Для того чтобы задачи по воспитанию подрастающего поколения решались качественно классным руководителям необходимо иметь программу по воспитанию у учащихся духовно-нравственных качеств, стремления к здоровому образу жизни, спорту, патриотизму и т.д. В реализации такой программы большое значение имеют классные часы. Несмотря на разносторонность и многоплановость воспитательной работы, классный час является универсальной формой работы классного руководителя с детьми. Умелая организация классного часа позволит воспитателю полнее достичь желаемого результата.
Предлагаю схему организации классного часа.
1. Подготовительный этап.
Классный руководитель выбирает тему, направленную на осмысление актуальных для школьников вопросов жизни; определяет место данного классного часа в системе классных часов и всей воспитательной работы; производит анализ литературы, других информационных ресурсов по данной теме; намечает вопросы.
2. Составление плана.
Классный руководитель намечают блоки, из которых какие-то могут быть основными и не могут меняться, а какие-то могут стать вариативными; выбирает формы и методы, в которых умело используется специфика региона, особенности микросреды, история школы; применяет современные техники и технологии; пишет план.
3. Проведение классного часа.
Классный руководитель проводит классный час согласно составленному плану.
4. Рефлексия.
Анализ классного часа, как и любого другого мероприятия важен для того, что позволяет увидеть результат проведённой работы, отметить сильные и слабые моменты.
Примерная схема работы над подготовкой классного часа в 11-ом классе.
1. Подготовительный этап.
Тема: «Имидж современного человека».
Место и обоснование: так как современный мир профессий требует не только знаний специфики той или иной отрасли, но и массу такого, что выгодно отличает одного человека от другого. То, что от модели поведения на работе и в повседневной жизни может зависеть успешность профессиональной карьеры, всё это подводит нас к тому, что для ребят должны раскрываться такие понятия как этика, этикет и имидж.
Литература:
- Акишина А.А. Акишина Т.Е. Этикет русского телефонного разговора. М., «Русский язык»,1990.
- Лом И.М. Правила хорошего тона. ТОО «Ариель», 1993.
- Максимовский М. Этикет делового человека. М., «Дидакт.
2. Составление плана.
Будут использованы методы: беседа, ролевая игра.
План:
- Вступительная часть.
- Игра-сценка.
- Анализ ситуации.
- Подведение итогов.
3. Проведение классного часа.
Цели:
- Ознакомить с понятиями этика, этикет, имидж.
- Работа над повышением грамотности устной речи.
- Развить коммуникативные способности.
На доске написаны определения понятий:
- Этика – понятие нравственного плана (нормы морали).
- Этикет – понятие поведенческого плана (правила хорошего тона).
- Имидж – «образ», впечатление.
Подготовительный этап:
Распределить между учащимися роли: работодателя, секретаря, 2-3 претендента на должность. У каждого участника своя роль и образ.
На доске написаны определения понятий:
- Этика – понятие нравственного плана (нормы морали).
- Этикет – понятие поведенческого плана (правила хорошего тона).
- Имидж – «образ», впечатление.
Ход занятия
1.
Слово учителя:
Этикет – явление историческое и изменчивое. Современный этикет стал менее церемонным, он рассчитан в большей степени на сближение людей, взаимопонимание, взаимоуважение. Этикет – понятие широкое. Есть этикет дипломатический, придворный, телефонный гостевой, служебный, свадебный, гражданский. В любых жизненных ситуациях надо стремиться к хорошим отношениям со всеми, даже если сталкиваешься с человеком на короткое время. (Буфетчица, вахтёр, гардеробщица … можно пройти мимо, но можно поздороваться, улыбнуться, сказать что-либо.)
Поведение, одежда, взаимоотношения с людьми, позы, жесты, умение стоять и сидеть, организовывать деловые контакты. Именно эти, казалось бы, незначительные детали многое могут рассказать о человеке.
Каждый из нас создаёт определенный образ. Он может быть различным: доброго и приятного в общении человека, недотёпы, грубияна, скандалиста … Сколько людей – столько и образов. Создавая свой образ, каждый человек должен подумать, каким он хочет быть в глазах окружающих.
Манера поведения, стиль, имидж играют решающую роль при формировании первого впечатления, которое складывается у людей быстро и прочно. Человек сначала видит (посетителя, гостя, покупателя …), а затем слышит, как он говорит, и лишь потом понимает, что он говорит. Психологи утверждают, что первое впечатление примерно на 50% зависит от внешности, одежды и манеры поведения, на 40% - от тона голоса и на 10% - от содержания сообщения. Надо помнить всегда, что у нас не будет второй возможности произвести первое впечатление.
Предлагаю посмотреть небольшую сцену: хозяин фирмы нанимает нового работника.
Мы с вами играем роль зрителей и аналитиков ситуаций.
2.
Выходят ученики и разыгрывают сценку.
1 – ый претендент. На нём тёмные очки. Одет неряшливо. Во время беседы садится на стуле небрежно.
2 – ой претендент. Во время разговора сильно нервничает, что-то теребит в руках.
3 – ий претендент. Аккуратен. Говорит чётко.
Предлагаю ребятам разобрать ситуацию: кого примут на работу? В чём были ошибки двух других претендентов? (Как правило, ребятам удаётся найти почти все правильные ответы). Это:
- При разговоре не следует принимать позу, характеризующую агрессивность: насупленные брови, чуть наклонённая вперёд голова, широко расставленные на столе локти, сжатые в кулаки или сцеплённые пальцы.
- Не следует надевать очки с затемнёнными стёклами, так как, не видя ваших глаз, собеседник чувствует себя неловко.
- Внимательно следите за своими жестами и жестами собеседника. Они могут вам подсказать, помогут уточнить мысли собеседника, скажут о его характере. Наполеон утверждал: «Лицо может врать, руки – никогда». Если жесты говорящего направлены в сторону других, то он открыт для общения, у него есть потребность в установлении контактов. Если жесты говорящего направлены к себе, то человек не хочет контакта. Когда человек волнуется, нервы напряжены, руки выдают его состояние. Они либо за спиной, либо теребят что-то, либо пальцы сцеплены. А чтобы никто не видел вашего волнения, держите какое-то время руки в кармане.
- Уметь правильно сидеть, т.к. красиво сидящий человек всегда вызывает чувство уважения и интереса. Многие из нас любят сидеть, положив ногу на ногу. Европейская посадка требует, чтобы одно колено лежало на другом, а голень прижата к голени. Тогда мы будем сидеть красиво, и собрано. (Предлагаю учащимся принять эту позу). В противном случае наш вид будет говорить о расхлябанности и неуважении к окружающим. Кроме того, молодые люди, по правилам этикета, не должны сидеть в такой позе в присутствии женщин и девушек, а девушки не могут позволить себе такой посадки, если рядом есть женщина старше её по возрасту. Сидеть надо уверенно, занимая весь стул, и опираясь спиной на спинку стула. Ваша спина должна быть при этом прямой, а не «колесом». Нельзя, присев на стул, двигать его. Надо подвинуть стул до того, как сесть. Не стоит поправлять юбку, садясь на стул. Сесть легко, свободно и спокойно – вот о чём должна подумать женщина, прежде чем опуститься на стул.
- Быть приветливым собеседником. В этом поможет улыбка, которая может помочь снять напряжённость первых минут и способствовать более уверенному и спокойному общению.
- Быть чистым и аккуратным. Уши, нос, шея и руки выдают нас. Сразу можно определить, как давно человек был в ванной. Душ принимать надо каждый день, он придаёт силы, очищает кожу. Надо организовать себе правильный уход за чистотой рук, ног, тела, чтобы сохранить приятный внешний вид на долгие годы.
- Правильно подбирать одежду: она должна соответствовать обстановке и случаю. Сегодня самая распространённая одежда – костюм. Заметим, что деловой костюм – вещь консервативная. Следите за модой, но не копируйте её. Величайшая элегантность заключается в величайшей простоте.
4.
Обязательно подводим итоги…
Д. Карнеги предложил 6 правил искусства нравиться:
- Искренне интересоваться другими людьми.
- Улыбаться людям.
- Обращаться к собеседнику по имени.
- Уметь слушать собеседника.
- Говорить с собеседником о том, что его интересует.
- Внушать ему сознание его собственной значимости.
И всё это надо делать искренне!