Программа "Развитие творческих способностей". 1–4-е классы

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Пояснительная записка

Организация кружка по развитию творческих способностей детей имеет интеллектуально-познавательное направление и составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса по математике, русскому языку, природоведению. Наукой доказано, что обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы, так как мыслительные умения и навыки следует развивать в определенные природой сроки. Опоздание с развитием - это опоздание навсегда. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Именно в этот период закладывается основа для подготовки детей к творческому труду. В эти годы развивается воображение, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируется умение наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, воспитывается активность, инициатива, самостоятельность, начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: формирование устойчивого интереса к углубленному изучению математических, природоведческих материалов и родного языка с учетом индивидуальных способностей учащихся.

ЗАДАЧИ:

  • закрепить интерес, с которым дети пришли в школу;
  • привить интерес к математике, русскому языку, окружающему миру;
  • расширить и углубить программный материал по данным предметам;
  • пробуждать у учащихся потребность к самостоятельной работе;
  • содействовать развитию способностей и потребностей познавательного характера, интеллектуальных и нравственно-волевых качеств.

Данная программа направлена на активизацию познавательной деятельности учащихся и повышение интереса к учению, она рассчитана на детей от 7 до 11 лет на протяжении четырех лет обучения в начальной школе.

МЕТОДЫ, ФОРМЫ И ВИДЫ РАБОТ: наглядность, дифференцированный подход, индивидуальная работа, использование различных раздаточных материалов, проведение викторин, интеллектуальных игр, использование занимательных материалов, энциклопедических пособий, материалов повышенной трудности и др.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Учащиеся должны уметь:

  • Самостоятельно пополнять знания по математике, русскому языку, окружающему миру.
  • Пользоваться справочной и дополнительной литературой.
  • Выполнять операции сравнения и обобщения, синтеза и анализа; строить умозаключения, уметь рассуждать, догадываться, доказывать предлагаемое суждение.
  • Предполагается участие детей в школьных, городских, международных конкурсах "Кенгуру" и "Медвежонок" и др.

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ: тесты, викторины, интеллектуальные конкурсы, предметные олимпиады.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Образовательные области 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Математика 14 час. 18 час. 18 час. 18 час.
Русский язык 10 час. 10 час. 10 час. 10 час.
Окружающий мир 6 час. 6 час. 6 час. 6 час.
ВСЕГО: 30 час. 34 час. 34 час. 34 час.

СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1 год обучения

МАТЕМАТИКА (14 час.)

1. Вводное занятие "Считай, смекай, отгадывай". 1ч.
2. Знакомство с графическими рисунками 1ч.
3. Графические диктанты 1ч.
4. Признаки геометрических фигур 1ч.
5. Логические задачи 1ч.
6. Сравнения 1ч.
7. Числовые головоломки 1ч.
8. Закономерности 1ч.
9. Классификация 1ч.
10. Простейшие комбинаторные задачи 2ч.
11. Решение задач на смекалку 1ч.
12. Олимпиада по математике 1ч.
13. Итоги. Анализ олимпиады 1ч.

РУССКИЙ ЯЗЫК (10 час.)

1. Буквенные головоломки 1ч.
2. Найди существенное 2ч.
3. Классификация 2ч.
4. Приемы разгадывания ребусов 2ч.
5. Игры со словом - фантазирование 1ч.
6. Олимпиада по русскому языку. Анализ олимпиады 2ч.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (6 час.)

1. Признаки предметов 2ч.
2. Свойства животных, их признаки 2ч.
3. Признаки времен года 2ч.

После первого года обучения учащиеся ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

  • находить признаки предметов, чисел, слов;
  • узнавать предметы по заданным признакам;
  • находить лишний предмет, предлагать несколько вариантов лишнего предмета;
  • описывать признаки геометрических фигур;
  • сравнивать предметы, слова, числа, геометрические фигуры, находить их общие признаки;
  • находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
  • точно выполнять действия под диктовку учителя;
  • отличать заведомо ложные фразы;
  • называть признаки времен года;
  • решать комбинаторные задачи (по перестановке трех предметов).

ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  • предполагаемые признаки предметов;
  • приемы решения комбинаторных задач;
  • названия геометрических фигур: круга, треугольника, квадрата, прямоугольника, четырехугольника, овала.

2 год обучения

МАТЕМАТИКА (18 час.)

№ пп Тема занятия Кол-во часов
1. Вводное занятие 1ч.
2. Как люди научились считать 1ч.
3. Повторение решения задач разных видов 1ч.
4. Путешествие в страну Геометрия 1ч.
5. Прямые, острые тупые углы 1ч.
6. Углы. Построение углов и прямоугольника на нелинованной бумаге 1ч.
7. Упражнения, направленные на развитие внимания, памяти 1ч.
8. Римские цифры
9. Квадрат. Игры и упражнения, связанные с квадратом 1ч.
10. Танграм 1ч.
11. Решение логических задач 3ч.
12. Решение комбинаторных задач 2ч.
13. Закономерности 1ч.
14. Решение старинных задач 1ч.
15. Олимпиада по математике 1ч.

РУССКИЙ ЯЗЫК (10 час.)

1. Язык и речь 1ч.
2. В гостях у гласных
3. Двойная роль гласных
4. Опасные согласные
5. Согласные двойняшки
6. Игры в слова. Шарады. Ребусы.
7. Путешествие к словам-родственникам
8. Слова - друзья. Синонимы
9. Слова - антонимы (недруги)
10. Крылатые выражения. Олимпиада по русскому языку

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (6 час.)

1. Природа родного края
2. История г. Котельнича
3. Итоговое занятие. Викторина

После второго года обучения учащиеся ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

  • описывать свойства предметов, сравнивать предметы по определенным параметрам, устанавливать связи между различными явлениями, переходить от одних связей к другим;
  • решать несложные логические задачи, используя таблицы, графы;
  • устанавливать закономерности в числовых рядах, согласно изученному программному материалу;
  • классифицировать предметы, слова, числа;
  • подбирать слова-синонимы, слова-антонимы;
  • вести наблюдения за сезонными изменениями в природе;
  • формулировать сезонные изменения в природе;
  • решать простейшие задачи на построение;
  • сочинять и разгадывать шифровки.

ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  • виды углов: острые, тупые, прямые, развернутые;
  • виды многоугольников;
  • определения луча, отрезка;
  • понятия "синонимы", "антонимы";
  • основных обитателей животного и растительного мира Кировской области;
  • основные промышленные предприятия г. Котельнича, образовательные учреждения, учреждения культуры.

3 год обучения

МАТЕМАТИКА (18 час.)

№ пп Тема занятия Кол-во часов
1. Вводное занятие. Математические загадки
2. Числовые ребусы. Закономерности.
3. Решение задач с использованием геометрического материала
4. Решение комбинированных задач (на выравнивание нескольких наборов предметов, жидкостей в сосудах)
5. Магические фигуры ("квадраты", "треугольники", "звезды")
6. Решение задач по теме "Меры длины, массы"
7. Решение задач на движение
8. Выпуск математической газеты
9. Решение задач на тему "Время и его измерение"
10. Решение арифметических задач повышенной трудности
11. Олимпиада по математике
12. Анализ решений олимпиадных задач

РУССКИЙ ЯЗЫК (10 час)

1. Сокровища родного языка (о многозначности, о словах близких и противоположных, пословицах, поговорках)
2. Словарное богатство русского языка (игры, направленные на обогащение словарного запаса)
3. Тематические группы слов
4. Слова-тезки (омонимы)
5. Крылатые выражения. Фразеологические сочетания
6. Олимпиада по русскому языку

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (6 час)

1. Растения Красной книги
2. Животные Красной книги
3. "Зеленая аптека"
4. Кто как защищается
5. Животные должны жить
6. Викторина по природоведению

После третьего года обучения учащиеся ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

  1. определять закономерности;
  2. заполнять магические фигуры ("квадрат", "треугольник", "Звезду" и т.д.);
  3. решать логические задачи;
  4. объяснять значение слов-омонимов;
  5. составлять тематические группы слов;
  6. объяснять крылатые выражения и фразеологические обороты.

ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  • понятия "исчезающие, редкие и охраняемые животные и растения";
  • растения и животных нашего края, занесенных в Красную книгу;
  • правила поведения в природе;
  • распространенные лекарственные растения и их использование.

4 год обучения

МАТЕМАТИКА (18 час)

№ пп Тема занятия Кол-во часов
1. Вводное занятие. Числа-великаны
2. Решение задач на переливание
3. Решение задач на взвешивание
4. Геометрические головоломки  
5. Решение задач на "дележи"
6. Решение задач на пересечение, объединение множеств
7. Решение задач о лгунах
8. Решение задач о переправах, разъездах, переездах
9. Решение логических задач
10. Задачи на движение
11. Старинные задачи
12. Олимпиада по математике
13. Анализ решений олимпиадных задач

РУССКИЙ ЯЗЫК (10 час)

1. Хорошо ли ты знаешь русский язык? Викторина. Игры, загадки, кроссворды
2. Занимательная фонетика
3. Знакомство со словарями русского языка
4. Чудесные превращения слов
5. "Трудные" слова. Группировка слов по видам орфограмм, по тематическим группам
6. Для чего нужны знаки препинания?
7. Почему их так называют? (происхождение слов) Слова-пришельцы
8. Крылатые выражения. Фразеологические обороты
9. Олимпиада по русскому языку

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (6 час)

1. Охраняемые территории Кировской области. Животный и растительный мир заповедника "Нургуш". Экскурсия в заповедник

После четвертого года обучения учащиеся ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

  • пользоваться приемами решения задач на переливание, взвешивание, дележи;
  • выполнять несложные геометрические построения;
  • находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области;
  • группировать слова по видам орфограмм, тематическим группам;
  • объяснять значения крылатых выражений и фразеологических оборотов;
  • самостоятельно пользоваться толковым и орфографическим словарем, словариком синонимов и антонимов;
  • показать на географической карте охраняемые территории Кировской области;
  • самостоятельно находить в справочной литературе сведения о животном и растительном мире,

ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

  • назначения словарей, правила работы с ними;
  • понятие "заповедник";
  • представителей флоры и фауны заповедника;
  • правила поведения в охраняемых территориях.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. "Упражнения на каждый день: логика для младших школьников". Ярославль "Академия развития", 1998.
  2. А. Зак. Серия книг по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся. М., НПО "Перспектива", 1993:
    • "Познавать играя";
    • "Дебют мыслителя";
    • "Поиск девятого";
    • "Почтальон-вычислитель";
    • "Почтальон-читатель".
  3. Л. М. Лихтарников. Занимательные логические задачи. "Лань", "МИК", Санкт-Петербург, 1996.
  4. Я. И. Перельман. Занимательные задачи для маленьких, М., "Омега", 1994.
  5. В. Н. Русанов. Математические олимпиады в начальных классах, "Просвещение", 1990.
  6. В. П. Труднев. Считай, смекай, отгадывай. М., "Просвещение", 1990.
  7. Л. Чилингирова. Играя, учимся математике, М., "Просвещение", 1993.
  8. И. Б. Голуб "Путешествия по стране слов", М., "Просвещение", 1992.
  9. В. Волина "Веселая грамматика", М., "Знание", 1995.
  10. Н. М. Ушаков. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. М. "Просвещение", 1978.
  11. Е. Е. Семенова. Занимательная грамматика. "Омега", М., 1995.
  12. О. В. Узорова. Все предметы начальной школы в викторинах. АСТ-Астрель, М., 2002.
  13. Л. Ф. Тихомирова. Развитие логического мышления детей. "Гринго", "Лайнер", 1995.
  14. В. В. Лайно. Развитие памяти и повышение грамотности. М., "Дрофа", 2002.
  15. Ю. Р. Васильев. Занимательное природоведение. М., "Омега", 1997.
  16. Словари.
  17. Буклеты: Кондрухова С. В. "Птицы заповедника "Нургуш", 2007; Тарасова Е. М. "Флора заповедника "Нургуш", 2007.