Организация воспитательной работы в школе–интернате

Разделы: Внеклассная работа


Система воспитательной работы в школе.

Современная воспитательная система общеобразовательного учреждения - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обусловливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.

Составную часть любой программы учебного заведения составляет концепция воспитательной системы данного образовательного учреждения.

Среди понятий "педагогическая система", "дидактическая система", "система воспитательной работы", "воспитательная система" последнее занимает особое место. Это наиболее широкое понятие, которое включает три предыдущих в качестве своих компонентов.

Если воспитание рассматривать как управление процессом развития личности через создание условий, благоприятных для этого, то воспитательная система, выглядит иначе и не сводится только к системе педагогической. С одной стороны, это система, психолого-педагогическая, с другой социально-педагогическая, и влияет она на школьников не только как педагогический фактор (через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы), но и как фактор социальный (через включение в окружающую среду, через те отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями, шефами; через психологический климат, позволяющий объединять детей и взрослых в рамках данного заведения).

Под системой воспитательной работы, как правило, понимают систему взаимосвязанных воспитательных мероприятий (дел, акций), приводящих к поставленной цели.

Воспитательная система нашей школы имеет определенную структуру.

Ее компоненты:

  • цели (т.е. совокупность идей, для реализации которых она создается);
  • деятельность, обеспечивающая реализацию целей;
  • субъект деятельности, ее организующий, в ней участвующий;
  • рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность;
  • среда системы, освоенная субъектом;
  • управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

Воспитательную систему нельзя привнести в школу, она может зародиться и развиваться только в определенных условиях и в каждой школе будет индивидуальной. Несхожесть воспитательных систем определяется типом учебного заведения, ведущей идеей, ради реализации которой она создается, воспитательным потенциалом педагогов, творческим почерком директора, составом учащихся, социальным заказом родителей, материальной базой воспитания, особенностями среды.

Успешность развития воспитательной системы зависит от умения руководителя правильно определить этапы этого процесса, и в соответствии с ними определить цели и средства педагогической деятельности.

Этапы развития воспитательной системы школы

Школьная воспитательная система - явление динамичное. Она имеет свое прошлое, настоящее, будущее. Развитие её идёт не равномерно с преодолением внутренних и внешних противоречий. На этом пути есть подъёмы и спады.

Первый этап развития воспитательной системы - этап становления (2004-2005 гг.)

Одной из основных целей воспитательной системы на первом этапе является создание воспитательного коллектива школы.

Предпосылками объединения детей и взрослых в единый воспитательный

коллектив являются общность целей, включение в совместную деятельность, гуманные отношения внутри коллектива. Чтобы создать единый воспитательный коллектив, необходим благоприятный психологический настрой в учительской среде. Путь к этому может лежать через следующие действия:

  • создание малого педагогического совета, который является своеобразным
  • оперативным штабом и центром формирования общественного мнения;
  • формирование инициативных групп по моделированию воспитательной системы, которые формируют видение настоящего и будущего состояния образовательного учреждения, его воспитательной системы;
  • ознакомление педагогов с теорией и практикой создания воспитательных
  • систем, теоретическими и методическими основами проектирования образа выпускника учебного заведения;
  • выход на коллективы педагогов, родителей, шефов (обсуждение модельных разработок и программ построения воспитательной системы);
  • включение детей в разработку модели воспитательной системы, образа школы и выпускника;
  • диагностику состояния и результативность учебно-воспитательного процесса, анализ условий развития личности школьника, определение воспитательного потенциала окружающей среды и способов его реализации;
  • создание инициативной группы из числа учителей и учащихся, систематизирующей и обобщающей информацию и предложения.

На первом этапе идет формирование целевой установки, вырабатываются главные ориентиры в организации воспитательного процесса, формируется концепция школьной воспитательной системы.

Концепция состоит из следующих разделов:

I. Исходное состояние воспитательной системы.

1.1. Основные параметры образовательного учреждения.

Воспитательный потенциал образовательного учреждения и окружающей его среды.

Достижения, традиции, недостатки и проблемы в воспитании учащихся.

II. Проектируемое состояние воспитательной системы.

2.1. Теоретико-методологические основы системы.

2.2. Ценностные ориентиры, системы (ценности, цели, задачи и принципы построения воспитательной системы),

2.3. Механизм функционирования системы (функции системы; системообразующие виды деятельности; педагогические технологии построения совместной деятельности, общениями отношений; управление и самоуправление системой: внутренние и внешние связи системы; кадровое, организационно-нормативное, научно-методическое, психологическое и финансово-материальное обеспечение функционирования системы).

Этапы построения системы.

Критерии, показатели и способы изучения эффективности воспитательной системы.

На первом этапе моделируется образ выпускника образовательного учреждения. Это идеал, которому стремится школа, педагог.

Главное достижение этого этапа: цели воспитательной системы сформированы, внедрены в сознание педагогов, детей и их родителей.

Второй этап (2006-2007 гг.) связан с отработкой содержания деятельности и структуры системы. На этом этапе окончательно утверждаются системообразующая деятельность, приоритетные направления функционирования системы. Деятельность усложняется, устанавливаются связи между различными ее видами. Этот этап характеризуется бурным развитием общешкольного коллектива, развитием межвозрастного общения. Возникают временные коллективы, разновозрастные объединения.

Усложняется деятельность школьников в сфере соуправления, развиваются инициатива и самодеятельность, создаются предпосылки для коллективного творчества. Рождаются коллективные традиции. Появляются новые формы взаимодействия системы с внешней средой.

Управление воспитательной системой осуществляется как на организационно- педагогическом, так и на психолого-педагогическом уровнях. Отсюда потребность в социально-психологической службе.

На данном этапе следует проследить, как относятся учащиеся к происходящему, почему участвуют в том или ином деле, каково самочувствие ученика в школе.

Третий этап (2008-2009 г.г.) завершающий. Система окончательно оформляется: каждый компонент занимает свое место, системные связи крепнут. Усиливается интеграционные процессы, они проникают в учебно-воспитательную деятельность. Рамки урока становятся тесными, начинаются поиски более емких и гибких форм коллективного познания. Идет интеграция учебной и внеучебной деятельности.

Она проявляется:

  • в общей направленности целей учебной и внеучебной работы на формирование личности и коллектива;
  • во взаимосвязи и естественном переходе учебной деятельности во внеучебную и наоборот;
  • в многообразии форм, методов, приемов, обеспечивающих эти взаимопереходы;
  • в том, что урок и внеурочное дело становятся составными и полноправными частями коллективной жизнедеятельности.

Школьный коллектив переходит в новое качественное стояние. Он все чаще выступает как. единое целое, как дружество детей и взрослых, объединенных общей целью, общей деятельностью, отношениями творческого содружества, общей ответственностью.

Управление ВС - особое управление, оно гибкое и многоаспектное, мы бы даже сказали компромиссное, в основу которого положено представление о ВС как об интегрированной совокупности составляющих её компонентов: цели, деятельности, субъекта, отношений освоенной среды. В соответствии с таким представлением мы и осуществляем управление: во-первых, системой как целым, во-вторых, каждым её компонентом в отдельности с учетом его своеобразия: и со взглядом на систему как целостность.

Управление ВС школы осуществляется:

  • через восприятие системы как целостности на эмоциональном уровне (через школьные праздники, традиции, сборы);
  • через совместную творческую деятельность педагогов и детей;
  • через структурные компоненты школы - классы, кружки, КВД, секции.

Особую роль играют учебные классы, как первичные коллективы, имеющие собственную индивидуальность. Включение класса в деятельность школы, причем включение, адекватное возрастным возможностям и творческому потенциалу детей, даёт возможность сделать их жизнь в классе более разнообразной, социально-значимой, т.е. повысить воспитательный потенциал класса как коллектива, где комфортно каждому.

Совершенно очевидно, что в ВС существует множество нестабильных неустойчивых состояний. Причём эта неустойчивость не является её негативной характеристикой. Очаг неустойчивости определяет ту область, которая впоследствии может стать источником дальнейшего развития. Следовательно, при управлении ВС важно выявить (предположить) очаги такой неустойчивости, а можно и заложить их в модель создаваемой системы.

Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором вся совокупность воспитательных средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Сегодня уже мало просто воспитывать традиционные ценностные отношения. Воспитанник должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей. Речь идет о личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты нормы и законы общества.

С учетом такого подхода вырисовывается ряд общих положений, которые могут быть основой организации воспитательной работы в условиях коррекционной школы- интерната. Среди них наиболее актуальными являются понятие о "социализации" как процессе вхождения ребенка в социальную среду, усвоения им социального опыта, освоение и приобретение системы социальных связей. Ориентируясь на положение Л.С. Выготского о том, что "ребенок усваивает только тот опыт, который был им воспринят", в процессе социализации можно выделить два аспекта:

а) усвоение ребенком социального опыта, форм, способов, моделей поведения;

б) воспроизведение системы социальных связей, форм, моделей поведения в активной деятельности ребенка в социальной среде.

Наши наблюдения показали, что воспитанники школы- интерната в особенности дети- сироты с отклонениями в развитии, вследствие как умственной отсталости, так и социальной изолированности отличаются рядом особенностей: отмечается своеобразие, неадекватность их поведения, отсутствие умения устанавливать отношения со взрослыми и сверстниками, скудность представлений об окружающем мире, неразвитость адаптивных способностей.

Однако наш воспитанник , выйдя из стен интерната, должен стать полноправным членом общества, и мы обязаны подготовить своих воспитанников к этому.

Большую роль в освоении социального опыта нашими детьми играет внеурочная деятельность. Педагоги, а именно воспитатели, классные руководители и педагоги дополнительного образования несут особую ответственность за формирование и закрепление у своих воспитанников жизненно необходимых знаний и умений.

Педагогический коллектив состоит из 47 педагогов и имеет следующее качества. Имеют высшее педагогическое образование -

Категория специалистов Высшее педагогическое Высшее дефектологическое Среднее специальное Высшее непедагогическое
Воспитатели 7 4 2  
Соцпедагог

Психолог

1  

1

   
учителя 23 10 1  
Педагоги с высшей квалификационной категорией Педагоги с I квалификационной категорией Педагоги со II квалификационной категорией
7,6% 17,3% 28,8%

Всего воспитанников- 76, из них:

  • Юкаменский район-5
  • Глазовский район-10
  • Г. Глазов- 3
  • Ярский район-53
  • На домашнем обучении-5
  • Дети -сироты- 17
  • Круглые сироты-2
  • ЛРП-9
  • Дети инвалиды-15
  • Родители инвалиды-6

Неполные семьи-25

  • Одинокая мать-21
  • Одинокий отец-4

Многодетные семьи- 31

  • Малообеспеченные семьи-79
  • Неблагополучные семьи-19
  • Неработающие родители-34
  • Дети, состоящие на внутришкольном учете-10
  • Дети, состоящие на учете в ПДН-1
  • Семьи, состоящие на внутришкольном учете-5

Наши воспитанники развиваются в условиях деформированного процесса социализации:

семья замещена учреждением;

"социальное сиротство";

": тяга к бродяжничеству и побегам как нереализованная потребность в жизненном пространстве;

Иждивенческая позиция ("нам должны", "дайте"), отсутствие бережливости и ответственности;

Отрицательный опыт, негативными ценностями и образом поведения;

Наши наблюдения показали, что воспитанники школы-интерната отличаются рядом особенностей: отмечается своеобразие, неадекватность их поведения, отсутствие умения устанавливать отношения со взрослыми и сверстниками, скудность представлений об окружающем мире, неразвитость адаптивных способностей.

Для решения данной проблемы возникла необходимость создания воспитательной системы школы.

Целью воспитательной системы является:

Создание условий для человека-гражданина, усвоившего культуру общества и умеющего ориентироваться в современных социальных условиях.

Основными задачами по достижению данной цели являются:

Создание в школе коррекционно-развивающей среды обеспечивающей развитие компенсаторных механизмов личности ребенка с дефектом;

Организация воспитательного процесса в плане развития механизмов продуктивного общения и освоения и усвоения воспитанниками коммуникативных форм поведения;

Развитие профессиональной деятельности в плане формирования их продуктивной работоспособностей на основе учета их мотивационных потребностей и целевых установок.

Что полностью соответствует Уставу школы.

Средства реализации цели воспитательной системы могут выглядеть следующим образом. (Приложение 1)

Учителя и воспитатели нашей школы дают ребенку не только определенную сумму общеобразовательных знаний и умений, систему социально- бытовых, экономических, трудовых, коммуникативных навыков, развивают творческие способности детей. В школе работает система дополнительного образования, где учащиеся получают развитие творческих способностей через работу творческих объединений.

Так же в помощь всем участникам УВП существует социально-психологическая служба. В нее входят психолог Конгирова Л.Н. и социальный педагог Шутова И.А.

Социальный педагог в школе:

Обеспечивает социально-педагогическую поддержку участников всего УВП;

Содействует выбору оптимального варианта обучения выпускников;

Ведет работу с родителями;

Проводит работу по профилактике правонарушений с детьми "группы риска",

Психолог в школе:

Проводит индивидуальное консультирование учащихся, родителей, учителей и воспитателей;

Ведется групповые коррекционно-развивающие занятия с учащимися:

  • 2 класс, 5класс "Коррекция и профилактика дезадаптивного поведения";
  • 3, 4 классы "Развитие эмоционально-волевой сферы";
  • 6, 7, 8, 9, " Уроки общения", "Профориентация" учащихся "группы риска".
  • диагностика классного коллектива, индивидуальных особенностей учащихся, профориентация.

Воспитанники включены во все виды деятельности предлагаемые им, исходя из их возрастных и индивидуальных особенностей.

Реализация видов деятельности и целей воспитательной системы в нашей школе отражены в данной схеме.

Педагог организатор в школе:

Организует работу детского объединения "Надежда".

Является координатором детского соуправления.

Организует и провидит общешкольные линейки, сборы, мероприятия.

Поддерживает сотрудничество с общественными организациями района и республики. (Приложение 2)

Каждая воспитательная группа имеют свою воспитательную систему, в которой отражается общешкольная воспитательная система "Социализация".

Программа "Социализация" включает в себя 4 подпрограммы: "Я - гражданин", "Здоровье", "Труд", "Общение". (Приложение 3)

Программа "Я-гражданин" направлена на привитие моральных и правовых норм общества, "Здоровье" - на укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию, "Труд" - на привитие трудовых навыков, "Общение" - на повышение уровня общего развития и культуры школьников.

Кроме программ в систему входят кружковая работа, и клуб выходного дня. В школе работают следующие кружки;

  • спортивные;
  • художественного творчества;
  • музыкального творчества.

Для каждого кружка составлена рабочая программа. Целью кружковой, работы является развитие творческих способностей.

На занятиях в, кружках школьникам прививаются не только навыки, но и расширяется кругозор, формируется их мировоззрение и адаптивные механизмы поведения, повышается уровень воспитанности.

Заинтересованность руководителей, умение увлечь, заинтересовать ребят любимым делом, позволили завоевать кружкам художественного творчества популярность среди учащихся.школы в процентном соотношении это выглядит так ( спортивные кружки - 20%, музыкально - творческие кружки - 10%, художественно - творческие кружки - 70%).

В кружках ребята своими руками готовят поделки для оформления школы, подарки для своих близких на достаточно высоком уровне.

Кроме этих кружков в школе три года подряд существуют кружки; "Веселый каблучок", руководитель Салтыкова О.Л., "Фольклорный", руководитель Перминова И.А.., "Связь времен в народном искусстве", руководитель Владыкина О.Л. Учащиеся данных кружков неоднократно принимали участие, как в школьных, так и районных и республиканских мероприятиях, где занимали призовые места.

Клуб выходного дня направлен на развитие познавательного интереса.

Реализация этих программ, кружковая работа и клуб выходного дня проходит по определенным дням недели.

Формами работы программ, кружковой работы и работы КВД являются:

  • беседы;
  • практические занятия;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • конкурсы, викторины, КВНы;
  • экскурсии.

Результатами реализации программ, кружковой работы и клуба выходного дня - это открытые мероприятия, проводимые на методическом объединении воспитателей и участие в выставках.

На протяжении нескольких лет ХрулеваГ.И., Дюкина Т.В. всю воспитательную работу для коррекции интеллектуальных возможностей детей стараются планировать с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Большое внимание уделяют развитию трудовых умений и навыков, творческим способностям ребенка, ведущую роль отводят профориентационной работе.

Данилова Г.А. Васильева. Т.В. больше внимания уделяют на формирование практических умений и навыков, необходимых каждому учащемуся в повседневной жизни (развитию коммуникативных качеств личности, умению строить социальные взаимоотношения). Материалы занятий связаны с изучением этики общения, вопросам самопознания, самовоспитания.

Ушакова Е.Г. много времени отводит занятиям по гражданско-патриотическому воспитанию. Работает над формированием знаний и представлений об истории и культуре нашего края.

Учитывая низкий уровень физического развития у данного контингента детей, через программу "Здоровье" велась работа по воспитанию у воспитанников потребности в физических упражнениях, по формированию ответственности за свое здоровье, по отработке санитарно-гигиенических навыков. Это можно проследить у

воспитателей: Акатьевой Н.В., Салтьковой О.Д., Матвеевой Л.А. на зарядке, во время утреннего туалета, на спортивных часах и в кружковой деятельности.

По итогам классно-обобщающего контроля выявилось, что не во всех классах выработаны единые требования, работа воспитателей строится не в системе с классным руководителем, над чем мы успешно работаем.

Таким образом, создается и развивается единый образователъно-воспитательный процесс, где естественным продолжением учебного процесса является внеклассная и внешкольная работа.

Успешная реализация воспитательной системы требует прежде всего, гуманизации образовательного процесса. Это произойдет если педагоги научаться воспринимать ребенка, как меру целесообразности педагогической деятельности, как ориентир в построении педагогических систем; если каждый педагог осознает необходимость постоянного обращения к современному, комплексному знанию о человеке, составляющему основу понимания ребенка как существа многомерного, многопланового, универсального. Воспитательная система будет воплощаться в жизнь, если совместными усилиями всех участников образовательного процесса будет преодолено отчуждение педагога от процесса воспитания, от его целей и результатов; если педагог сможет стать автором собственной концепции воспитания и реализовать себя как целостный субъект профессиональной деятельности в условиях свободного выбора и творчества.

Формирование готовности педагогов к работе в системе гуманистических отношений, постепенный отказ от стереотипов профессиональной деятельности, связанных, с технократическим стилем взаимодействия, сопутствуют усвоению современных направлений, форм, технологий воспитания, обращению к опыту прошлых лет, сохранившие интересные, продуктивные варианты организации воспитательной работы.

Реализация воспитательной системы предполагает, что педагог сам в значительной мере может стать образцом, носителем современных прогрессивных форм социального поведения в различных сферах жизни, то есть содержание программы обращено в равной мере и к нему. Опираясь на него, любой взрослый может осознать и совершенствовать себя как носитель семейного начала, питомец той иди иной школы, активный член педагогического коллектива, житель поселка Яр, на разных уровнях представляющий культуру; как гражданин, имеющий права и обязанности, в том числе связанные со своей деятельностью в сфере образования; выразитель тех или иных традиций воспитания, как полноправный член мирового педагогического сообщества.