Открытый урок. Тема: Инфляция. Виды инфляций" с элементом деловой игры "Инфляция"

Разделы: Экономика


Цель:

  • Познакомить со свойством денежной системы – инфляция. Определением понятия “Инфляция”. Видами инфляции. Закрепить и углубить знания, уяснить как происходит процесс инфляции.
  • Развивать познавательный интерес. Самостоятельно принимать решения в быстро меняющихся ситуациях.
  • Воспитывать индивидуальную и коллективную ответственность за результат работы.

Задача – проиллюстрировать связь между количеством денег и ценой продукта.

Вид урока: изучение нового материала с элементом деловой игры

Тип урока: комбинированный

Метод обучения: объяснение, элемент деловой игры.

Форма обучения: групповая.

Место проведения: учебная аудитория.

Время проведения: 45 минут

Обеспечение урока: символы денежных средств, блага (папка для файлов, карандаш, клей, тетрадь, линейка).

Структура урока

  1. Организационный момент
  2. Целеполагание
  3. Проверка знаний по изученному материалу
  4. Изучение нового материала.
  5. Игра “Инфляция”
  6. Итог урока.
  7. Домашнее задание

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Организация группы. Создание у учащихся рабочей настроенности.

  3. Целеполагание
  4. Познакомить со свойством денежной системы – инфляция. Определением понятия

    “Инфляция”. Видами инфляции.

    Закрепить и углубить знания учащихся, уяснить как происходит инфляции.

  5. Проверка знаний по изученному материалу
  6. Изучение нового материала

Как только люди придумали деньги,
так тут же они встали перед проблемой где их взять.

Ларец острослов

  1. Свойство денежной системы.
  2. Помимо обозначенных свойств у денег, а точнее у денежной системы есть еще одно важное свойство – инфляция.

    По мнению экономистов, в последние 40 лет цивилизованные страны вступили в “Век инфляции”

  3. Определение понятия “Инфляция”. История.

Инфляция (лат. “вздутие”) – это чрезмерное увеличение находящихся в обращении массы бумажных денег по сравнению с реальным предложением товаров, что приводит к падению покупательной способности денег и росту цен на товары и услуги.

Инфляция – обесценивание денег, повышение цен, связанное с превышением количества денег над количеством производимых благ.

Инфляция - банкротство с карманом денег.

Деньги и в монетах, и в купюрах, и в безналичном виде – символы реальных благ. Поэтому их количество не должно превышать количество производимых товаров.

Однако в условиях блиц - кризиса даже соблюдение этого соотношения не гарантирует защиту от инфляции, т.к. при резком сокращении производства трудно быстро изъять из обращения, хранения денежных знаков. Поэтому страны стараются иметь резервный золото - валютный запас (ЗВЗ). В условиях кризиса и снижения цены и количества производимых благ правительство тратит резервы на покрытие товарного дефицита.

Феномен инфляции имеет богатую историю.

  • В 1662году бел Медный бунт – первая крупная инфляция.. Пытаясь профинсировать русско-польскую войну, двор Алексея Михайловича стал выпускать дополнительные монеты с понижением содержания серебра. Результатом стало повышение цен, падение уровня жизни и бунт в Москве.
  • во времена Екатерины Великой более активно прошел процесс инфляции, которая инициировала выпуск бумажных денег в России.
  • В Х1Х веке Россия дважды принимала кардинальные меры к сокращению инфляции: в 1839 году в результате которой был выпущен “серебренный рубль”;

в 1897году, давшая государству “золотой червонец”.

  • В ХХ веке дважды, в начале 20-х годов и в начале 90-х, Россия достигла гиперинфляции. С обесцениванием денег боролись и введением твердого курса (1925год отмечен введением “советского червонца”), и денежными реформами (1947,1961), и конфискационными мерами (обмен 50- и 100- рублевых купюр в 1991), и деноминацией (1998 год).
  1. Виды инфляции.

Главным показателем инфляции является темп инфляции, т.е. процент обесценивания денег за год.

Существует четыре вида инфляции.

  • Нулевая инфляция ТИ =0%. Несмотря на столь благополучный показатель такая инфляция вредит экономике, ибо не стимулирует граждан вкладывать сбережения в инвестиции. При 0%, надежнее деньги хранить в “чулке”;
  • Здоровая инфляция (умеренная) ТИ = 0% - 3%. При развивающемся производстве такая инфляция позволяет компенсировать повышение цен повышением зарплаты и стимулирует вклады населения для сохранения своих сбережений;
  • Галопирующая инфляция ТИ = от 20 до 200% в год, от 4% в месяц. Подобные темпы инфляции не разрушают экономику, но ведет к долговременному существованию населения в условиях снижения уровня жизни;
  • Гиперинфляция (гипер-сверх) означает астрономические темпы роста инфляции, превышающие 500-1000% в год. ТИ = 20% в месяц. Такие темпы ведут к полному подрыву доверия к денежным символам и разрушению денежной системы. Участники рынка в условиях гиперинфляции быстро переориентируются на доверие формы обмена, например бартер.

- Самым ярким примером историческим примером гиперинфляции была инфляция в Германии после Первой мировой войны. Темп инфляции шел не на годы и месяцы, а на дни и часы. Ценники менялись трижды в день.

- Боливия в 1985г. инфляция равнялась 3400%. Это означало, что цены росли не только каждый месяц, но и каждый час. В частности, цены в ресторанах увеличивались в двое, пока официант принимал заказ и возвращался с подносом к посетителю.

  1. Причины инфляции.
  1. Чрезмерный выпуск бумажных денег государством с целью покрытия дефицита своего бюджета.
  2. Сокращение объемов производства.
  3. Превышение спроса над предложением при избытке денежных средств.
  4. Рост издержек производства, т.е. расходов на сырье, материалы, заработную плату и выплату налогов.

5. Игра “Инфляция”.

1 тур

  • Объявляется игра на продажу благ (шоколад, лимонад, и пр.)
  • Раздать ученикам символические денежные знаки в количестве Х;
  • Разрешить объединение капиталов в микрогруппах;
  • Провести первый тур игры и зафиксировать цену продажи;(примерно Р)

2 тур

  • Увеличивается количество денег до 3Х;
  • Выставить на продажу точно такой же товар (меньше количества товара, выше цена);
  • Зафиксировать цену продаж (примерно 3Х)

3 тур

  • Увеличить количество денег до 10Х;
  • Выставить на продажу точно такой же товар и с теми же условиями;
  • Зафиксировать цену продаж (примерно 10Х)
  • Подвести итоги, обнаружить связь между количеством денег (М) и ценой (Р).

6. Итог урока.

7. Домашнее задание.

Список литературы

  1. Райзберг Б.А., Прутченков А.С. Деловые игры и экономические практикумы к курсу “Введение в экономику”. – Ростов -на –Дону: цент экономического образования молодежи, 1994. – 59с.
  2. Травин Е.Н. Уроки экономики в школе. Пособие для учителей экономики и обществознвния – Ярославль: Академия развития, Академия Ходдинг, 2003. – 160 с.