Цели урока:
- расширение представления учащихся о феодальных войнах, об
организации феодального войска, его тактике;
- формирование умений анализировать учебный текст, определять
причины, характер, итоги феодальных войн;
- закрепление умений работы с картой атласа.
Основные понятия и термины: Столетняя война, партизанская война, народная освободительная война.
Оборудование урока: карта атласа «Англия и Франция во времена Столетней войны», памятка к изучению войн, рабочий лист к уроку.
I. Проверка знаний с использованием рабочего листа
к уроку §§25,26 (Приложение 1).
1. Устные ответы учащихся с использованием записей в тетради
(выполнение заданий 1 части рабочего листа).
а) Причины объединения Англии.
б) Итоги объединения Англии.
2. Выполнение письменных заданий по вопросам рабочего листа к уроку (из части рабочего листа «Повторение темы»).
II. Изучение нового материала.
Форма – лабораторное занятие по учебнику с использованием памятки (Приложение 2).
1. Определение основных причин и участников войны (учебник стр.135,136) и запись их в тетради:
- противоречия между Англией и Францией из-за Аквитании,
которой с 12 в. владела Англия (ценный источник доходов казны);
- соперничество из-за Фландрии (стремление горожан Фландрии к союзу с Англией по политическим и экономическим мотивам).
Задание по карте атласа: определить географическое положение
Аквитании, Фландрии.
2. Самостоятельно определить и записать в тетрадь, что явилось поводом к началу войны (стр.136).
-Заявление английского короля на французский престол.
3. Соотношение сил в начале войны (стр. 136) записать в тетрадь.
Как оно изменилось в ходе войны ( стр.140, 147,149) ответить устно.
Ф: конные рыцарские отряды, пехота – наемники, плохая дисциплина.
А: во главе – король, отряды рыцарей подчиняются королю, пехота -
крестьяне.
4. Ход военных действий (определить с помощью учебника стр.137,138, стр.140, стр. 144-149) записать в тетрадь;
Устно определить географическое положение основных сражений
по атласу:
1340- мор.сражение при Слейсе (у берегов Фландрии)
1346- при Креси (север Фландрии)
1356- при Пуатье ( к югу от Луары)
1360- мир между Англией и Францией
1415 -Азенкур (60 км от Кале)
1429- снятие осады Орлеана
1453- сдача англичанами Бордо.
5. Итоги самостоятельно записать в тетради.
6. Приведите примеры героизма французского народа (устно).
Дом. Задание: §§ 27-29, записи в тетради.