Цель:
- Познакомить со свойством денежной системы – инфляция. Определением понятия “Инфляция”. Видами инфляции. Закрепить и углубить знания, уяснить как происходит процесс инфляции.
- Развивать познавательный интерес. Самостоятельно принимать решения в быстро меняющихся ситуациях.
- Воспитывать индивидуальную и коллективную ответственность за результат работы.
Задача – проиллюстрировать связь между количеством денег и ценой продукта.
Вид урока: изучение нового материала с элементом деловой игры
Тип урока: комбинированный
Метод обучения: объяснение, элемент деловой игры.
Форма обучения: групповая.
Место проведения: учебная аудитория.
Время проведения: 45 минут
Обеспечение урока: символы денежных средств, блага (папка для файлов, карандаш, клей, тетрадь, линейка).
Структура урока
- Организационный момент
- Целеполагание
- Проверка знаний по изученному материалу
- Изучение нового материала.
- Игра “Инфляция”
- Итог урока.
- Домашнее задание
Ход урока
- Организационный момент
- Целеполагание
- Проверка знаний по изученному материалу
- Изучение нового материала
Организация группы. Создание у учащихся рабочей настроенности.
Познакомить со свойством денежной системы – инфляция. Определением понятия
“Инфляция”. Видами инфляции.
Закрепить и углубить знания учащихся, уяснить как происходит инфляции.
Как только люди придумали деньги,
так тут же они встали перед проблемой где их
взять.
Ларец острослов
- Свойство денежной системы.
- Определение понятия “Инфляция”. История.
Помимо обозначенных свойств у денег, а точнее у денежной системы есть еще одно важное свойство – инфляция.
По мнению экономистов, в последние 40 лет цивилизованные страны вступили в “Век инфляции”
Инфляция (лат. “вздутие”) – это чрезмерное увеличение находящихся в обращении массы бумажных денег по сравнению с реальным предложением товаров, что приводит к падению покупательной способности денег и росту цен на товары и услуги.
Инфляция – обесценивание денег, повышение цен, связанное с превышением количества денег над количеством производимых благ.
Инфляция - банкротство с карманом денег.
Деньги и в монетах, и в купюрах, и в безналичном виде – символы реальных благ. Поэтому их количество не должно превышать количество производимых товаров.
Однако в условиях блиц - кризиса даже соблюдение этого соотношения не гарантирует защиту от инфляции, т.к. при резком сокращении производства трудно быстро изъять из обращения, хранения денежных знаков. Поэтому страны стараются иметь резервный золото - валютный запас (ЗВЗ). В условиях кризиса и снижения цены и количества производимых благ правительство тратит резервы на покрытие товарного дефицита.
Феномен инфляции имеет богатую историю.
- В 1662году бел Медный бунт – первая крупная инфляция.. Пытаясь профинсировать русско-польскую войну, двор Алексея Михайловича стал выпускать дополнительные монеты с понижением содержания серебра. Результатом стало повышение цен, падение уровня жизни и бунт в Москве.
- во времена Екатерины Великой более активно прошел процесс инфляции, которая инициировала выпуск бумажных денег в России.
- В Х1Х веке Россия дважды принимала кардинальные меры к сокращению инфляции: в 1839 году в результате которой был выпущен “серебренный рубль”;
в 1897году, давшая государству “золотой червонец”.
- В ХХ веке дважды, в начале 20-х годов и в начале 90-х, Россия достигла гиперинфляции. С обесцениванием денег боролись и введением твердого курса (1925год отмечен введением “советского червонца”), и денежными реформами (1947,1961), и конфискационными мерами (обмен 50- и 100- рублевых купюр в 1991), и деноминацией (1998 год).
- Виды инфляции.
Главным показателем инфляции является темп инфляции, т.е. процент обесценивания денег за год.
Существует четыре вида инфляции.
- Нулевая инфляция ТИ =0%. Несмотря на столь благополучный показатель такая инфляция вредит экономике, ибо не стимулирует граждан вкладывать сбережения в инвестиции. При 0%, надежнее деньги хранить в “чулке”;
- Здоровая инфляция (умеренная) ТИ = 0% - 3%. При развивающемся производстве такая инфляция позволяет компенсировать повышение цен повышением зарплаты и стимулирует вклады населения для сохранения своих сбережений;
- Галопирующая инфляция ТИ = от 20 до 200% в год, от 4% в месяц. Подобные темпы инфляции не разрушают экономику, но ведет к долговременному существованию населения в условиях снижения уровня жизни;
- Гиперинфляция (гипер-сверх) означает астрономические темпы роста инфляции, превышающие 500-1000% в год. ТИ = 20% в месяц. Такие темпы ведут к полному подрыву доверия к денежным символам и разрушению денежной системы. Участники рынка в условиях гиперинфляции быстро переориентируются на доверие формы обмена, например бартер.
- Самым ярким примером историческим примером гиперинфляции была инфляция в Германии после Первой мировой войны. Темп инфляции шел не на годы и месяцы, а на дни и часы. Ценники менялись трижды в день.
- Боливия в 1985г. инфляция равнялась 3400%. Это означало, что цены росли не только каждый месяц, но и каждый час. В частности, цены в ресторанах увеличивались в двое, пока официант принимал заказ и возвращался с подносом к посетителю.
- Причины инфляции.
- Чрезмерный выпуск бумажных денег государством с целью покрытия дефицита своего бюджета.
- Сокращение объемов производства.
- Превышение спроса над предложением при избытке денежных средств.
- Рост издержек производства, т.е. расходов на сырье, материалы, заработную плату и выплату налогов.
5. Игра “Инфляция”.
1 тур
- Объявляется игра на продажу благ (шоколад, лимонад, и пр.)
- Раздать ученикам символические денежные знаки в количестве Х;
- Разрешить объединение капиталов в микрогруппах;
- Провести первый тур игры и зафиксировать цену продажи;(примерно Р)
2 тур
- Увеличивается количество денег до 3Х;
- Выставить на продажу точно такой же товар (меньше количества товара, выше цена);
- Зафиксировать цену продаж (примерно 3Х)
3 тур
- Увеличить количество денег до 10Х;
- Выставить на продажу точно такой же товар и с теми же условиями;
- Зафиксировать цену продаж (примерно 10Х)
- Подвести итоги, обнаружить связь между количеством денег (М) и ценой (Р).
6. Итог урока.
7. Домашнее задание.
Список литературы
- Райзберг Б.А., Прутченков А.С. Деловые игры и экономические практикумы к курсу “Введение в экономику”. – Ростов -на –Дону: цент экономического образования молодежи, 1994. – 59с.
- Травин Е.Н. Уроки экономики в школе. Пособие для учителей экономики и обществознвния – Ярославль: Академия развития, Академия Ходдинг, 2003. – 160 с.