Цели:
Образовательные:
1. Продолжить развитие учений:
а) наблюдать физические явления (электрические);
б) проверять теоретические положения с помощью эксперимента;
в) пользоваться приборами: амперметром, вольтметром;
г) обеспечить возможность выполнения экспериментов с учетом уровня развития каждого учащегося.
Развивающие:
2. Продолжить развитие вычислительных навыков:
а) при решении задач;
б) решении графических задач;
в) составлении электрических схем.
Воспитательные:
- научить работать с информацией
- создавать положительную мотивацию учащихся к учебной деятельности
Оборудование:
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Компьютерная презентация в программе Power Point
- Интерактивная доска
- Электрические приборы: источник тока, 2 лампочки, ключ, амперметр, вольтметр, соединительные провода с наконечниками.
План урока:
- Мотивационный этап (1-2 мин)
- Деятельностный этап (28-30 мин)
- Экспериментальный этап (5-7 мин)
- Оценочный этап (3 мин)
- Домашнее задание (1 мин)
Ход урока.
Звонок.
Выключается свет. Передаётся телефонограмма:
Вниманию жителей города! Из-за сильных морозов, скачков температуры, снегопадов, сильного ветра и обледенения в городе вышли из строя линии электропередач, произошли разрывы цепей на улицах Кроссвордов, Графической, Электрических схем, Физических формул, Песенной, Демонстрационной, Изобретателей (слайд1, слайд 2).
Министерство чрезвычайных ситуаций бросает на ликвидацию аварии кадетский класс. Для ликвидации аварии потребуются теоретические знания по теме «Электрические явления», умения применять их в новой ситуации и навыки коллективной работы (слайд 4).
-Добрый день, ребята! В результате непогоды и в школе отключилось электричество, которое поступает к нам из Волжской ГРЭС (слайд 5) по ЛЭП (слайд 6). Нам удалось подключиться временно к автономному источнику питания – генератору (слайд 7).
На столы учащихся ставятся свечи.
Звучит переделанная песня «Кадеты в путь».
- Ну что ж, вперед на улицу Кроссвордов (слайд 8).
Кроссворд.
По горизонтали.
- заряд какого вещества, натертого о шерсть приняли за отрицательный?
- Вокруг всех электрических зарядов существует…
- Прибор для измерения заряда.
- В каких единицах измеряется заряд?
- Положительная частица, входящая в заряд ядра.
- В центре атома находится…
- Атом, потерявший или присоединивший электрон.
- Частица, входящая в состав ядра и не имеющая заряда.
По вертикали должно получится название частицы с наименьшим отрицательным зарядом.
2) улица «Графическая» (слайд 9). Найти сопротивление проводника по графику;
3) улица «Электрических схем» (слайд 10). Начертите схему электрической
цепи, состоящей из батареи и двух ламп, каждую из которых можно включить независимо от второй.
4) улица Ошибок в электрических схемах (слайд 11, 12);
Найти ошибки в электрических схемах. (правило включения приборов в электрическую цепь).
5) улица Песенная (слайд 13). Физминутка.
Исполнить песню крокодила Гены.
Объясните, почему ион перемещается в электрическом поле? Какого знака ион в данной песне?
6) улица Физических формул и единиц измерений (слайд 14).
Написать формулы, выражающие:
- Закон Ома: I=U/R
- Закон Джоуля - Ленца :Q=I²R∙t
- Работа электрического тока: A=I∙U∙t=I²R∙t=U²/R ∙t
- Мощность электрического тока: P=A/t=I∙U=I²R=U²/R
- Сила тока: I=q/t
- Сопротивление проводника:(1) R=ρ∙ l/s (2)R= U/I
- Напряжение: (1) U=I∙R (2) U= A/q
7) улица Демонстрационная (физического эксперимента) (слайд 15). (Демонстрируются игрушки).
Объясните, за счет какого источника тока работают эти игрушки?
Учащиеся выполняют задания (задания прилагаются) и получают оценки за индивидуальный опрос.
8) улица Изобретателей (слайд 16).
Вот, наконец, мы дошли до улицы Изобретателей. Чтоб вернуть свет на эту улицу, вы, ребята, должны сегодня выступить в роли изобретателей новых источников тока из сподручных материалов, лежащих на ваших столах.
В жизни много непредвиденных ситуаций. Может неожиданно исчезнуть газ, погаснуть свет. Нужно уметь в любой ситуации найти выход.
- Молодцы, вы справились с этим заданием и вам вручаются Патенты за изобретение. (Звучит туш.)
1) Соленой батарейки; 2) Содовой батарейки; 3) Вкусной батарейки; 4) Термоэлемента; 5) за новый способ оживления старой батарейки.
Домашнее задание (слайд 17).
Урок завершен (слайд 18), оценки выставляются.