Цель урока:
- Активизировать систематизировать и проверить знания учащихся по теме “ Изменения агрегатного состояния вещества” через решение различных задач;
- Развивать умения и навыки учащихся в выполнении экспериментальных заданий;
- Развивать умения учащихся работать в группах, умение слушать друг друга, отстаивать свою точку зрения.
Оборудование:
- ПК;
- Мультимедийный проектор;
- Презентация к Power Point; (Приложение 1)
- Лабораторное оборудование, для опытов.
Технологическая карта урока
Этап урока |
Что делает? |
Результат |
||
Название | цель | учитель | ученик | |
Орг. момент | Создать благоприятную атмосферу для работы на уроке | Орг. Вопросы Постановка целей Сообщение плана урока |
Слушают. Вникают. Помогают учителю. |
|
Основной | Повторение теории пройденного материала | Постановка проблемы. Консультирует и контролирует. | Обсуждают проблемы в группах. Отвечают | Активация и закрепление изученного материала, умение работать с таблицами, развитие критического мышления, внимания, умения сравнивать, слушать друг друга. |
Развитие умения решать задачи | Постановка проблемы. Консультирует, контролирует |
Следят за ходом опыта. Результат объясняют и записывают в тетрадь | Развивать умения ориентироваться, применять знания, сотрудничать | |
Физическая разминка | Объясняет правила, ведет счет, следит за ходом и правильностью выполнения упражнений | Читают график, выполняют физическую разминку | Смена деятельности, отдых | |
Самостоятельная работа по индивидуальным заданиям | Раздает карточки- задания, контролирует | Решают самостоятельно задачи | Контроль усвоения знаний | |
Итоговый | Рефлексия урока | Предлагает ответить на вопрос: “ Понравился ли урок?” |
Участвуют в подведении итогов. |
Ход урока
1. Вводное слово учителя
Слайд 1
Сегодня мы с вами посетим город Мастеров. Это необычный город – город, в котором каждый может попробовать свои силы и выяснить в чем его мастерство?
Слайд 2
Гулять по городу будем все вместе, а проявлять свое мастерство группами.
( учитель напоминает, кто является руководителем постоянно действующих групп).
Необойтись нам и без экскурсоводов – это “физикон” и “химила”.
2. Повторение теории пройденного материала
Учитель Итак, начнем свое путешествие и первая остановка “ Площадь Теоретиков”
Вопросы:
Слайд 3
- Можно ли определенно сказать, что при температуре 15390С железо будет находиться в жидком состоянии?
- В какой сосуд вы бы налили воду, если бы вам нужно было предохранить её от быстрого охлаждения?
- Какой из двух металлов (алюминий или медь) вы бы выбрали, чтобы изготовить посуду, годную для приготовления в ней другого металла?
Слайд 4
- Укажите, какое существенное условие пропустил ученик в определении удельной теплоты парообразования? Физическая величина, показывающая, какое количество теплоты необходимо, чтобы обратить жидкость массой 1 кг в пар называется удельной теплотой парообразования. (без изменения температуры)
- Какой из кусков металла – вольфрамовый или стальной - останется твердым, если будет брошен в расплавленное железо?
Слайд 5
- Чтобы жидкость кипела, к ней непрерывно нужно подводить теплоту, однако температура жидкости не повышается. На что расходуется подводимая к жидкости энергия?
- Будет ли испаряться вода из стакана, если его перенести из теплой комнаты в холодное помещение, температура в котором 00С?
- Какой металл можно расплавить на ладони?
3. Повторение формул
Учитель : А вот перед нами чудесный парк, а какой самый любимый детский аттракцион
“ Комната смеха”, там все не такт. Давайте зайдем туда и найдем ошибку.
Слайд 6
Процесс плавления и отвердевания
Q = -m – количество теплоты, полученное при плавлении
Q= - •m•t – количество теплоты, выделяющееся при кристаллизации
m= - Q/ – масса расплавленного вещества
Процесс испарения и конденсации
Q = - m – количество теплоты, выделяющееся при конденсации
L воды= 2,3 *106 Дж/ кг 0С – удельная теплота парообразования воды
Q= - L m – количество теплоты, полученное жидкостью при кипении.
Слайд 7. Проверь себя
Слайд 8
Процесс нагревания и охлаждения
С льда = 2100 Дж/кг – удельная теплоемкость льда
m = c( t2 – t1)/ Q – масса вещества при нагревании
Qполученное = Q отданное - уравнение теплового баланса
Q = c m (t1 – t2) – количество теплоты, полученное веществом при нагревании.
Слайд 9. Проверь себя
4. Решение экспериментальных задач
Учитель: Вот наше путешествие привело нас на набережную реки города Мастеров
“ Набережная парадоксов”
Слайд 10
Учитель демонстрирует опыты и просит объяснить результат учащихся
Опыт № 1
Оборудование: небольшая коробочка из плотной бумаги на нитях, спиртовка, спички
Суть эксперимента: наполнить коробочку водой, внести её в пламя спиртовки. Коробочка не горит. Объясните парадокс.
Слайд 11
Ответ Бумага воспламеняется при температуре в несколько сот градусов. Пламя спиртовки имеет большую температуру, но при наличии воды температура бумаги не может быть выше 100 0С (при нормальном атмосферном давлении), т. к энергия пламени все время отбирается водой, заполняющей коробочку. Таким образом, температура бумаги оказывается ниже той, при которой она воспламеняется.
Слайд 12
Опыт №2
Оборудование: штатив лабораторный, с лапкой, колба круглодонная, стакан с водой, спиртовка
Суть парадокса: чтобы жидкость кипела, необходимо довести её температуру до точки кипения. Известен опыт: треть круглодонной колбы заполняют водой и доводят воду до кипения, некоторое время кипятят. Затем закрывают колбу пробкой и переворачивают. Закрепляют колбу в лапке штатива и на перевернутую колбу льют холодную воду. Вода в колбе закипает снова, так каждая новая порция воды вызывает новое закипание жидкости в колбе. Как объяснить парадокс: не теплота, а холод вызывает кипение жидкости?
Слайд13
Ответ: Охлаждением колбы конденсируется содержащийся в ней пар. Это приводит к понижению давления и точки кипения воды. Теплота парообразования черпается из внутренней энергии жидкости (температура её падает вплоть до замерзания)
5. Решение графических задач
Учитель: А вот знаменитый музей Графиков зайдем туда и проверим свои силы там.
Слайд 14
Задача №1 проанализируйте график и ответьте на вопросы6 в какие промежутки времени температура вещества изменялась и как? В какие промежутки времени он оставалась постоянной и почему? Какой из участков графика соответствует отвердеванию вещества? плавлению? нагреванию?
Задача №2
Слайд 15
На рисунке изображены графики нагревания и кипения воды и ртути одинаковой массы. Какой из графиков построении для воды?
6 Физическая разминка
Учитель А вот наши друзья Физикон и Химила решили показать нам стадион, а на стадионе принято заниматься спортом. Вот и мы сейчас проведем небольшую разминку.
Слайд 16
Условия разминки: вы читаете график и если речь, идет о процессе нагревания – руки вверх, плавление, отвердевания – руки в стороны, охлаждение - руки вниз. Руки удерживать в названном положении столько, сколько идет процесс. Упражнение повторить несколько раз.
Слайд 17
7. Самостоятельная работа
Слайд 18
Учитель: Вот мы и дошли до самого интересного места города Мастеров Проспект
“ Самостоятельности”.
Здесь каждый покажет на что он способен . Учитель раздает учащимся индивидуальные карточки с заданиями
Слайд №
Карточки задания для слабых учащихся
Вариант№1
1.какое количество теплоты надо затратить, чтобы нагреть чугунную сковороду массой 300г от 20 до 270 0С?
2. Назовите физические величины, обозначенные используемой символикой в краткой записи задачи, назовите происходящий процесс.
Вариант №2
1. Назовите физические величины, обозначенные используемой символикой в краткой записи задачи, укажите происходящий процесс.
2. какое количество теплоты необходимо для обращения в пар при 1000 С воды, масса которой 6 кг?
Вариант № 3
1.Какое количество теплоты выделится при конденсации 2 кг водяного пара, взятого при его температуре кипения.
2. Что означает запись С льда = 2100 Дж/кг?
Вариант №4
- известно, что для превращения в жидкость 2 кг стали при температуре 1500 0 С , требуется 1,68 • 10 5Дж энергии. Какова удельная теплота плавления стали?
- Назовите физические величины, означенные используемой символикой в краткой записи задачи, укажите происходящий процесс.
Вариант №5
- Определите массу воды, которую нагрели на 20 0С и затратили при этом 1,64 М Дж энергии.
- Что означает запись ? железа= 2,7 • 105 Дж/кг
Вариант № 6
- Можно ли в алюминиевом сосуде расплавить цинк? Ответ обоснуйте.
- Какое количество энергии требуется для обращения в пар 150 г воды при температуре1000 С ?
Для средних учащихся
Вариант № 7
- В банке находится 1 кг горячей воды при 80 0 С. Какой станет температура воды, если в неё бросить лед массой 100 г, имеющий температуру 0 0С? ( Теплообмен с окружающими телами и воздухом не учитывать)
- Постройте примерный график, отражающий следующие процессы6 лед находится при температуре – 20 0 С, нагревается до точки плавления, тает и нагревается до 5 0 С?
Вариант №8
- Постройте примерный график нагревания, плавления и отвердевания алюминия.
- Лед массой 350 г, взятый при температуре - 15 0 С , нагрели до 0 0 С и расплавили. Полученную воду тойже массы нагрели до 100 0 С и испарили полностью. Какое количество теплоты на это потребовалось.
Вариант № 9
- Сколько энергии потребуется, чтобы 20 г воды, взятой при температуре 40 0 С довести до кипения и 20 г её превратить в пар?
- Укажите, какой из графиков изменения температуры вещества соответствует процессу его плавления. Запишите формулы, количественно характеризующие этот график.
Вариант №10
- Укажите, какой из графиков, приведенных на рисунке, соответствует отвердеванию вещества, запишите формулы, характеризующие процессы, указанные на графике.
- В ведро налили 5 литров воды, температура которой 9 0 С. Сколько кипятку нужно долить в ведро, чтобы температура воды стала 30 0 С?
Вариант № 11
- Какое количество теплоты необходимо для плавления 4 кг льда, начальная температура которого 0 0 С и нагревания полученной воды до 630 С?
- на графике изображены процессы изменения температуры воды в чайнике на плите. Укажите, каким процессам соответствуют участки АВ и ВС, и объясните почму участок ВС идет параллельно оси времени.
Вариант №12
- Какое количество теплоты выделится при конденсации 7 кг водяного пара и превращении его в воду при 250 С?
- Почему туман рассеивается с восходом солнца?
Вариант № 13
- Чем объяснить, что в комнате после мытья полов становится прохладнее?
- Какое количество теплоты выделится при конденсации 10 кг водяного пара при температуре 100 0 С и охлаждении, образовавшейся воды до 20 0 С?
Вариант №14
- Какое количество теплоты необходимо для плавления олова, взятого при температуре 32 0 С?
- На графике показано изменение температуры льда, принесенного с улицы в помещение. Укажите процессы соответствующие участкам графика АВ, ВС, СD. Почему участок Вс идет по оси времени?
Вариант 15
- Какое количество теплоты необходимо для плавления 2 кг льда, взятого при температуре – 100 С, нагревания полученной воды и превращения её в пар?
- останется ли кусок алюминия в твердом состоянии, если его опустить в расплавленный цинк?
Слайд 19