Пояснительная записка
Организация кружка по развитию творческих способностей детей имеет интеллектуально-познавательное направление и составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса по математике, русскому языку, природоведению. Наукой доказано, что обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы, так как мыслительные умения и навыки следует развивать в определенные природой сроки. Опоздание с развитием - это опоздание навсегда. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Именно в этот период закладывается основа для подготовки детей к творческому труду. В эти годы развивается воображение, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируется умение наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, воспитывается активность, инициатива, самостоятельность, начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: формирование устойчивого интереса к углубленному изучению математических, природоведческих материалов и родного языка с учетом индивидуальных способностей учащихся.
ЗАДАЧИ:
- закрепить интерес, с которым дети пришли в школу;
- привить интерес к математике, русскому языку, окружающему миру;
- расширить и углубить программный материал по данным предметам;
- пробуждать у учащихся потребность к самостоятельной работе;
- содействовать развитию способностей и потребностей познавательного характера, интеллектуальных и нравственно-волевых качеств.
Данная программа направлена на активизацию познавательной деятельности учащихся и повышение интереса к учению, она рассчитана на детей от 7 до 11 лет на протяжении четырех лет обучения в начальной школе.
МЕТОДЫ, ФОРМЫ И ВИДЫ РАБОТ: наглядность, дифференцированный подход, индивидуальная работа, использование различных раздаточных материалов, проведение викторин, интеллектуальных игр, использование занимательных материалов, энциклопедических пособий, материалов повышенной трудности и др.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Учащиеся должны уметь:
- Самостоятельно пополнять знания по математике, русскому языку, окружающему миру.
- Пользоваться справочной и дополнительной литературой.
- Выполнять операции сравнения и обобщения, синтеза и анализа; строить умозаключения, уметь рассуждать, догадываться, доказывать предлагаемое суждение.
- Предполагается участие детей в школьных, городских, международных конкурсах "Кенгуру" и "Медвежонок" и др.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ: тесты, викторины, интеллектуальные конкурсы, предметные олимпиады.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Образовательные области | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Математика | 14 час. | 18 час. | 18 час. | 18 час. |
Русский язык | 10 час. | 10 час. | 10 час. | 10 час. |
Окружающий мир | 6 час. | 6 час. | 6 час. | 6 час. |
ВСЕГО: | 30 час. | 34 час. | 34 час. | 34 час. |
СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1 год обучения
МАТЕМАТИКА (14 час.)
1. | Вводное занятие "Считай, смекай, отгадывай". | 1ч. |
2. | Знакомство с графическими рисунками | 1ч. |
3. | Графические диктанты | 1ч. |
4. | Признаки геометрических фигур | 1ч. |
5. | Логические задачи | 1ч. |
6. | Сравнения | 1ч. |
7. | Числовые головоломки | 1ч. |
8. | Закономерности | 1ч. |
9. | Классификация | 1ч. |
10. | Простейшие комбинаторные задачи | 2ч. |
11. | Решение задач на смекалку | 1ч. |
12. | Олимпиада по математике | 1ч. |
13. | Итоги. Анализ олимпиады | 1ч. |
РУССКИЙ ЯЗЫК (10 час.)
1. | Буквенные головоломки | 1ч. |
2. | Найди существенное | 2ч. |
3. | Классификация | 2ч. |
4. | Приемы разгадывания ребусов | 2ч. |
5. | Игры со словом - фантазирование | 1ч. |
6. | Олимпиада по русскому языку. Анализ олимпиады | 2ч. |
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (6 час.)
1. | Признаки предметов | 2ч. |
2. | Свойства животных, их признаки | 2ч. |
3. | Признаки времен года | 2ч. |
После первого года обучения учащиеся ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
- находить признаки предметов, чисел, слов;
- узнавать предметы по заданным признакам;
- находить лишний предмет, предлагать несколько вариантов лишнего предмета;
- описывать признаки геометрических фигур;
- сравнивать предметы, слова, числа, геометрические фигуры, находить их общие признаки;
- находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
- точно выполнять действия под диктовку учителя;
- отличать заведомо ложные фразы;
- называть признаки времен года;
- решать комбинаторные задачи (по перестановке трех предметов).
ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
- предполагаемые признаки предметов;
- приемы решения комбинаторных задач;
- названия геометрических фигур: круга, треугольника, квадрата, прямоугольника, четырехугольника, овала.
2 год обучения
МАТЕМАТИКА (18 час.)
№ пп | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие | 1ч. |
2. | Как люди научились считать | 1ч. |
3. | Повторение решения задач разных видов | 1ч. |
4. | Путешествие в страну Геометрия | 1ч. |
5. | Прямые, острые тупые углы | 1ч. |
6. | Углы. Построение углов и прямоугольника на нелинованной бумаге | 1ч. |
7. | Упражнения, направленные на развитие внимания, памяти | 1ч. |
8. | Римские цифры | 1ч |
9. | Квадрат. Игры и упражнения, связанные с квадратом | 1ч. |
10. | Танграм | 1ч. |
11. | Решение логических задач | 3ч. |
12. | Решение комбинаторных задач | 2ч. |
13. | Закономерности | 1ч. |
14. | Решение старинных задач | 1ч. |
15. | Олимпиада по математике | 1ч. |
РУССКИЙ ЯЗЫК (10 час.)
1. | Язык и речь | 1ч. |
2. | В гостях у гласных | 1ч |
3. | Двойная роль гласных | 1ч |
4. | Опасные согласные | 1ч |
5. | Согласные двойняшки | 1ч |
6. | Игры в слова. Шарады. Ребусы. | 1ч |
7. | Путешествие к словам-родственникам | 1ч |
8. | Слова - друзья. Синонимы | 1ч |
9. | Слова - антонимы (недруги) | 1ч |
10. | Крылатые выражения. Олимпиада по русскому языку | 1ч |
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (6 час.)
1. | Природа родного края | 4ч |
2. | История г. Котельнича | 1ч |
3. | Итоговое занятие. Викторина | 1ч |
После второго года обучения учащиеся ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
- описывать свойства предметов, сравнивать предметы по определенным параметрам, устанавливать связи между различными явлениями, переходить от одних связей к другим;
- решать несложные логические задачи, используя таблицы, графы;
- устанавливать закономерности в числовых рядах, согласно изученному программному материалу;
- классифицировать предметы, слова, числа;
- подбирать слова-синонимы, слова-антонимы;
- вести наблюдения за сезонными изменениями в природе;
- формулировать сезонные изменения в природе;
- решать простейшие задачи на построение;
- сочинять и разгадывать шифровки.
ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
- виды углов: острые, тупые, прямые, развернутые;
- виды многоугольников;
- определения луча, отрезка;
- понятия "синонимы", "антонимы";
- основных обитателей животного и растительного мира Кировской области;
- основные промышленные предприятия г. Котельнича, образовательные учреждения, учреждения культуры.
3 год обучения
МАТЕМАТИКА (18 час.)
№ пп | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие. Математические загадки | 1ч |
2. | Числовые ребусы. Закономерности. | 2ч |
3. | Решение задач с использованием геометрического материала | 2ч |
4. | Решение комбинированных задач (на выравнивание нескольких наборов предметов, жидкостей в сосудах) | 2ч |
5. | Магические фигуры ("квадраты", "треугольники", "звезды") | 2ч |
6. | Решение задач по теме "Меры длины, массы" | 2ч |
7. | Решение задач на движение | 2ч |
8. | Выпуск математической газеты | 1ч |
9. | Решение задач на тему "Время и его измерение" | 1ч |
10. | Решение арифметических задач повышенной трудности | 1ч |
11. | Олимпиада по математике | 1ч |
12. | Анализ решений олимпиадных задач | 1ч |
РУССКИЙ ЯЗЫК (10 час)
1. | Сокровища родного языка (о многозначности, о словах близких и противоположных, пословицах, поговорках) | 2ч |
2. | Словарное богатство русского языка (игры, направленные на обогащение словарного запаса) | 2ч |
3. | Тематические группы слов | 1ч |
4. | Слова-тезки (омонимы) | 1ч |
5. | Крылатые выражения. Фразеологические сочетания | 2ч |
6. | Олимпиада по русскому языку | 2ч |
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (6 час)
1. | Растения Красной книги | 1ч |
2. | Животные Красной книги | 1ч |
3. | "Зеленая аптека" | 1ч |
4. | Кто как защищается | 1ч |
5. | Животные должны жить | 1ч |
6. | Викторина по природоведению | 1ч |
После третьего года обучения учащиеся ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
- определять закономерности;
- заполнять магические фигуры ("квадрат", "треугольник", "Звезду" и т.д.);
- решать логические задачи;
- объяснять значение слов-омонимов;
- составлять тематические группы слов;
- объяснять крылатые выражения и фразеологические обороты.
ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
- понятия "исчезающие, редкие и охраняемые животные и растения";
- растения и животных нашего края, занесенных в Красную книгу;
- правила поведения в природе;
- распространенные лекарственные растения и их использование.
4 год обучения
МАТЕМАТИКА (18 час)
№ пп | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие. Числа-великаны | 1ч |
2. | Решение задач на переливание | 2ч |
3. | Решение задач на взвешивание | 2ч |
4. | Геометрические головоломки | |
5. | Решение задач на "дележи" | 1ч |
6. | Решение задач на пересечение, объединение множеств | 2ч |
7. | Решение задач о лгунах | 1ч |
8. | Решение задач о переправах, разъездах, переездах | 1ч |
9. | Решение логических задач | 2ч |
10. | Задачи на движение | 2ч |
11. | Старинные задачи | 2ч |
12. | Олимпиада по математике | 1ч |
13. | Анализ решений олимпиадных задач | 1ч |
РУССКИЙ ЯЗЫК (10 час)
1. | Хорошо ли ты знаешь русский язык? Викторина. Игры, загадки, кроссворды | 1ч |
2. | Занимательная фонетика | 1ч |
3. | Знакомство со словарями русского языка | 1ч |
4. | Чудесные превращения слов | 1ч |
5. | "Трудные" слова. Группировка слов по видам орфограмм, по тематическим группам | 1ч |
6. | Для чего нужны знаки препинания? | 1ч |
7. | Почему их так называют? (происхождение слов) Слова-пришельцы | 1ч |
8. | Крылатые выражения. Фразеологические обороты | 1ч |
9. | Олимпиада по русскому языку | 2ч |
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (6 час)
1. | Охраняемые территории Кировской области. Животный и растительный мир заповедника "Нургуш". Экскурсия в заповедник | 6ч |
После четвертого года обучения учащиеся ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
- пользоваться приемами решения задач на переливание, взвешивание, дележи;
- выполнять несложные геометрические построения;
- находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области;
- группировать слова по видам орфограмм, тематическим группам;
- объяснять значения крылатых выражений и фразеологических оборотов;
- самостоятельно пользоваться толковым и орфографическим словарем, словариком синонимов и антонимов;
- показать на географической карте охраняемые территории Кировской области;
- самостоятельно находить в справочной литературе сведения о животном и растительном мире,
ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
- назначения словарей, правила работы с ними;
- понятие "заповедник";
- представителей флоры и фауны заповедника;
- правила поведения в охраняемых территориях.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- "Упражнения на каждый день: логика для младших школьников". Ярославль "Академия развития", 1998.
- А. Зак. Серия книг по развитию интеллектуальных
и творческих способностей учащихся. М., НПО
"Перспектива", 1993:
- "Познавать играя";
- "Дебют мыслителя";
- "Поиск девятого";
- "Почтальон-вычислитель";
- "Почтальон-читатель".
- Л. М. Лихтарников. Занимательные логические задачи. "Лань", "МИК", Санкт-Петербург, 1996.
- Я. И. Перельман. Занимательные задачи для маленьких, М., "Омега", 1994.
- В. Н. Русанов. Математические олимпиады в начальных классах, "Просвещение", 1990.
- В. П. Труднев. Считай, смекай, отгадывай. М., "Просвещение", 1990.
- Л. Чилингирова. Играя, учимся математике, М., "Просвещение", 1993.
- И. Б. Голуб "Путешествия по стране слов", М., "Просвещение", 1992.
- В. Волина "Веселая грамматика", М., "Знание", 1995.
- Н. М. Ушаков. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. М. "Просвещение", 1978.
- Е. Е. Семенова. Занимательная грамматика. "Омега", М., 1995.
- О. В. Узорова. Все предметы начальной школы в викторинах. АСТ-Астрель, М., 2002.
- Л. Ф. Тихомирова. Развитие логического мышления детей. "Гринго", "Лайнер", 1995.
- В. В. Лайно. Развитие памяти и повышение грамотности. М., "Дрофа", 2002.
- Ю. Р. Васильев. Занимательное природоведение. М., "Омега", 1997.
- Словари.
- Буклеты: Кондрухова С. В. "Птицы заповедника "Нургуш", 2007; Тарасова Е. М. "Флора заповедника "Нургуш", 2007.