Конспект урока в 11-м классе "Дисперсные системы"

Разделы: Химия


Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Форма занятия: школьная лекция.

Цель урока:

1. Образовательный аспект:

  • формирование знаний учащихся об уровнях организации веществ и типах взаимодействия частиц на примере дисперсионных систем.

2. Воспитательный аспект:

  • продолжение формирования основных мировоззренческих понятий таких как:
    • материальность мира;
    • причинно – следственные связи;
    • познаваемость мира;
    • связь науки и практики;
  • формирование личностных качеств: любознательности, аккуратности, трудолюбия.

3. Развивающий аспект:

  • развитие умений сопоставлять, сравнивать, абстрагировать;
  • развитие графической грамотности, самостоятельности, взаимоконтроля.

Ход урока

Урок начинается с беседы с учащимися, в которой им предлагается назвать окружающие их предметы, из чего они сделаны и с чем взаимодействуют. Результатом беседы должен стать вывод: если вещества рассматривать в реальном окружении его другими веществами, то можно говорить об их системе. Системы бывают открытыми и закрытыми, устойчивыми и неустойчивыми и т. д. Составляющие систему вещества взаимодействуют по-разному. Большинство веществ и материалов, которые возникают естественно и создаются искусственно, раздробленно и образует своеобразный мир частиц - дисперсные системы. (Тема урока записывается на доске и в тетрадях учащихся.)

Слово «дисперсия» (от лат.)- «рассеянный», «рассыпанный».(для осмысления слова предлагается ученикам вспомнить слова с приставкой дис- и их смысл, например, дискомфорт, диссонанс, диссоциация, дисгармония- всё это означает нарушение единства, раздробление)

Дисперсных систем (ДС) множество. Разобраться в их многообразии помогают основные признаки: агрегатное состояние веществ, которые распыляются (это дисперсная фаза) и агрегатное состояние вещества, в котором происходит распыление, т.е. дисперсионная среда.

Учащимся предлагается заполнить таблицу «Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния составляющих частиц». На доске заранее подготовлена сетка

Фаза

     
Среда
       

Вопросы учащимся:

  1. Почему для перечисления фаз составлены три столбца.
  2. Сколько строк необходимо прочертить в таблице.

После ответов на вопросы и полной готовности сетки таблицы происходит заполнение ячеек с помощью учащихся. Вид системы записывается дробно: в числителе - фаза, в знаменателе - среда. Это «имя» и «отчество» системы. Системы имеют «фамилию», т.е. подразделение систем внутри вида. Учащимся предлагается привести примеры систем из жизни. По ходу беседы заполняется таблица.

Готовый вариант:

Фаза

Среда

твёрдая

жидкая

газообразная

Твёрдая

т /т

золь

сплав

композит

ж /т

эмульсия

пористые тела

г /т

твердые пены

Жидкая

т /ж

золь, гель

суспензия

паста

ж /ж

эмульсия

г /ж

пены

газ

эмульсия

Газообразная

т /г

аэрозоль

дым, пыль

смог

ж /г

аэрозоль

туман

облака

г/ г

клатрат

Вид ДС зависит от размера частиц. Пользуясь учебником, перечислите виды систем по размерам частиц. Далее учащиеся вслух зачитывают основные характеристики систем. После этого в тетради создается вторая таблица: «Классификация ДС по размерам частиц».

Виды дисперсных систем

Примеры

грубодисперсные суспензии  
эмульсии  
тонкодисперсные коллоидные растворы  
истинные растворы  

Задание 1. Распределить по графам следующие системы: виноградный сок, торф, космическая пыль, кофе с молоком.

Задание 2. Перед вами фоторепродукция. За 1 мин. Выпишите любые дисперсные системы, укажите вид системы.

После завершения работы идёт комментирование ответов.

Учащиеся приходят к выводу о возможности существования сложных систем: почва-г, ж /т, речная вода-г, т/ ж, человек-г, ж, т /ж, т.

Одной из характеристик ДС считается её устойчивость (седиментационная). В частности, эмульсии при длительном хранении расслаиваются, например, майонез. Коллоидные растворы более устойчивы.

Задание 3. Попробуйте объяснить, почему коллоидные растворы устойчивы и в каких случаях происходит разрушение систем.

После ответа на вопрос, учащиеся записывают в тетради определение коагуляции. Отмечают взаимопереход одного вида системы в другой вид ДС. Например:

  • коллоидный раствор желатина в воде (золь) коагуляция студень (гель)
  • суспензия коагуляция паста

Явления коагуляции в природе насят как положительный «+», так и отрицательный «-» характер. Рассмотрим это на примере цепи питания организмов в реках:

  • вещество→дафни→рыбы
  • «+» коагуляция – цепь успешно функционирует

Речная вода (коллоидный раствор) коагуляция

 морская вода (электролит)

↓ИЛ ↓

  • «–» коагуляция – цепь нарушается, так как ИЛ не образуется

Речная вода (коллоидный раствор) коагуляция

 промышленные стоки (электролит)

↓ оседание коллоидных частиц ↓

Экологические проблемы не должны уменьшать роль ДС в технике и быту. Ведь, привычные для нас материалы- бетон, асфальт, кожи, продукты питания и многое другое- это дисперсные системы.

Итоговые вопросы:

  1. С какими новыми понятиями Вы познакомились на этом занятии и что они означают?
  2. Для чего нам необходимо знать свойства дисперсных систем?

Домашнее задание:

Запишите в тетрадь 10 примеров дисперсных систем, находящихся в комнате ученика или составьте слайд. Для правильного комментария своих примеров, воспользуйтесь материалом сегодняшней лекции или ресурсами ЦОР по заданной теме (http://school-collection.edu.ru/).

Литература:

  1. Габриелян О.С., Лысова Г.Г. «Химия 11», Дрофа 2005 г.
  2. Зимон А.Д. «Мир частиц» М, Наука,1988 г.
  3. Минченков Е.Е., Журин А.А. «Химия 11», Ассоциация XXI век 2007 г.
  4. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. «Химия 11», Просвещение 2008 г.