Подростковый возраст - важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток - уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и к другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия - это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества - значимый вклад школьного образования в развитие культуры взаимоотношений.
Толерантная личность - это человек хорошо знающий себя и признающий других. Проявление сочувствия, сострадания - важнейшая ценность толерантного общества и черта толерантного человека. В психологии искреннее сопереживание эмоциональному состоянию другого, способность разделить его ощущения и настроения, обозначается термином "эмпатия". Развитие эмпатических свойств личности напрямую связано с умением поставить себя на место другого. Этой проблеме в предлагаемой разработке уделено особое внимание.
Цель игры: создание условия для личного проживания подростками новой ситуации жизнедеятельности и ее осмысления.
Задачи:
- помочь учащимся понять состояние старых немощных людей, которые находятся рядом снами;
- формирование умения уважать достоинства других;
- развивать способность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию.
Игра рассчитана на учащихся 8-9 классов. Количество участников 18-20 человек. Обязательно участие ассистента, им может быть учитель, воспитатель, имеющий навыки видеосъемки, другие взрослые, которые встречаются по сценарию.
Продолжительность игры 1час 30 минут: подготовительный этап 15 минут, погружение в игровую ситуацию - 5 минут, игра - 50 минут, рефлексия - 20 минут.
Материалы и оборудование: телевизор, видеокамера, документальный фильм о старых людях. По количеству участников - плавательные очки - на глаза (катаракта), резиновые перчатки - большие (деформирующий артроз), можно предложить трости, мешочки, наполненные песком, на липучках: на руки - 0,5-0,8 кг (полиартрит), на ноги - 1-1,2 кг (артроз) - все это поможет участникам превратиться в стариков.
Сценарий игры.
Подготовительный этап
Цель: заинтересовать участников проблемой, помочь занять им активную позицию.
Участники просматривают документальный фильм о старых людях, в нем показана их немощность, капризность, которые зачастую нас раздражают (можно включить сюжет о домах престарелых).
Обсуждение:
- Легко ли быть старым?
- Мешают ли нам старые люди? Почему?
- Можем ли мы жить с ними вместе? Как?
- Что мы можем для этого сделать?
Погружение в игровую ситуацию
Цель: помочь участникам войти в образ старого человека.
Участники с помощью приготовленных атрибутов превращаются в "стариков", они надевают очки, мешочки с песком, перчатки, некоторые могут взять трости.
Примечание: На этом этапе некоторые участники могут отказаться играть роль стариков, но из игры не выходят, они становятся их помощниками.
Игра
Цель: дать учащимся возможность личного проживания ситуации.
Посещение школьной библиотеки.
- Участники, теперь уже "старички", пытаются подняться на второй этаж в библиотеку, выбрать и рассмотреть (прочитать) книгу, журнал, газету.
Посещение столовой.
- Учащиеся пытаются в столовой накрыть себе на стол и пообедать.
Посещение супермаркета, магазина или павильона.
- Мы пытаемся рассмотреть товар, что-то приобрести, рассчитаться, взять сдачу.
Примечание: на протяжении всей игры участники свою экипировку не снимают. Все взрослые участники, посещаемых мест заранее предупреждены и пытаются адекватно реагировать на наряженных подростков. Ассистент с камерой на данном этапе ведет съемку, стараясь запечатлеть всех участников.
Рефлексия
- Сняв с себя все атрибуты, сняв роли, участники возвращаются на свои места, в круг.
- Ведущий предлагает участникам обсудить свое физическое и эмоциональное состояние, дав возможность высказаться каждому, в том числе и помощникам.
- Вопросы, которые можно предложить для обсуждения:
- Что вы чувствовали, находясь в образе старого человека?
- Легко ли вам было выполнять предложенные задания?
- Как относились к вам посторонние люди?
- Хотели бы вы пережить подобные чувства, такое отношение к себе?
- Что ты можешь сделать, чтобы человек этого не почувствовал?
Просмотр снятого видеосюжета.
Цель: возможность посмотреть на себя со стороны и отреагировать на происходящее.
Примечание: на одном из следующих занятий можно вернуться к этой теме и обсудить свое отношение к старшему поколению.
Если наша игра не оставит равнодушным хотя бы одного участника, если на последующих занятиях у учащихся будет меньше насмешек, выражения пренебрежения в сторону старшего поколения, если сократится количество конфликтов в школьной среде, то можно говорить об эффективности данного занятия (в нашей школе данная игра прошла эффективно).