Цель:
- познакомить учащихся с понятием "держава";
- выяснить в чем сила и слабость ассирийской державы;
- продолжить учить различным способам и приемам работы на уроке и дома для достижения поставленной цели;
- воспитывать чувство сопричастности и сочувствия к угнетённым народам.
Оформление:
- карта учебника "Древний Восток" стр.31;
- карта "Ассирийская держава в VIII-VII вв. до н.э.;
Понятия:
- держава - большое и сильное государство;
- империя - государство, которое включает в себя территории завоёванных им стран;
Плакаты:
- "Ниневия - город крови";
- "Ассирия - логово львов";
- "Цари - владыки вселенной".
Тип: изучение нового материала.
План урока:
1.Вступление. Понятие "держава".
2.Сила державы:
а) хозяйство;
б) культура;
в) войско.
3. Завоевательные походы.
4.Заключение. Рефлексия.
Ход урока
Учитель. Ребята, свой урок я хочу начать с таких слов: (слайд1)
"Россия - священная наша держава
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля - великая слава
Твоё достоянье на все времена."
Задание. Вам знакомы эти слова?
- Да, это слова из государственного гимна нашей страны (сл. Михалкова).
Учитель. Я не случайно начала урок с этих слов. Какие понятия характеризуют нашу страну?
- Держава, любимая страна.
Задание. Как вы понимаете слово "держава"?
- Держава - большое и сильное государство. (Слайд2)
Учитель. Тема нашего урока: "Ассирийская держава". (Слайд3)
Задание. Какую цель мы поставим на урок, что мы должны выяснить?(Слайд4)
- В чём сила государства и почему оно такое большое?
Учитель. Правильно. У любого государства, как и у человека есть сила и есть слабость. Зачитывается цель урока.
Итак, мы отправляемся в Ассирию X в. до н.э. Покажите на линии времени.
Это было так давно, поэтому я предлагаю отправиться туда на машине времени. (Слайд5)
Согласны? Путь очень долгий. Пристегните ремни. 5,4,3,2,1, пуск!
Путешественникам всегда нужна карта?
- Да. (Слайд6)
Откройте страницу31 учебника для 5-го класса " История древнего мира" под ред. А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И. С. Свенцицкой, М., " Просвещение", 2007год. Посмотрите внимательно на карту. X в. до н.э. В верхнем и среднем течении реки Тигр между Сирией на западе, государством Урарту на севере и Вавилонским царством (Двуречье) на юге находилась Ассирия. (Заметьте, я не называю держава.)
Задание. Посмотрите на цвета и условные знаки на карте и определите, чем занимаются жители этой страны? В чём её сила? Может в хозяйстве?
- Вдоль реки Тигр - плодородные земли, они позволяют заниматься земледелием. Степи удобны для скотоводства. На севере горы - богаты рудами металлов, можно заниматься ремеслом.
Задание. Из каких металлов уже имелись орудия труда, оружие у народов древнего мира?
- Медь; бронза; железо.
Откройте стр.82-83, учебника, прочтите 1 п., 1 и 2 абзацы и ответьте: из какого металла ассирийцы изготавливали свои орудия труда и оружие? (Ребята говорят об использовании железа).
- Также страна находилась на пересечении важнейших торговых путей. Столицами её были города Ашшур и Ниневия.
Учитель. Итак, мы выходим из машины времени (Разминка). Наш проводник Светлана поведёт нас в древний город Ашшур, столицу Ассирии.
Проводник: Ашшур находится на перекрёстке важнейших торговых путей. Торговля здесь играла главную роль. Ашшуром правил совет купцов - старейшин. Одного из старейшин избирали на год правителем, который ведал городской казной и его именем назывался год его правления. Царь в эти времена исполнял обязанности жреца и военачальника и подчинялся совету купцов - старейшин.
Учитель. Сильна в хозяйстве страна?
- Сильна.
В чём ещё сила государства, может в культуре? (Идёт работа с текстом учебника, стр.85. 1 группа - 4п., 2 группа - 5п.)
Вывод. Сила государства в культуре.
Учитель. Держава - великая страна и держит первенство во всём, в том числе и по величине (площади). Я приглашаю вас отправиться в Ассирийскую державу в VIII-VII веке до н.э. (Слайд7)
Отметьте на линии времени.
Пристегните ремни. 5,4,3,2,1,пуск. Прилетели. Открываем глаза. (Слайд8)
Это всё та же небольшая страна? ( Работа с картой "Ассирийская держава в VIII - VIIвв. до н.э.")
- Нет, это очень большое государство.
Почему же страна стала такой большой?
- Она вела завоевательные походы, под власть Ассирии попали многие страны: Двуречье, Сирия, Финикия, Палестина. Совершали победоносные походы на юг - в Египет и на север - в горное царство Урарту.
(Учащиеся выполняют задание № 75 в Рабочей тетраде по истории древнего мира под ред. Г.И.Годера )
Учитель. Но как такая небольшая страна победила множество стран и народов?
(работа с текстом учебника п.2,стр.83-84; текстом. Приложение1). (Слайд9)
Вывод. Причины побед ассирийской армии: (Слайд10)
- регулярная армия из свободных ассирийцев;
- войско вооружено оружием из железа; (Слайд11)
- в Ассирии появилась конница; (Слайд12)
- использовали тараны - осадные приспособления; (Слайд13 -14)
- ассирийцы могли в полном вооружении переплывать через реки. (Слайд15)
Учитель. (Слайд16) Машина переносит нас в город Ниневию.
Задание. Ниневию в древности называли - городом крови; Ассирию - логовом львов; ассирийских царей - владыками вселенной. Почему? (Слайд17) Работа по группам:
- 1 гр. Летопись, стр. 83 учебника.
- 2 гр. Текст, стр 84, 2 -3абзац учебника.
- 3 гр. Карточка 1 (приложение2)
- 5 гр. Карточка 3 (приложение3)
- 4 гр. Карточка 2 (приложение4).
- 6 гр. Документ 4 (приложение5)
Индивидуальная карточка. (Приложение6.) От имени ассирийского правителя - царя Синахериба рассказать о столице государства - г. Ниневия (приложение).
Заключение.
Да, ассирийцы вошли в историю как безжалостные завоеватели. (Слайд18) Из каждой покорённой страны в Ниневию привозили мешок земли и высыпали у городских ворот столицы в знак того, что ассирийцы навсегда овладели этой землёй.
Закройте глазки и представьте, что вы жители тех самых покорённых стран. У меня в руках горстка земли из этих покорённых стран. Я беру её в руки и чувствую: она живая, тёплая, она плачет. Её истоптали враги, полили кровью и зовёт она на борьбу против своих врагов. Так в чём же слабость Ассирийской державы?
- В том, что покорённые народы не смирились со своим положением, они обязательно поднимутся на борьбу.
Учитель. (лента времени) Не более ста лет была Ниневия столицей могущественной империи. Но, породив войны, она в войнах и пала. В 612г. до н.э. Ниневия была осаждена и захвачена вражескими войсками, а народы покорённых стран тоже поднялись на борьбу. Согласно преданию, последний царь Ассирии, чтобы не попасть в плен сам бросился в огонь пожара. Почему? (работа с рисунком учебника, стр. 85) (Слайд19)
Закрепление. (Слайд 20) Выполнение задания № 76 в Рабочей тетраде по истории древнего мира под ред. Г.И.Годера )
Проверка. (Слайд 21).
Рефлексия. Ну вот и подходит к концу наше путешествие. Мне подарили красивый кувшин, который ассирийцы привезли из завоёванных стран. Но я не хочу его оставлять себе. Он оставляет в памяти тяжёлые воспоминания, мятежные воспоминания. Я передаю его вам.
(Ребята говорят о том, почему они не хотят его брать себе). Возвращение домой.
Задание на дом. П.18, упр.77.