская вода (электролит) |
↓ИЛ ↓ |
- «–» коагуляция – цепь нарушается, так как ИЛ не образуется
Речная вода (коллоидный раствор) коагуляция |
промышленные стоки (электролит) |
↓ оседание коллоидных частиц ↓ |
Экологические проблемы не должны уменьшать роль ДС в технике и быту. Ведь, привычные для нас материалы- бетон, асфальт, кожи, продукты питания и многое другое- это дисперсные системы.
Итоговые вопросы:
- С какими новыми понятиями Вы познакомились на этом занятии и что они означают?
- Для чего нам необходимо знать свойства дисперсных систем?
Домашнее задание:
Запишите в тетрадь 10 примеров дисперсных систем, находящихся в комнате ученика или составьте слайд. Для правильного комментария своих примеров, воспользуйтесь материалом сегодняшней лекции или ресурсами ЦОР по заданной теме (http://school-collection.edu.ru/).
Литература:
- Габриелян О.С., Лысова Г.Г. «Химия 11», Дрофа 2005 г.
- Зимон А.Д. «Мир частиц» М, Наука,1988 г.
- Минченков Е.Е., Журин А.А. «Химия 11», Ассоциация XXI век 2007 г.
- Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. «Химия 11», Просвещение 2008 г.