Урок географии в 10-м классе по теме "Воспроизводство населения мира"

Разделы: География


Цели: сформировать представление о типах воспроизводства населения, о демографической политике государств с разными типами воспроизводства населения.

Оборудование: политическая карта мира, атласы, мультимедиа установка.

Тип урока: изучение нового материала.

Презентация

Ход урока

1. Повторение материала прошлого урока.

(Слайд 2: Блиц опрос по теме «Численность населения»)

  1. Какова численность населения мира?
  2. В каком регионе самые высокие темпы прироста численности населения?
  3. Страны – лидеры по численности населения?
  4. Страны – лидеры по темпам роста численности населения?
  5. Страны с минимальными темпами роста численности населения?

(Слайд: Политическая карта мира)

2. Изучение нового материала:

В экономике любого государства человек выступает как главный производитель благ и их основной потребитель. Поэтому численность населения является одним из главных факторов развития страны. Численность населения страны зависит от характера его воспроизводства.

(Слайд 4: Определение воспроизводства населения.)

Воспроизводство (естественное движение) населения – это совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений.

(Слайд 5, 6: формула расчета естественного прироста населения.)

Епр = Р – С

Епр - естественный прирост населения (рассчитывается на 1000 человек);

Р – рождаемость;

С – смертность.

Если Р>С, Епр – положительный;

Если Р<С, Епр – отрицательный;

Если Р=С, Епр – нулевой.

(Слайд 7: Воспроизводство населения)

На карте «Воспроизводства населения» цветом выделены страны с минимальными и максимальными показателями воспроизводства населения.

- Какой регион мира имеет минимальные показатели естественного прироста населения?

- Какой регион мира имеет максимальные показатели естественного прироста населения?

(Слайд 8: Естественный прирост населения)

Естественный прирост населения

Очень высокий
(св. 30/1000)

Высокий
(20/1000)

Средний
(10/1000)

Низкий
(2-10/1000)

Очень низкий (менее 2/1000)

Кения
Зимбабве
Нигерия
Ливия
Таджикистан
Египет

Монголия
Филиппины
Бангладеш
Пакистан
Эфиопия
Мексика

Китай
Индия
Турция
Куба
Бразилия
Аргентина

Польша
Швеция
Франция
Великобритания
США
Канада

Россия
Венгрия
ФРГ
Болгария
Австрия
Италия

Ответьте на вопросы по таблице:

- Страны с каким уровнем экономического развития имеют очень высокий естественный прирост населения?

- Каков уровень естественного прироста населения у стран с высоким уровнем экономического развития?

Как видно из формулы, естественный прирост населения зависит от двух процессов: рождаемости и смертности.

Рассмотрим подробнее первый процесс – рождаемость.

Ежегодно в мире рождается около 140 млн человек (чуть ли не население России). каждую секунду на свет появляются 3 человека, каждую минуту – 175 человек, каждый час – 10400, каждые сутки – 250 тысяч новых землян.

(Слайд 9: Рождаемость: Факторы, влияющие на низкий уровень рождаемости).

Факторы, влияющие на низкий уровень рождаемости:

  • Высокий уровень урбанизации (> 75%);
  • Высокий уровень жизни;
  • Высокий уровень образования и долгий период обучения;
  • Увеличение расходов на содержание ребенка;
  • Изменение статуса женщины;
  • Увеличение доли пожилых людей;
  • Последствия войн и конфликтов;
  • Увеличение возраста вступления в брак.

(Слайд 10: Рождаемость: Факторы, влияющие на высокий уровень рождаемости)

Факторы, влияющие на высокий уровень рождаемости:

  • Низкий уровень жизни;
  • Преобладание сельского образа жизни;
  • Религиозные обычаи, поощряющие многодетность;
  • Традиции многодетности;
  • Подневольное положение женщин, ранние браки;
  • Рост уровня медицины.

(Слайд 11: Рождаемость в расчете на 1000 жителей)

Среднемировой показатель рождаемости – 24 чел на 1000 жителей в год.

Рождаемость в расчете на 1000 жителей,

Минимальные показатели:

  1. Болгария – 8;
  2. Босния и Герцеговина – 8;
  3. Латвия – 8;
  4. Чехия, Эстония, Германия, Словения, Испания – 9.

Максимальные показатели:

  1. Нигер – 54;
  2. Мали – 50;
  3. Буркина – Фасо – 47;
  4. Дем. Респ. Конго – 47;
  5. Конго – 47;
  6. Сьерра – Леоне – 47.

(Слайд 12: Смертность: факторы, влияющие на уровень смертности)

Смертность: факторы, влияющие на уровень смертности:

  • Питание;
  • Условия труда и быта населения;
  • Уровень развития и доступность здравоохранения;
  • Политические катаклизмы.

(Слайд 13: Смертность в расчете на 1000 жителей).

Среднемировой показатель смертности – 9 чел на 1000 жителей в год.

Смертность в расчете на 1000 жителей.

Минимальные показатели смертности:

  1. Кувейт – 3;
  2. ОАЭ – 3;
  3. Коста – Рика – 4
  4. Оман – 4;
  5. Алжир – 5.

Максимальные показатели смертности:

  1. Сьерра – Леоне – 29;
  2. Гвинея – Бисау - 25;
  3. Руанда – 22;
  4. Афганистан – 21;
  5. Гвинея – 20;
  6. Малайзия – 20.

В зависимости от различных показателей рождаемости и смертности, а значит и темпов естественного прироста населения, страны условно делятся на две большие группы, т.е. страны с I типом и II типом воспроизводства.

(Слайд 14: Типы воспроизводства населения)

Задание: См. рис. 12 на стр. 56 учебника «Возрастно-половые пирамиды стран первого и второго типов воспроизводства населения».

Вопрос: Чем отличается структура населения стран первого и второго типов воспроизводства?

(Слайд 15: Типы воспроизводства населения)

Вопрос:

  • Для каких регионов мира характерен I тип воспроизводства?
  • Для каких регионов мира характерен II тип воспроизводства?
  • Какой тип воспроизводства в России?

Даем характеристику типам воспроизводства.

(Слайд 16, 17: Характеристика типов воспроизводства)

  • Уровень рождаемости:
  • Уровень смертности:
  • Уровень естественного прироста:
  • Тип стран характерный (развитые/развивающиеся):
  • Доля детей в населении страны:
  • Доля пожилых в населении страны:
  • Демографическая политика направлена на:

На основании данных показателей дайте характеристику I и II типу воспроизводства населения.

(Слайд 18: Проблемы, связанные с низкими темпами прироста населения)

Проблемы, связанные с низкими темпами прироста населения:

  • Уменьшение численности населения;
  • Нехватка трудовых ресурсов;
  • Рост числа пожилого населения;
  • Большой приток мигрантов;
  • Увеличение возраста выхода на пенсию.

(Слайд 19: Проблемы, связанные с высокими темпами прироста населения)

Проблемы, связанные с высокими темпами прироста населения:

  • Продовольственная (в мире недоедают 500 млн. чел.);
  • Истощение земель;
  • Сведение лесов (на топливо и на расширение пахотных земель);
  • Загрязнение окружающей среды (рост урбанизации => рост свалок, трущобы, рост потребности в бытовом обслуживании)
  • Проблема нехватки чистой воды и т.д.

(Слайд 20: Графики прироста численности населения при I и II типах воспроизводства)

Для более наглядной демонстрации разницы в типах воспроизводства обратите внимание на графики, показывающие сколько лет понадобится таким странам как Кения и Великобритания, для того, чтобы увеличить свое население в два раза. Для того, чтобы население Великобритании увеличилось в два раза, необходимо 630 лет, тогда как для удвоения населения Кении необходимо всего 17-20 лет.

Не менее наглядно выглядит и разница между регионами с разными типами воспроизводства в течении 20-го века.

(Cлайд 21: Изменение численности населения Зарубежной Европы в 20 веке)

Изменение численности населения Зарубежной Европы в 20 веке (млн.чел.)

(Cлайд 22: Изменение численности населения Зарубежной Азии в 20 веке)

Изменение численности населения Зарубежной Азии в 20 веке (млн.чел.)

Как видно на графиках численность населения Европы за 20 век возросла с 295 до 510 млн. чел., т.е. в 1,7 раза, а численность населения Зарубежной Азии за тот же период возросла с 950 до 3630 млн. чел., т.е. в 3,8 раза.

Для регулирования численности населения, государство проводит демографическую политику.

(Cлайд 23: определение Демографической политики).

Демографическая политика- это система различных мер, предпринимаемых государством с целью воздействия на естественное движение населения, на решение специфических для данной страны проблем населения.

(Cлайд 24: Демографическая политика в высокоразвитых странах)

Характеризуем Демографическую политику в высокоразвитых странах, т.е. в странах с I типом воспроизводства:

  • единовременные ссуды молодоженам;
  • пособие при рождении на каждого ребенка;
  • ежемесячные пособия на детей;
  • оплачиваемые декретные отпуска;
  • льготы многодетным семьям и молодоженам при распределении жилья;
  • расширение детских дошкольных учреждений;
  • изменение возраста регистрации браков;
  • расширение имущественных прав матери и детей при распаде семьи;
  • запрет абортов (Германия);
  • пропаганда почетности и важности материнства.

На основе этих данных дайте характеристику демографической политике в странах со II типом воспроизводства.

3. Закрепление изученного материала

(Cлайд 25: Блиц опрос)

Блиц опрос «Что я понял и запомнил на урок?»:

  1. Что такое естественный прирост населения?
  2. Какой регион имеет минимальные показатели смертности в мире? А максимальные?
  3. Факторы, влияющие на высокий уровень рождаемости?
  4. Какой регион имеет минимальные показатели рождаемости в мире? А максимальные?
  5. Первый тип воспроизводства характерен для регионов …
  6. Второй тип воспроизводства характерен для регионов …
  7. Какие элементы демографической политики высокоразвитых стран имеют место быть в России?

4. Подведение итогов урока.

5.Домашнее задание:

(Cлайд 26: Домашнее задание)

Учебник: стр. 51-60.

стр. 73-74 дополнительные тексты 1-8.

На политической карте мира найти страны, упомянутые на сегодняшнем уроке.

Список литературы:

  1. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира. – М.: Просвещение, 2006.
  2. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. – М.: Просвещение, 2001.
  3. Касюк А.Я. Методические рекомендации по технологии подготовки слайд лекции. – М., 2004.
  4. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. – М.: Просвещение, 2006.
  5. Максаковский В.П. Методическое пособие «Экономическая и социальная география мира». – М.: Просвещение, 1994.
  6. Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. – М.: Дрофа, 1999.
  7. Яковлева Н.В. География 10-11 классы: уроки с использованием информационных технологий. – Волгоград: Учитель, 2009.
  8. Раковский С.Н. Население земного шара в конце XX – начале ХХI в., его качество // География в школе. – 2006. - №8.