Цель:
- Подвести учащихся к пониманию важности выбора цели жизни, продумывания жизненного плана.
- Сформировать навыки постановки ближних и дальних целей, согласование целей и ценностей, самопрограмирования на успех.
Разминочное упражнение - приветствие "Твое будущее"
Я предлагаю вам поприветствовать друг друга таким образом: поворачиваясь к соседу, делаете ему небольшой прогноз на будущее. Например - Андрей, я думаю, что через пять лет, ты будешь жить в Москве. или - Марина, мне кажется, что через год, ты станешь более уверенной в себе. Пожалуйста, начинайте.
Ход работы
Тема нашего сегодняшнего урока "Я умею ставить цели и достигать их". Тема весьма актуальна для вашего возраста. Возраст, когда задумываетесь о том, какую специальность выбрать, какие задачи и цели перед собой ставить.
Сегодня мы с вами научимся правильно ставить перед собой цели, таким образом, чтобы они действительно начали работать и привели вас к желаемому результату.
Цель в жизни человека чрезвычайно важна, поскольку именно она стимулирует его к действию, поиску ресурсов, преодолению препятствий:
Постановка цели - не просто полезное занятие, а совершенно необходимый элемент успешной деятельности.
Когда человек правильно ставит перед собой цель, она фиксируется в уме на подсознательном уровне, автоматически начиная влиять на его поведение, направляя его на достижение результата.
- Было ли в вашей жизни, что вы очень сильно чего-то хотели и в результате добивались этого?
- Что именно вы делали, чтобы получить желаемый результат?
- У кого еще такое мнение?
- У кого другое мнение?
Итак, у вас были желания и мотивы.
Любое действие начинается с желания выполнить это действие. Чем больше желание, тем лучше и результат.
Но часто цели больше похожи на мечты.
Ваша цель высшего уровня должна быть подкреплена и уточнена, это очень важно для успеха дела.
Давайте же рассмотрим конкретно, как правильно поставить цель, что нужно учитывать:
Во-первых, сосредоточьтесь на конкретной цели.
Цель есть конкретный образ желаемого результата, которая стимулирует мысли.
И чем конкретнее обозначена цель, тем проще ее выполнить.
Если вы не сформулируете свою цель достаточно конкретно, у вас не будет шанса достичь её.
Когда цель размыта, то неясно и что нужно делать, чтобы ее выполнить.
Как вам, например, такая цель: Написать реферат по психологии?
А когда цель звучит таким образом: написать реферат по психологии на тему "невербальные средства общения" объем реферата 3-4 печатные страницы?
Проще выполнить второй вариант, так как цель конкретизирована достаточно хорошо.
Во-вторых, сформулируйте свою цель в категориях позитивных мыслей
Существуют две стратегии мотивирования, которые действуют различным образом, в различных направлениях и с различными результатами.
- Направление может быть к тому, чего вы хотите - мотивация достижения успеха.
- Либо же от того, чего вы не желаете - мотивация избегания неудачи.
У каждого из нас, доминирует одна из мотиваций.
- Как вы думаете, какая мотивация больше способствует успеху?
Мотивация избегания неудач - это отрицание, то есть не цель, а антицель.
Вы ведь не ходите по магазину со списком того, чего не собираетесь купить.
Вы не приходите на вокзал с перечнем поездов, на которые не нужно садиться.
Отрицание не дает толчка к действию,
Давайте, определим, где речь идет о цели и где, о антицели.
- Я не хочу раздражаться, когда у меня что-то не получается.
- Я хочу быть здоровым.
- Я хочу хорошо сдать экзамены.
- Я не хочу болеть.
Когда вы думаете о том, чего вы не хотите, вы, как правило, это и получаете, так как концентрируйте на это внимание.
Позитивное высказывание не только лучше звучит, но по существу перестраивает мозг, подготавливая его к действию.
В-третьих, определите свою цель таким образом, чтобы иметь возможность достичь ее самостоятельно, независимо от действия других.
Если реализация вашей цели зависит от усилия и желания других, вы можете оказаться в безнадежной ситуации.
Предположим, что ваша цель звучит следующим образом:
"Я хочу, чтобы окружающие перестали критиковать мою внешность"
- От кого зависит реализация вашей цели в данном случае?
Зависит от окружающих, а не от вас.
Однако эту же цель можно сформировать по другому.
Ваши варианты?
"Что я могу сделать, чтобы изменить отношение окружающих к себе?"
В этом случае вы и только вы отвечаете за достижение своей цели.
В-четвертых, ставьте свои цели, коррелируя их со своими ценностями. Свои личные ценности, надо изучать и формировать. Ценности формируются из семьи, мировозрения.
И вот прямо сейчас, мы потренируемся в этих трех пунктах.
Упражнение
В течение 5 мин подумайте, и заполните таблицу, используя то, что вы узнали только что.
Список моих ценностей |
Цели |
Задачи |
В-пятых, переживите момент достижения своей цели.
Цель - это то, что вы хотите.
То, что нужно сделать, чтобы ее достичь, есть задачи.
Цели подталкивают вперед, но конкретные задачи, которые нужно выполнять для их достижения, воодушевляют отнюдь не всегда.
И если представить, что вы уже достигли поставленной перед собой цели и получили желаемый результат, это очень хорошо будет стимулировать вас к действию.
Создайте воображаемую версию уже достигнутого. Переживите ее как живую реальность, войдите в нее.
Например, если вам сложно решиться на начало уборки своей комнаты, представьте, как вам легко и удобно живется, когда все на своих местах, и нет ничего лишнего, ощутите свежесть комнаты, и слышен восторженный голос мамы - "О, как у тебя чисто!!"
- Заметили, какие ключевые слова я использовала, когда привела вам пример?
Я создала полисенсорный образ - а значит, задействовала все каналы восприятия информации:
- Визуальный канал - то есть то, что вы видите. (вижу, представляю, чистый, красивый)
- Аудиальный канал - звуки, которые вы слышите (слышен, раздался, звучит)
- Кинестетический канал - тактильные ощущения, то, что вы чувствуете кожей (ощутить, теплый, мокрый, касаться).
Итак, образ должен быть полисенсорным и важно, чтобы образ был позитивным и в настоящее время.
Пример: правильно: Я поступила в университет, я хорошо сдала экзамены. (неправильно: я поступлю в университет, я не плохо сдам экзамены)
Упражнение "Визуализация моего успешного будущего"
(Музыкальное сопровождение).
Каждый из вас, думал, где и как он хочет жить в будущем, и может быть, даже сформулировали это в виде цели. И вот прямо сейчас, мы потренируемся в конструирование образа этой цели. Ваша задача, слушать мой голос и создавать свои внутренние образы.
- Сядьте удобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните.
- Еще раз вдохните и выдохните.
- Представьте себе свой обычный день вашего будущего.
- Итак, вам 26 лет. Вы просыпаетесь утром. (30 сек)
- Во сколько? Где? Это ваша квартира, дом.
- Оглянитесь. Что вы видите вокруг себя? (30 сек)
- Добавьте краски вашей картине. Пусть это будет яркая, приятная для вас картина. Не торопитесь, попробуйте увидеть все, что сможете предельно подробно и конкретно.
- Подойдите к зеркалу. Как вы выглядите? (30 сек)
- Прислушайтесь к звукам комнаты, к звукам за окном. Может быть, это утреннее пение птиц, а может легкая музыка. (30 сек)
- Добавьте тактильные ощущения - кожей вы чувствуете приятную утреннею прохладу или касание нежной теплой ткани. (30 сек)
- Одни ли вы дома или рядом с вами кто-то еще? (30 сек)
- Ваш образ должен быть позитивным, в настоящем времени и приятным. Он должен вам нравиться! (30 сек)
- Медленно возвращаемся мыслями в наше время, сюда, в наш класс, на наш урок.
- Вдохните глубоко, и на выдохе откройте глаза.
Обсуждение:
- Кратко, в нескольких предложениях, зафиксируйте основное, что вас заинтересовало больше всего.
- Что получилось легко, что не очень?
- Понравилось ли вам, то, что вы там увидели?
- Я предлагаю вам дома составить письменный рассказ об увиденном и пережитом.
В-шестых, выполните проверку возможных последствий достижения цели.
До того, как вы достигните результата в реальности, имеет смысл представить и то, как вы дальше будите с ним жить.
Как изменения, которые произойдут с вами, в вас, повлияют на ваших близких, знакомых?
Каким образом могут измениться с ними отношения, какие могут возникнуть проблемы?
Гораздо проще внести изменения в выкройке костюма, чем пытаться его перекроить, когда он сшит.
Иногда, мы стараемся достичь не свои, а чужие цели.
Тогда вам следует сделать тест, чтобы понять, ваша ли это цель
Каким образом?:
- Если решение требует от вас внутреннего усилия, а результат не вызывает удовольствия, то, видимо, вы стараетесь достичь не свою цель.
- Если же вы задаете себе вопросы и действительно ощущаете спокойствие, то, значит, результат будет тот, какой вам необходим.
Итак, вы сегодня проделали большую работу. Вы освоили упражнения, которыми сможете воспользоваться в дальнейшем каждый раз, когда перед вами станет проблема выбора, когда вам нужно будет ставить цель, выбирать, по какой дороге идти.
И в качестве закрепления пройденного материала, предлагаю вам следующее упражнение:
Упражнение "Встреча через 10 лет"
Цель: поможет вам закрепить вашу цель и проверить, то ли это, чего вы хотите.
Давайте мысленно переведем часы на 10 лет вперед. Теперь мы в 2018 году. В вашей жизни многое изменилось. Сейчас вы в отпуске. Лето. Вы городе, где учились, может, приехали откуда-то, может здесь и живете. Идете по улице и встречаете одноклассника, которого не видели много лет. Между вами возникает оживленная беседа о том, что произошло за эти годы, чем занимаетесь.
Для этого, я предлагаю вам, выйти перед классом и объединившись в парах. На выполнение задания вам дается 5 мин.
Обсуждение.
Подводя итоги нашего занятия, хочу, чтобы вы поделились своими впечатлениями:
- Что вам понравилось?
- Что нового вы для себя узнали?
- Как вам это поможет в вашей жизни?
Дополнительное упражнение.
Упражнение "Конверт откровений".
Участникам предлагается как на экзамене, тянуть "билетик" и, прочитав его вслух, высказать свое мнение относительно написанного.
Вопросы:
-
Что для тебя является смыслом жизни?
- Почему многим людям так и не удается сделать карьеру?
- Чего бы ты хотел добиться в жизни?
- Чего бы ты хотел избежать в жизни?
- Как ты понимаешь, слова "Вера в себя, как и вера в Бога способна творить чудеса". Л.Н.Толстой
- Кто может повлиять на выбор твоего жизненного пути?
- Что такое успех?
- Что такое счастье для тебя?
- Кто может повлиять на твой выбор жизненно важных целей (профессии, спутника жизни).
- Что такое мировоззрение? Как в юношеском возрасте оно соотноситься с ценностными ориентациями?
- Как происходит согласование ближней и дальней перспектив жизненного плана?
Литература.
- О. Долгорукова "Построение карьеры" Москва - 2008
- Технология: учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы/ Под редакцией В.Д.Симоненко.: М.: Вентана-Граф, 1999, 288с.
- Технология: учебник для учащихся 11 класса общеобразовательной школы/ Под редакцией В.Д.Симоненко, Н.В.Матяш: М.: Вентана-Граф, 1999, 192с.ил.