В 2008–2009 учебном году внесены изменения в содержании выпускного экзамена по физике 9 класса. Абсолютно новыми для основной школы являются задания по работе с текстами, содержащими материал, выходящий за рамки программы. Здесь контролируется умение понимать смысл использованных в тексте физических терминов; отвечать на прямые вопросы к содержанию текста; понимать и использовать информацию из текста в измененной ситуации; переводить информацию из одной знаковой системы в другую.
Это как нельзя лучше демонстрирует то, чему должен научиться школьник: он должен не усвоить минимум материала, а уметь понимать физические явления, уметь описать их, воспользоваться своими умениями в различных ситуациях, т.е он должен обладать очень хорошими общеучебными навыками. Среди этих навыков можно условно выделить следующие: неумение логически мыслить, аргументировано выдвигать гипотезу, недостаток наблюдательности и навыков проведения экспериментов, неумение работать с текстом, переводить текст в знаковую систему и обратную операцию. Когда эти навыки не развиты на должном уровне, то учащийся не справляется с усвоением нарастающего объема знаний и умений. С самого начала обучения физике необходимо выявить пробелы в общеучебных навыках и целенаправленно устранять их. Устраняя указанные недостатки, мы учим ученика учиться, самому приобретать знания - так постепенно ученик приобретает навыки творчества. Творчество предполагает способность учащихся к самостоятельному поиску решения задачи в условиях неопределенности. При этом у ученика есть возможность предложить сове оригинальное решение, выйти за рамки поставленной задачи.
Свою работу в новом классе начинаю с мониторинга уровня обучаемости и обученности учащихся, владение ими общеучебными навыками. Это помогает правильно организовать работу учащихся на уроках, помочь им правильно выбрать уровень обучения. В дальнейшем веду целенаправленную работу по устранению недостатков. Учет продвижения ученика фиксируется в специальной индивидуальной таблице достижений.
Таблица достижений учащегося.
Оценивание в 5 баллов.
- 0 баллов – не справляется с заданием
- 1 балл – справляется частично.
- 2 балла – справляется с помощью учителя, ученика.
- 3 балла – справляется, если работает по шаблону.
- 4 балла – справляется самостоятельно.
- 5 баллов – справляется сам и помогает товарищам.
Огромную помощь в развитии навыков учебы оказывают ежегодные всероссийские состязания «Зимние интеллектуальные игры», конкурсы «Кенгуру», где проверяются сообразительность, склонность к анализу, сопоставлению и т.п. Ученики с удовольствием принимают участие в этих конкурсах, потому что для них характерны увлекательные нестандартные задачи.
Приведу примеры заданий, при помощи которых можно организовать работу над выявлением пробелов в общеучебных навыках.
1. Логическое мышление
Как ты думаешь?
- У человека уши и нос замерзают быстрее, чем остальные части тела. Почему?
- Когда человеку холодно, его тело покрывается мурашками, он начинает дрожать. Почему?
- Почему возникают неприятные ощущения при длительной езде на автобусе, плавании на корабле?
- Каковы причины возникновения молнии?
Объясните, для чего используется прибор, исходя из его названия.
- Генератор высокой частоты
- Гидротаран
- Электрометр
2. Умение выдвигать гипотезу.
Прочитайте описание капитана Врунгеля о происшедшем землетрясении:
1. «Плывем мы с Ломом на «Беде» вдоль берегов Камчатки. Погода ясная, на море штиль, и вдруг, откуда ни возьмись огромная волна! Подхватила она нашу «Беду» и понесла в открытое море. Но я не растерялся и бросил гарпун в стоящее на берегу дерево. К счастью, бросок оказался точным, мы пришвартовались, и даже лежащий на палубе корабельный кот Барсик продолжал спокойно наблюдать за бродящими по мокрому песку чайками».
- Вы – туристы на побережье в палаточном городке. Опишите одним – двумя предложениями, что вы увидели и почувствовали.
- Вы ехали на машине из города. Опишите одним – двумя предложениями, что вы увидели и почувствовали.
- Вы живете на 4 этаже кирпичной многоэтажки. Опишите одним – двумя предложениями, что вы увидели и почувствовали.
- Вы – рыбаки, находящиеся в море недалеко от берега. Опишите одним – двумя предложениями, что вы увидели и почувствовали.
2. Какая нить – верхняя или нижняя – оборвется, если резко дернуть кольцо вниз?
3. Наблюдательность
- В какое время года чаще всего бывает радуга?
- Когда образуется тень от предмета?
- При каких условиях тень от предмета чёткая?
- Существуют ли в поезде точки, которые движутся назад, при движении вперед?
4. Экспериментальные умения
- Как сравнить высоту двух столбов, находящихся на большом расстоянии друг от друга, не имея измерительных инструментов?
- Как определить вес воздуха в каком-нибудь сосуде?
- Определите, при каком условии линейка, установленная на пальце, находится в равновесии.
- Ребята решили измерить шагами ширину футбольного поля. Результаты их замеров таковы: Илья -55 шагов, Саша – 67 шагов, Егор – 62 шага, Юра – 59 шагов, Витя – 57 шагов. У кого самый длинный шаг? Какова примерно длина поля, если средняя длина шага ребят равна 80см?
5. Работа с текстом
Когда мы грызем твердый сухарь, то слышим оглушительный шум, между тем как наши соседи едят те же сухари без заметного шума. Как ухитряются они избежать этого грохота?
Дело в том, что шум и грохот существуют лишь в наших ушах и мало беспокоят уши наших соседей. Кости черепа, как и вообще твердые, упругие тела, очень хорошо проводят звуки, а звук в плотной среде усиливается иногда до чрезвычайных размеров. Доходя до уха через воздух, треск сухаря воспринимается как легкий шум; но тот же треск превращается в грохот, если доходит до слухового нерва через твердые кости черепа. Вот еще один опыт из этой же области: зажмите между зубами колечко карманных часов и плотно закройте уши пальцами: вы услышите тяжелые удары – так усиливается тиканье часов.
Бетховен, оглохнув, слушал, говорят, игру на рояле, приставив к нему одним концом свою трость, другой конец которой держал у зубов. Точно так же глухие, у которых уцелело внутреннее ухо, могут танцевать под музыку: звуки достигают до их слуховых нервов через пол и кости. Курьезы слуха (Я. Перельман)
Выделите основную мысль текста:
- Звук в плотной среде усиливается
- Бетховен, оглохнув, слушал игру на рояле, приставив к нему одним концом свою трость, другой конец которой держал у зубов.
- Шум и грохот существуют лишь в наших ушах и мало беспокоят уши наших соседей.
Выберите правильные утверждения:
- Все глухие могут танцевать под музыку: звуки достигают до их слуховых нервов через пол и кости.
- Звук лучше проводят твердые тела, чем воздух.
- Когда мы грызем твердый сухарь, то создаем оглушительный шум, который слышат наши соседи.
6. Перевод текста в знаковую систему и наоборот.
Изобразите схематически ситуацию с муравьями, нашедшими ножку кузнечика, описанную Марком Твеном:
Они берут ногу за оба конца и тянут изо всех сил в противоположные стороны. Оба видят, что что-то неладно, но что – не могут понять. Начинаются взаимные пререкания; спор переходит в драку… Происходит примирение, и снова начинается совместная и бессмысленная работа, причем раненый в драке товарищ является только помехой. Старясь изо всей мочи, здоровый товарищ тащит ношу, а с ней и раненого друга, который вместо того, чтобы уступить добычу, висит на ней. (Я. Перельман)
Списать текст, заменив рисунком подчеркнутые слова.
Все мы замечаем, что небесные тела в течение суток движутся по небосводу. Солнце утром встает на восточной стороне небосвода и вечером закатывается за горизонт на западной. Точно так же в течение ночи можно наблюдать движение Луны и звезд, отмечая при этом, что взаимное расположение звезд не меняется. Усыпанный звездами небосвод вращается как единое целое.
Записать получившуюся единицу измерения:
10-3 грамм= …
103 грамм= …
10-3 литр= …
10-2 метр= …
10 литр=…
Задания, сочетающие несколько типов умений:
Жестяную полоску уравновесили на острие карандаша. Нарушится ли равновесие, если согнуть один из концов полоски? Ответ проверить опытом.
Работа над совершенствованием общеучебных навыков при изучении темы «движение» - 7 класс
Какое слово лишнее?
Тело – время – перемещение – скорость. (Тело)
Точка – координата – числовая ось – движение. (Движение)
Велосипед – машина – ракета – скорость. (Скорость)
Допиши недостающее слово.
Скорость, время, … (расстояние).
Метр в секунду, секунда, … (метр)
Оживить змейку, сделав преобразования.
Раскрасить снеговика и дописать ответы.
Экспериментальное задание.
С помощью сантиметровой ленты измерьте длину своего шага. По пути в школу подсчитайте число шагов и определите перемещение. На листе клетчатой бумаги изобразите траекторию своего движения и перемещения.
Самостоятельная работа с учебником.
Прочти параграф и составь его план.