Поверхность родного края

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Сформировать у учащихся представление о поверхности родного края.
  2. Развивать познавательную активность детей, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
  3. Учить работать с картой.

Оборудование: административная карта России и Кемеровской области, физическая карта Кемеровской области и Чебулинского района, фотографии ландшафтов Кемеровской области и окрестностей родного села, схема “Формы рельефа”, карточки (тест), жетоны, контурная карта Кемеровской области (лист с контуром на каждого ученика), атласы Кемеровской области.

Ход урока

1.Организационный момент.

Учитель: Послушайте стихотворение кузбасского поэта Виктора Баянова.

“Сторона любимая, приметная,
У тебя приметы есть предметные.
Только вот им верить не приходится –
Все они изменчивы, как водится.
Где-то есть такие ж кедры с соснами,
Где-то есть такие ж зимы с вёснами,
Горы есть со снеговыми шапками
И посёлки с трубами и шахтами.
Только нет нигде чего-то главного,
По цене одной лишь жизни равного,
Очень близкого чего-то, очень местного,
Сердцу только одному известного.
Стоит лишь откуда-то вернуться,
Как готово сердце захлебнуться.
Весь мой век такое с ним случается.
Пробовал унять - не получается”.

Учитель: Сообщение темы и целей урока.

2. Проверка домашнего задания.

Тест “Родной Кузбасс”

1.На каком материке расположена Кемеровская область?

А) Южная Америка;
Б) Африка;
В) Австралия;
Г) Евразия.

2.Назовите главный город своего края.

А) Новосибирск;
Б) Кемерово;
В) Красноярск;
Г) Москва.

3.Добычей какого полезного ископаемого славится наш Кузбасс?

А) нефть;
Б) торф;
В) каменный уголь.

4. Какие животные нашей области занесены в Красную книгу?

А) лебедь;
Б) бурый медведь;
В) амурский тигр;
Г) северный олень.

5.Самая маленькая птичка наших лесов – это:

А) колибри;
Б) желтоголовый королёк:
В) воробей.

3. Работа над новым материалом.

Учитель: Давайте вспомним, какие формы рельефа вы знаете?

Ученики. (Повторяют формы рельефа, при этом заполняется схема)

Учитель: Как отличить горы и холмы? Что у них общего и чем они отличаются?

Ученики: У гор и холмов есть подошва, склон и вершина. Но горы выше холмов.

Учитель: Вспомните, каким цветом на карту нанесены плоская равнина, холмистая равнина, плоскогорье и горы.

Ученики: Равнины – зелёным, возвышенности – жёлтым, плоскогорья – светло-коричневым, горы – тёмно-коричневым.

Учитель: Ребята, кто из вас ездил в Кемерово, в другие города или сёла нашей области на автобусах машинах, электричке? Что вы можете сказать о поверхности нашей области?

Ученики: Видели горы, холмы, равнины.

Учитель: Сегодня на уроке я вас познакомлю с поверхностью нашего края более углубленно.

Найдите на административной карте России Кемеровскую область. (Ученик выходит к доске и показывает на карте Кем, обл.). А сейчас посмотрите на физическую карту России, я показываю вам примерные границы области. Важной особенностью географического положения Кемеровской области является то, что она находится в глубине огромной части суши - в центре материка Евразия. Она расположена на стыке Западной и Восточной Сибири.

Посмотрите на карту нашей Кемеровской области. Какого цвета больше?

Ученики: Светло- коричневого и тёмно-коричневого.

Учитель: Да, большую часть территории области занимают горные массивы, но имеются равнины и котловины с плодородными почвами, что позволяет успешно вести сельское хозяйство.

В настоящее время в Кемеровской области выделяется пять орфографических районов: Кузнецкий Алатау, Горная Шория, Салаирский кряж, Кузнецкая котловина и часть Западно- Сибирской равнины. (Учитель показывает на карте, ученики записывают название районов в тетрадь)

Горы Кузнецкого Алатау (в переводе с тюркского “пёстрые горы”) расположены на востоке и северо-востоке области, тянутся с юго - востока на северо-запад более чем на 500км. Самая высокая вершина Амзас-Таскыл (Верхний Зуб) достигает 2178 метров.. Кроме главного хребта входят ряд кряжей и отрогов. Эти горы являются водоразделом между бассейнами рек Оби и Енисея. Между высокими вершинами, отрогами и кряжами Кузнецкого Алатау виднеются широкие долины, глубокие и узкие ущелья – русла горных рек. Встречаются и горные каровые озёра – ледникового происхождения. Наша река Кия берёт своё начало с северных возвышенностей Алатау, которые покрыты снегом. (Рисунок 1,1а, 1б.)

Горная Шория занимает южную часть Кемеровской области, тянется с севера на юг на 170 км. (по ширине – 100км). Самая высокая вершина Пустаг (“Ледяная гора” 1560м.) Горная Шория – горная страна, расчленена речными долинами. Здесь рядом с многолетними снежниками цветут альпийские луга. А по соседству с ними высятся причудливые глыбы гранитных останцев, напоминающие стены разрушенных дворцов. (Рисунок 2.)

Салаирский кряж – древние горы и представляют собой наклонное на юго –запад , слабо расчленённое плато. Самая высокая вершина – гора Барсук (567м.) Пологохолмистые, выравненные пространства Салаира расчленены сетью логов и балок. Салаирский кряж является водоразделом между рекой Чулым и системой рек Томи. (Рисунок 3.)

Кузнецкая котловина представляет собой межгорную впадину. Словно подковой её с трёх сторон окружают горы – Салаир, Кузнецкий Алатау и Горная Шория. Длина примерно 400 км., ширина около 100-120 км. На поверхности котловины встречаются холмы от 230м. до 550м.

Кузнецкая котловина неоднократно была дном моря, а более 200 миллионов лет назад на её территории находился морской залив. Постепенно окружающие котловину горные системы разрушались, заполняя котловину обломками горных пород. Слагающие горные породы состоят из угленосных отложений мощностью до 10 км. (Рисунок 4.)

Северная часть Кузбасса расположена в пределах Юго-восточной части Западно-Сибирской низменности. Рельеф этой части преимущественно равнинный. (Рисунок 5.)

Физкультминутка

Учащиеся выполняют упражнения за учителем под ритмичную музыку (“Песня Красной Шапочки” сл.ЮЭнтина, муз. Г.Гладкова).

Учитель: Ребята, а теперь посмотрите ещё на одну карту. Это карта Чебулинского района – наша малая родина. В какой части Кузбасса расположен наш район? (В северо – восточной.) Обратите внимание на окраску.

Рельеф нашего района обусловлен переходным положением между горной системой Кузнецкого Алатау и Западно-Сибирской равнины. Насчитывается восемь уникальных образований, в том числе два вулкана. (Рисунок 6)

Наше село расположено на востоке Чебулинского района, на правом берегу реки Кии. Местность равнинная, но если мы пойдём на восток, то в одном километре от села дойдём до наших косогоров, а в четырёх километрах вверх по берегу Кия увидим горную систему. Как называются эти горы?

Ученики: Отроги Кузнецкого Алатау.

Учитель: В северной и западной стороне от нашего села местность равнинная, которая дальше на север переходит в Западно-Сибирскую равнину. Недалеко от нашего села, на равнине, возвышается одиноко стоящая гора Бухтай.

4.Закрепление пройденного материала.

Игра “Вопросы-ответы” (За правильный ответ ученик получает жетон).

1. Какие горы в старину называли “Каменный пояс Земли Русской”. (Уральские горы)

2. Назвать самые высокие горы России. (Кавказские горы)

3. Какой вулкан находится на Камчатском полуострове? (Ключевская Сопка)

4. Как называется огромная низменность с большим количеством болот? (Западно –Сибирская)

5.Есть подошва, склон, а вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось надеть белую шапку. О чём это? (Гора)

6. Строение земной поверхности. (Рельеф).

Молодцы!

5. Работа с контурной картой области.

(Учитель раздаёт ученикам листы с нанесением контура карты Кемеровской области.)

Учитель: Пользуясь физической картой области, постарайтесь цвета нанести правильно. Затем подпишите пять основных орфографических областей.

6. Итог урока.

(Выставление оценок)

Учитель: Ребята, по записи в тетради и по карте назовите крупные формы поверхности нашей области.

На следующем уроке вы познакомитесь с подземными богатствами нашего края, узнаете, что такое терриконы и есть ли они на территории области.

7. Домашнее задание:

В рабочей тетради к учебнику А.А. Плешакова выполнить задание №3 стр.49, принести фотографии с окрестностями села.

Приложение