Цель урока: введение учащихся в сложный круг проблем человековедения.
Задачи урока:
Развивающие:
- продолжать формировать интеллектуальные умения ( развивать навыки анализа, синтеза, сравнения);
- способствовать развитию коммуникативных качеств у учащихся;
- развивать навыки умственного труда и умение его организовывать;
Образовательные:
- углубить знания учащихся об уникальности каждого человека;
- формировать теоретические знания по вопросам: индивид, индивидуальность, личность;
Воспитательные:
- воспитывать стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку;
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование урока: интерактивная доска, компьютер, проектор, тест, дидактический материал.
Ход урока
I. Орг. момент.
Объявление темы урока. Характеристика дидактического материала.
II. Изучение нового материала.
- Кто я?
- Зачем я?
- Что останется после меня?
- Человек, индивид, личность.
Мотивационная часть.
Что значит вечные вопросы? – Ответы учащихся.
Это вопросы о смысле жизни, о смерти, о бессмертии человека, его уникальности и возможности внеземных форм жизни и разума; об ответственности и о космическом предназначении человека и человечества; о надежде на будущее, перспективах человека, прогрессе человечества. В определенный период своей жизни люди задумываются над этими вопросами, содержание и смысл которых зависит от возраста человека. В юности чаще всего задумываются над тем, Кто я? Каков я? Кем и каким быть?
Основная часть.
1. Ответить на первый вопрос Кто я? поможет выполнение следующего задания.
Задание 1. Записать все слова, которые помогут ответить на вопрос: «Кто ты?», т. е. каждый из вас? (см. схему на доске).
Как вы думаете, есть ли здесь правильный ответ? (Нет. Почему?)
Это очень хорошо, что ответы разные и правильного ответа здесь быть не может.
2. Зачем я?
(Послушайте стихотворение Н. Заболоцкого и давайте попробуем ответить на эти вопросы)
(слайд 2)
Зачем любить и ненавидеть,
Растить цветы и звезды видеть,
Зачем искать, зачем терять,
Зачем былое вспоминать?
Зачем живые все живут?
В чем смысл жизни заключен,
В чем заключен ее закон?
И не дает покоя мне,
Моей усталой голове
Один мучительный вопрос:
Зачем родился я и рос?
Что хотел сказать и спросить автор стихотворения? Что его волнует?
Ответ (Человеку свойственно «любить и ненавидеть, Растить цветы» и стремится к звездам. Никто не хочет искать и терять, люди обычно находятся в раздумьях. И к сожалению нам приходится в своей жизни терять. Часто люди находятся в раздумьях о смысле жизни. Всех нас интересует вопрос: Зачем мы появились на свет и растём?)
(после ответов на вопросы)
Какие вопросы стали вечными?
(Кто я? Каков я? Кем и каким быть? Зачем родился я и рос? Зачем живые все живут? В чем заключен закон жизни?)
Начиная с оценки своего тела, внешности, поведения, способностей, мечтаний о будущем, молодые люди переходят к «поиску себя» в выборе профессии, в которой могут быть реализованы способности, достигнута жизненная цель. Вот тут и возникает вопрос о смысле жизни. Вопрос не очень простой, с одной стороны, он свидетельствует о достижении некоторого порога зрелости, а с другой – нередко порождается неудовлетворенностью собой, характером взаимоотношений с окружающими, иногда и чувством одиночества.
Вам уже известно, что человек отличается от животных и разнообразием своих потребностей, их способностью к расширению. Всякая удовлетворенная потребность порождает новые, более совершенные потребности, высшими из которых являются потребности в творчестве, в развитии своих способностей, нравственном совершенствовании, в гуманных поступках. И в то же время, если «удовлетворять все желания человека, но отнять у него цель жизни, он станет несчастным и ничтожным существом» (К.Д. Ушинский).
Скажите как связаны цели жизни человека с потребностями? (разумными и неразумными)
Человеку свойственно проектировать свою жизнь, сознавать ее нужной, оправданной. Воплощение на деле своих благородных целей позволяет человеку стать творцом не только собственной судьбы, но и всего общества. Не в этом ли смысл, высшее назначение жизни человека?
Можно ли смысл жизни отождествлять с чем-то конечным, свершившимся (например, стать врачом или артистом; занять руководящее место; обзавестись каким-то набором вещей)? Могут ли быть счастливы все люди? Что вы думаете по этому поводу? (Смысл жизни можно отожествлять с тем, что человек добился чего хотел в профессии, либо в какой-либо деятельности). Как связаны между собой понятия смысла жизни и счастья человека?
Смысл жизни и счастье не начало или конец, а процесс, долгий путь преодоления трудностей, изобилующий болью и радостью успехов и потерь.
3. Что будет после меня?
Проблема смысла жизни рано или поздно встает перед каждым человеком, и тогда он задает себе вопросы, на которые нет и не может быть однозначных ответов.
Как биологическое существо каждый человек смертен, но смертен он и как существо социальное.
– Как вы понимаете слова Ф. М. Достоевского: «Тайна бытия человеческого не в том, чтобы жить, а в том, для чего жить. Без твердого представления себе, для чего ему жить, человек не согласится жить и скорей истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его все были хлебы».(слайд 3)
Люди непременно хотят оставить свой след на земле.
Пытаясь осмыслить свое предназначение, человек приходит к идее бессмертия - бессмертия духа, дел и своих поступков. Да, человек смертен по своей природе, но он не может смириться с мыслью, что все, связанное с ним, заключено в коротком отрезке времени.
У человека, который не может, не хочет бесследно кануть в Лету, есть несколько возможностей сохранить эту веру в бессмертие.
Человеческая память с благодарностью чтит имена тех, кто принес счастье наибольшему количеству людей (слайды 4-9), но она также неимеет права забыть имена и тех, кто принес много горя людям (слайд 10 С деятельностью Усама Бен Ладена и его организации «Всемирный исламский фронт борьбы против иудеев и крестоносцев» связано осуществление террористических актов по всему миру ).
Помнить об этом – нравственный долг перед жертвами и предупреждение потомкам о возможности повторения трагедии.
Сознание неизбежности конца жизненного пути заставляет людей особенно ценить время своей жизни, наполнять смыслом каждое ее мгновение.
Иначе рассматривают проблему смерти и бессмертия различные религии. Для них характерна вера в бессмертие души. Несмотря на различные представления о том, что происходит с душой после физической гибели тела, о том, куда переселяются души умерших, все религии так или иначе связывают судьбу души с земными деяниями человека.
Философы разных эпох также задавались вопросом о сущности смерти. Одни считали ее превращением в иные формы жизни, другие связывали смерть с гибелью какой-либо части человека, имеющего несколько составляющих, при сохранении бессмертия человеческого рода, третьи считали космическим злом, иные считали смерть абсурдом. Так или иначе, нет однозначного ответа на вопрос: что будет после меня? Человек во все времена искал и продолжает искать смысл жизни, смысл смерти и бессмертия.
(слайд 11)
Задание 2. Вам было дано опережающее задание. Вы должны были проанализировать высказывания и выбрать какое из них вам ближе. Свой ответ обоснуйте.
- «Дела и заботы большинства людей еще более смертны, чем их тело». (Фрэнсис Бэкон)
- «Велики людские притязания, а цели ничтожны». (Люк де Вовенарг – французский писатель)
- «Тот, кто имеет зачем жить, может вынести любое как». (Фридрих Ницше – философ)
- «Чем бессодержательнее жизнь, тем она тяжелее». (Альфонс Алле – французский писатель)
- «Когда дом окончен, остается только умирать». (Арабское изречение)
- «Поставь себе конечную цель – и ты забудешь о бесцельности неминуемого конца». (Сардоникус – современный итальянский писатель)
- «Цель жизни – более-менее приемлемая замена ее смысла. Это «куда я» в ответ на «кто я?». (Александр Круглов – российский писатель)
(анализ высказываний)
3. Человек, индивид, личность.
Я предлагаю вам задание в результате выполнения которого вы сможете оценить отдельные свойства своего характера.
Тест
ОЦЕНИТЕ, ДОВОЛЬНЫ ЛИ ВЫ СОБОЙ.
- Мечтаете ли вы родиться заново и начать жизнь сначала?
а) да – 4; б) нет – 16. - Есть ли у вас хобби?
а) да – 18; б) нет – 5. - Когда ваша работа не ладится, способны ли вы сказать: «Такое может случиться только со мной»?
а) да – 6; б) нет – 12. - Радуетесь ли вы, узнав о том, что кто-то вам завидует?
а) да – 16; б) нет – 2. - Страдает ли ваше самолюбие, если кто-нибудь отзовется о вас как о скучном, несимпатичном человеке?
а) да – 3; б) нет – 12. - Находите ли вы какое-либо утешение, узнав, что с вашим знакомым произошли те же неприятности, что и с вами?
а) да – 18; б)нет – 5. - Переживаете ли вы, убеждаясь, что какое-то дело идет гораздо лучше без вашего участия?
а) да – 2; б) нет – 16. - Часто ли к вам приходит желание выиграть большую сумму в лотерею?
а) да – 4; б) нет – 20. - Учащается ли ваш пульс, когда вы узнаете о том, что ваши родственники или друзья сделали дорогую покупку?
а) да – 1; б) нет – 12. - Любите ли вы высказываться в присутствии большого количества слушателей?
а) да – 16; б) нет – 3.
Подсчитайте количество набранных баллов, расшифруйте получившуюся сумму.
(слайд 12)
Менее 60. Вы себе не нравитесь. Возьмите себя в руки и наберитесь уверенности. Оглянитесь вокруг и поразмыслите - не исключено, что вы себя просто недооцениваете.
(слайд 13)
От 60 до 120. Вы в достаточной степени уверены в своих силах, однако вполне избавлены от крайнего самодовольства и самовлюбленности.
(слайд 14)
Более 120 баллов. Вы исключительно довольны самим собой. Однако вам изрядно не хватает здравой самокритичности, способности к реальной самооценке.
Попытайтесь здраво разобраться и оценить это обстоятельство с помощью друзей и близких.
Как вы думаете почему результаты оказались такими разными?
Отчего это зависит? Я специально не спрашиваю кто набрал сколько баллов, т. к. информация индивидуальная и она касается только лично каждого из вас, но я хочу, чтобы дома вы проанализировали её и сделали определённые выводы. (Это будет ваше домашнее задание)
(Т. к. все мы разные и у всех свои свойства характера, поэтому и результат не у всех одинаков. Есть и такие свойства характера над которыми предстоит ещё поработать)
Как вы думаете влияют ли свойства нашего характера на наше развитие?
Групповая работа.
Задание 1 .
Имея высказывания мыслителей, сравните их и определите самостоятельно черты, характерные только:
- I группа для человека;
- II группа для личности
- III группа для индивида;
1-я группа:
Имея высказывания мыслителей, сравните их и определите самостоятельно черты, характерные только для человека.
- «Человек – это животное, призванное стать Богом». (Иоанн Богослов)
- «Многое станет понятным, если вдруг выяснится, что среди разумных мы простейшие». (Владимир Шойхер)
- «Человек не последнее слово природы». (Герберт Уэллс)
- «Бывают люди-растения, люди-звери, люди-боги». (Жан Поль Рихтер)
- «Среди животных ближе всего к обезьяне человек». (Георг Лихтенберг)
- «Человек – это восприимчивое, чувствующее, разумное и рассудительное существо, стремящееся к самосохранению и счастью». (Поль Гольбах)
- «Способности от Бога, но потребности от обезьяны». (Гелий Аронов)
- «Человек – истинный разгул стихий». (Сардоникус)
2-я группа:
Имея высказывания мыслителей, сравните их и определите самостоятельно черты, характерные только для личности.
- «Личность всегда главное. Человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней все строится». (Иван Тургенев)
- «Личность - это цельность, которую человек обретает, жертвуя своими отдельными обличиями, состояниями, осуществлениями». (Владимир Микушевич)
- «Самим собой сначала становятся, а уж только потом остаются». (Евгений Евтушенко)
- «Личность - это комплекс прочно усвоенных мнений». (Максим Горький)
- «Посредственности неотличимы, личности несравнимы». (Илья Шевелев)
- «Индивидуальность гибнет, личность спасается». (Владимир Микушевич)
- «Индивидуальность - отдельное, личность — неповторимое в человеке». (Владимир Микушевич – российский философ)
3-я группа:
Имея высказывания мыслителей, сравните их и определите самостоятельно черты, характерные только для индивида.
- «Индивидуальность – искусство представлять особенным образом человеческую недостаточность». (Ханс Кудзус – немецкий литератор)
- «Индивидуальное, образующее личность, есть отличающее от стандарта, то есть ценное сверх того, что было бы вполне достаточным для существования индивида в качестве идеальной части социального целого». (Александр Круглов)
- «В каждом таится нечто драгоценное, чего нет ни в ком другом». (Баал Шем Тов – основатель хасидизма)
- «Люди отличаются друг от друга, как отличаются родственные языки – все почти то же, и все почти неузнаваемо». (Александр Круглов)
- «Каждый индивидуум – это клубок противоречий, тем более личность одаренная». (Теодор Драйзер)
- «Все люди одинаково разные». (Болеслав Вольтер)
- «Конечно, все люди разные, но Боже, как они похожи».
- «По природе все люди сходны между собой, привычки и воспитание делают людей отличными друг от друга... Лишь высшая мудрость и крайняя глупость неизменны». (Конфуций)
Проанализировав высказывания учащиеся приходят к выводу, что человек индивидуален, но не всякий человек является личностью.
III. Первичное закрепление знаний.
Задание группам: Сформулируйте определения
Iгруппа: ЧЕЛОВЕК
II группа: ЛИЧНОСТЬ
III группа: ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
ЧЕЛОВЕК – биосоциальное существо; принадлежность к одному из народов; к человечеству. (слайд 15)
ЛИЧНОСТЬ – (от лат. persona – маска актёра) – социально и духовно развитый человек. Это слово подчёркивает особые, свойственные только данному человеку общественные качества. (слайд 16)
ИНДИВИД – (от лат. individuum- неделимое, особь) – отдельно взятый представитель всего человеческого рода. (слайд 17)
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – (от лат. individuum – неделимое, особь) – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств. (слайд 18)
Если останется время, то работа с учебником с. 41.
В конце урока проводится рефлексия.
IV. Рефлексия деятельности.
Закончите фразы
- Сегодня на уроке я узнал, что ...
- Меня удивило ...
- Я не совсем понял ...
- Я постараюсь ...
(слайд 19)
Оценки за урок.
Домашнее задание: стр. 37-42, задание 1, с. 42, проанализировать результаты теста.
Список использованной литературы:
- Обществознание: учеб. для 8-9 кл. общеобразовательных учрежд. Л. Н. Боголюбов, Л. Н. Иванова, А. И. Матвеев; М.: Просвещение, 2008. – 400 с.
- Степанько С. Н. Обществознание. 8 кл. поурочные планы по учеб. Боголюбова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 237 с.