Общие принципы построения урока изучения нового материала
- Необходимость активной познавательной деятельности учеников. Хорошо известно, что материал, изученный в процессе самостоятельной деятельности, усваивается гораздо крепче, чем изученный пассивно (прочитанный либо прослушанный). Наиболее эффективными оказываются такие уроки изучения нового материала, в которых роль учителя сводится к организации активного познавательного процесса, когда ученики сами " открывают" физические законы и следствия из них.
- Психологические особенности групповой работы школьников. Работа в малых группах (4-5 человек) позволяет решать целый ряд педагогических задач. Во - первых, ученик, а впоследствии выпускник, должен уметь продуктивно работать во временном коллективе или малой группе. Во- вторых, ведущей деятельностью подростка является деятельность интимно - личностного общения, а общение реализуется через группу от 2 до 7 человек. Ведущим мотивом подростков является самоутверждение в среде школьников. В- третьих, Возможность непосредственного обмена результатами труда между учащимися создаёт благоприятные условия для их активного личностного включения в учебный процесс. Здесь можно рассчитывать на развитие познавательного интереса за счет включения дополнительных стимулов, на рождение нового отношения к предмету, на формирование нового типа и уровня общения, на появление у учащихся социально высоких качеств,
- Связь теории и эксперимента при изучении нового материала. При построении уроков изучения нового материала следует опираться на логическую цепочку гипотетико-дедуктивного метода науки.
В предлагаемой модели урока прослеживаются все этапы этой цепочки. Следует особо подчеркнуть роль общения, сводящего воедино результаты деятельности всех групп.
Цель урока: Установить зависимость между двумя параметрами состояния идеального газа при неизменном третьем.
Задачи:
Образовательные:
- Сформировать понятия изотермического, изохорного, изобарного процессов.
- Получить математическое выражение газовых законов.
- Дать графическое представление соответствующего процесса.
Развивающие:
- Развитие мышления учащихся за счет использования мыслительных операций (наблюдения, анализа, синтеза, обобщения, выдвижения гипотезы)
- развитие умения выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности,
- Развивать способность к самостоятельному поиску информации,
- Формирование личного интереса к приобретению новых знаний через доступ к нетрадиционным источникам информации,
- Развитие оценочных умений.
- Продолжить формирование умений использования информационных технологий в учебном процессе.
Воспитательные:
- развитие способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе;
- формирование активной жизненной позиции, взаимопомощи, ответственность каждого за конечные результаты
- воспитание самостоятельности в достижение целей
Материалы и оборудование к уроку:
- Персональный компьютер
- Мультимедийный проектор
- Экран
- Интерактивные модели изопроцессов " Открытая физика"
- Учебники физики под редакцией Громова, Касьянова, Г.Я. Мякишева
использовать:
- курс "Открытая физика 1.1". Интерактивная визуализированная модель;
- приложение Microsoft Excel или Microsoft Office Word (объект" Диаграмма")
- для построения графических зависимостей между параметрами изопроцессов;
- принтер для распечатки результатов работы и с целью проверки их в удобное время;
- учебники для поиска нужной информации
Вопросы учебной темы:
- определение изопроцессов
- математическое выражение газовых законов Бойля -Мариотта, Гей-Люссака, Шарля
- словесная формулировка газовых законов
- графики изопроцессов - изотерма, изобара, изохора.
- объяснение связи между параметрами РТV с точки зрения МКТ.
Основополагающий вопрос: Что происходит в мире газов?
Организационная работа:
- Формирование групп - 3 по 5 человек (в группу входят учащиеся с разным уровнем развития, При этом учащиеся с более высоким уровнем мотивируются за счет персонализации, а с более низким уровнем - за счет достижения успеха через самореализацию).
- Распределение ролей внутри группы (руководитель, теоретики, экспериментаторы, пользователи ПК, график)
- Разработка заданий для каждой группы.
- Подготовка бланков отчетности, инструкций.
- Расположение столов.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
План урока
№ | Этапы урока | Время | Приемы и методы |
1. | Актуализация знаний и мотивация | 5 мин | Беседа, инструктаж выполнения заданий. |
2. |
Изучение нового материала | 25 мин | групповая форма работы. Учащиеся
выполняют исследовательское задание,
доказывающие некоторую предложенную
закономерность Учитель консультирует учащихся. |
3. | Анализ результатов работы, выводы | 10 мин | Учащиеся делают небольшие сообщения (2-3
мин) с демонстрацией на экране результатов
экспериментов, графиков иллюстрирующих
результаты их исследований, и формулируют выводы
о зависимости параметров изопроцессов. Учитель
комментирует результаты работы и сделанные
выводы. Учащиеся делают записи в тетрадях формулы газовых законов. Графики - изотерма, изобара, изохора. |
4. | Подведение итогов урока, домашнее задание | 5мин | Ответы на вопросы. Сообщение учителя. Запись д/з на доске или демонстрация его на экране. Результатом коллективной деятельности является презентация " Изопроцессы" |
Ход урока
Этап 1. Актуализация знаний и мотивация - 5 мин.
Вопросы для повторения:
- Параметры состояния идеального газа
- Уравнение Менделеева - Клапейрона
Этап II . Изучение нового материала - 25 мин.
Учитель дает установку на выполнение заданий
Учащиеся в группе распределяют роли.
- Два человека исследуют зависимость между двумя параметрами состояния идеального газа при неизменном третьем, используя программу "Открытая физика" (Open Physics 1.1) (Приложение 1)
- Трое выводят теоретически зависимость между двумя параметрами состояния идеального газа при неизменном третьем, используя учебники и инструкции. -10мин (Приложение 2)
- Один ученик, используя приложение Microsoft Excel,или Microsoft Office Word (объект "Диаграмма") строит графическую зависимость между параметрами изопроцессов. Два ученика используя приложение Microsoft Office Word, заполняют таблицу результатов эксперимента. Два ученика готовятся к отчету.- После заполнения электронных бланков учащиеся копируют их в сетевую папку и переносят на компьютер учителя (сдают заполненные бумажные бланки). 10 мин.
Этап III Анализ результатов работы, выводы - 10 мин.
Руководители групп делают небольшие сообщения (2-3 мин) с демонстрацией на экране результатов экспериментов, графиков иллюстрирующих результаты их исследований, и формулируют выводы о зависимости параметров изопроцессов. Учащиеся заполняют таблицу (Приложение 3).