Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Наш сад работает по программе “Радуга”, задача которой является развитие творческих способностей по средствам изобразительной деятельности. Работая старшим воспитателем детского сада, и одновременно веду студию детского творчества по нетрадиционному рисованию с детьми подготовительной группы. Занятия в студии художественного творчества строятся так, чтобы у каждого ребенка была возможность проявить себя, выразить свои творческие возможности в рисунке.
Заняться проблемой детского творчества нас подтолкнули наблюдения за работой детей с изобразительными материалами. Наблюдая за детьми, мы заметили, что результат в приобретении детьми знаний и умений, навыков в рисовании неплохой — они работают разными материалами, осваивают различные приемы и способы рисования. Но главное, в работах детей — не было фантазии и творчества. Применяя диагностику, позволяющую определить уровень творческого воображения и световосприятия детей, выявить уровень технических навыков и умений и строить в дальнейшем правильное взаимодействие с ребенком. Пришли к выводу, что необходим научный подход для исследования творческих способностей детей. Что поможет в дальнейшем выбирать технику рисования для детей разного возраста, тематику, в зависимости от возраста и индивидуальных возможностей ребенка. Развитие дошкольников должно подходить через научный подход к исследованию детского возраста.
Цель исследования: Исследовать практически особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования.
Задачи исследования.
- Подобрать конкретные формы нетрадиционного рисования для применения в дошкольном возрасте.
- Изучить развитее творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в ходе использования методов нетрадиционного рисования.
Объект исследования: Процесс развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте.
Предмет исследования: Развитие творческих способностей в процессе нетрадиционного рисования.
Методы исследования.
- Анализ литературы;
- Анализ продуктов деятельности;
- Лонгитюдный метод.
Гипотеза: Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста осуществляется при условии:
- Создание системной, регулярной работы с детьми;
- Использование нетрадиционных форм рисования.
Актуальность исследования в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Цель нашего опыта – развитие творческих способностей, каждого ребенка средствами нетрадиционных техник, помочь реализовать себя, уметь соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа. Для достижения этой цели разработали перспективный план изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования. В работе с детьми используем метод, который не требует от детей профессионального изображения. Работа в кружке по рисованию повысила интерес детей к изобразительной деятельности, научила использовать разнообразные материалы и техники, и расширили творческие возможности малышей.
Таким образом, необходимо расширять опыт ребенка, создавать прочные основы для его творчества. Чем больше ребенок видел, слышал, переживал, чем больше узнал и усвоил, тем значительнее и продуктивнее, при других равных условиях, станет деятельность его воображения. Вот здесь пришла на помощь игра, где ребенок расслабляется, сам фантазирует, дорисовывает, творит. Поэтому был разработан и систематизирован комплекс дидактических игр, для развития воображения и фантазии (Приложение 2).
Наряду с развитием творческого воображения, ребенок должен научиться владеть изоматериалами и способами создания рисунка.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.
Важное условие развития ребенка — не только оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству, но и использование на занятиях нетрадиционного и нестандартных изотехнологий.
Детей очень привлекают такие нетрадиционные материалы. И чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У детей появляется возможность использовать дополнительные средства. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно и что способствует "удовлетворению притязаний на признание". Мы использовали возможность общения с родителями, и одна из наших задач – установить доверительное отношение с ними. Результаты диагностического отслеживания доводились до сведения родителей. Проводили с родителями консультации (Приложение 3), беседы и родительские собрания.
Для исследования творческих способностей дошкольников нами было проведено экспериментальное исследование. Исследование проводилось в три этапа, на базе МДОУ – Детский сад № 16, г. Междуреченска. Количество испытуемых 30 человек. Дети подготовительной группы, которые были поделены на две подгруппы. В одной из них, дети, где занятия проводились традиционно по программе “Радуга”. Вторая подгруппа, дети, посещающие студию детского творчества с использованием нетрадиционных технологий.
1 этап. Направлен на выявление уровня технических навыков и умений, развитие их творчества в рисунке. Для проведения 1 этапа исследования нами были использованы диагностические методики. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. Под редакцией Т.С. Комаровой.
Выделенные критерии мы объединили в две группы: первая применяется при анализе продуктов деятельности, вторая — при анализе процесса деятельности. Разумеется, обе группы тесно между собой связаны и позволяют охарактеризовать деятельность и ее продукты.
Были составлены сводные таблицы (Таблица 1 – 4, приложение 1), в которой представлены все оценки, полученные детьми по каждому критерию и показателю.
2 этап. Направлен на выявление уровня развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста. Для проведения 2 этапа исследования нами было использовано тестовое задание с дорисовыванием кругов. Тест предназначен для диагностики творческих способностей детей.
Данное диагностическое задание было предложено детям в конце учебного года в подготовительной группе детского сада и детям, посещающих кружок. Полученные результаты изложены в таблицах 5 и 6 (Приложение 1).
Данная методика, позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения. Из данных наблюдений можно проследить, что у детей второй подгруппы работы более оригинальны, преимущественно без повторений. Высший балл заработали 9 детей, средний балл – 5 детей, а низкий всего один ребенок.
В первой подгруппе пятеро детей не смогли все круги оформить в образы, у многих детей прослеживается частое повторение образов или оформляли круги в очень простые изображения, часто встречающиеся в жизни предметов. Первая подгруппа заработала высший бал в количестве 4 детей, это в два раза меньше, чем дети второй подгруппы, посещающие студию детского творчества. Средний балл – 6 детей, и низкий балл – 5 детей. Отсюда можно сделать вывод, что уровень развития воображения у ребят первой подгруппы менее высок, чем у детей второй подгруппы, посещающих студию.
На последнем 3 этапе была проведена итоговая диагностика “Умелое использование детьми всех нетрадиционных техник рисования”. Экспериментально проверена их эффективность для создания выразительных образов, т.е. для проявления и развития творческих возможностей детей в рисовании, результаты рисунков прошли анализ и были занесены в таблицу (см. таблицу 7 и 9, приложение 1). В течение года все техники нетрадиционного рисования были изучены и апробированы в работе с детьми. Для записи данного исследования использовалась диагностическая карта “Художественно-эстетическое развитие” (см. таблицу 8 и 10, приложение 1).
Сравнивая результаты между детьми первой подгруппы и детьми второй подгруппы, посещающих студию детского творчества (см. диаграмму 1, приложение 1) в начале года. Можно заметить разницу в уровне овладения детьми изобразительной деятельности. По результатам видно, что у детей второй подгруппы, посещающих студию, средний уровень составляет 67 % , а у детей первой подгруппы – 53% детей. У детей второй подгруппы, посещающих студию, преобладает еще высокий уровень, который составляет 13%, а низкий – 20%. В первой же подгруппе, у детей, не задействованных в студии, высокий уровень отсутствует вообще, а низкий уровень составляет 47%.
После проделанной работы в течение года с детьми обеих подгрупп можно заметить существенную разницу. В конце года у детей подготовительной группы уже повысили свой уровень умений, средний уровень повысился до 73%. Появляется высокий уровень, который достиг 27%. Уровень овладения ребенком изобразительной деятельностью детей второй подгруппы, посещающих студию, значительно возрос к концу года. Высокий уровень составляет 60% детей, средний – 40%. Это существенно отличается от детей первой подгруппы, не задействованных в студии.
Результаты анализа двух групп между собой, уже в конце года изменились (см. диаграмму 2, приложение 1). Уровень умения рисования нетрадиционными техниками во второй подгруппе, у детей, посещающих студию выше, чем у детей первой подгруппы, не посещающих студию.
На основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения. По итогам проведенного исследования обучение детей нетрадиционным способом рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.
Гипотеза исследования полностью подтвердилась, задачи исследования полностью выполнены, цель достигнута.