Предлагаемая тема звучит необычно: «Россия и Александр Блок».Да, да, именно так. Почему? Мы узнаем позже, ибо весь наш урок будет ответом на этот вопрос.
Эпиграфом к нашему размышлению послужат слова самого поэта:
Хочу, чтобы Россия услышала меня.
А. Блок.
Именно в такой последовательности: 1) Россия 2) услышала 3) меня.
И второй эпиграф:
Пока распутица ночная от Родины не увела.
А. Блок.
Обратите внимание, что слова Родина и Россия
стоят перед личным местоимением. Во втором
случае мы можем так же точно дописать
местоимение «меня» в конец предложения:
Пока распутица ночная от Родины (меня) не увела.
Случайно ли это? Обратимся к истории. Лучшие представители русского дворянства всегда считали делом чести защиту родины, преумножение славы России. Тому есть немало достойных примеров. Александр Блок тоже был дворянином, и его отношение к России как к единственно любимой родине исторически обусловлено.
Но поэт прошел сложный путь творческого развития, его «отношения с Родиной» тоже претерпевали изменения.
Образ Родины робко проступает уже в стихотворении «Ветер принес издалека…», написанного в 1901 году и относящегося к ранней лирике поэта. Стихотворение – дитя своего времени. Оно является данью Символизму, приверженцем которого был Александр Блок. Произведение словно написано хаотичными мазками звуков, полутонов, намеков, неясных образов. Но «звездные сны», «зимние бури», «плачущие струны», весенний ветер и звучные песни – все это неосознанный образ Родины. Хотя буквально через два года Блок внесет в эфемерность образа ноту реализма и горькой иронии. (Речь идет о стихотворении «Фабрика» (1903 г.)).
Тональность ранних произведений поэта сродни образу Прекрасной Дамы – таинственной, недостижимой, непостижимой, но вполне реальной.
А вот в стихотворении «Осенняя воля» (1905г.) Александр Блок, поэт, соотносит с этой реальностью и себя.
Мы видим тот же образ ветра, но уже «гнущего упругие кусты», «разгулявшуюся осень», красный цвет рябин.
Вот оно, мое веселье, пляшет
И звенит, звенит, в кустах пропав!
И вдали, вдали призывно машет
Твой узорный, твой цветной рукав.
Впервые мы встречаем поэтический образ, которому поэт верен до конца своих дней – «узорный, цветной…». Позже этот прием поэт будет использовать постоянно как символ присутствия Родины и в то же время мимолетности всего, что происходит с человеком.
Буду слушать голос Руси пьяный,
Отдыхать под крышей кабака.
…………………………………
Приюти ты в далях необъятных!
Как и жить и плакать без тебя.
У читателя не возникает сомнение, что Родина у поэта – женщина по имени Русь.
Стихотворение 1906 г. так и называется «Русь». На образ Руси переносится весь талант Блока-символиста. Как она похожа на Незнакомку из одноименного стихотворения! (Здесь можно предложить учащимся найти общее между двумя стихотворениями).
Святая грешница Русь привлекает и манит поэта. В стихотворении «О, весна без конца и без краю…» (1907 г.) он вступает с Родиной в «человеческие» отношения. Лирический герой хмелен от весны, от высокой мечты, от неосознанных желаний. Он «принимает бессонные споры,| Утро в завесах темных окна», «принимает пустынные веси! И колодцы земных городов! | Осветленный простор поднебесий | И томления рабьих трудов!» Не кажется ли вам, что подобное отношение очень напоминает состояние первой влюбленности?
Чем отвечает поэту Русь?
«Холодными и сжатыми губами», «враждующей встречей», вызывая ненависть, проклятия и любовь, обещая мученья и гибель. Но все равно: принимаю тебя!
Объяснение состоялось. С тех пор поэт называет Русь Невестой, ибо именно невесте многое прощается, именно у невесты не хочешь замечать изъянов и недостатков или миришься с ними, и, наконец, именно невеста кружит голову от любви.
И вот в 1908 г. Александр Блок создает цикл стихотворений «На поле Куликовом», в которых обозначает свои отношения с Родиной теперь уже как очень близкие:
…наш путь – в тоске безбрежной,
В твоей тоске, о, Русь!
Обратите внимание – путь совместный – поэта и Руси! В этом же стихотворении читаем:
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
И опять Она божественна и светла, вполне реальна и любима поэтом.
18 октября 1908 г. Блок создает самое блестящее, пожалуй, стихотворение этой темы – «Россия». У Жены поэта теперь другое имя – Россия. Оно вызывает больше ассоциаций: «…песни ветровые», «разбойная краса», «прекрасные черты». Что ж, вполне человеческий облик, разгульное, разбитное поведение, и одежда нам знакома: «…плат узорный до бровей…».
«И невозможное возможно…», – пишет поэт. Но всё равно, несмотря на нищету, страдания лирического героя, он влюблен, а любимой многое прощается.
Когда-нибудь всё приходит к своему логическому завершению. И вот стихотворение «Осенний день» (1909 г.) передает совсем другую тональность. Эта поэзия уставшего от тоски и долгих страданий человека. Они ещё вместе – поэт и его Россия – но уже возникают, как у подозревающего мужа, ненужные вопросы:
Что плач осенний значит?
……………………………
О, нищая моя страна,
Что ты для сердца значишь?
О, бедная моя жена,
О чем ты горько плачешь?
В 1913 г. совсем испортились. Стихотворение «Новая Америка» – это о России. Нет больше тайны, ушла мечта, померк божественный свет –
Там чернеют фабричные трубы,
Там заводские стонут гудки.
Свежий степной ветер, вольный гуляка, натыкается вдруг на
Многоярусный корпус завода,
Города из рабочих лачуг.
Следует вспомнить, что Россия в эту эпоху стоит на пороге апокалипсиса. Буквально через полгода разразится Первая мировая война, которая окончательно погубит всё, что дорого поэту. Этот процесс уже начался. Стихи о России 1914-1918 гг. полны любви и отчаяния, доходящего до высшей степени звучания. Стихотворение «Скифы» 30 января 1918 года – яркий тому пример.
В последний раз на светлый братский пир
Сзывает варварская лира!
Не услышали. Но поэт не теряет надежды. В 1918 году
он пишет знаменитую поэму «Двенадцать» –
поэму-пророчество, поэму-предсказание, как
катрены Нострадамуса.
«Невеста» и «Жена» стала «Катькой», распутной и
несчастной. (Вот она «распутица ночная» – читай
«распутНица»). Печальна её судьба. Погибла
Катька, застреленная бывшим возлюбленным, а
теперь одним из двенадцати патрульных
красноармейцев. Сцена очень символична, и выводы
напрашиваются сами собой. Нет больше Невесты, нет
Жены. Поэту остается горечь одиночества и
молитва. Рефреном звучит смирение в конце поэмы:
… за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
……………………..
В белом венчике из роз –
Впереди – Иисус Христос.
После этого произведения поэт надолго замолчал. В эпоху революционных бурь А. Блок наблюдает с горечью свершения своих пророчеств. Эта пауза напоминает минуту молчания в память об ушедшем человеке. Невесте? Жене? России Александра Блока. Что же остается? Остается лишь молиться.
Но вот в 1921 году появляется одно из стихотворений поэта «Пушкинскому дому».
Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!
…………………………..
Вот зачем, в часы заката
Уходя в ночную тьму,
С белой площади Сената
Тихо кланяюсь ему.
Нет! Оказывается, не все погибло! Остались «вечные ценности» – Бог и Пушкин. Именно поэтому, возвращаясь к началу нашего размышления, скажем словами поэта:
Хочу, чтобы Россия услышала меня…
(ибо я предрекаю…).
Используемая литература: Блок А.А. Россия: Стихи. Поэмы. – Красноярск: Книжное издательство, 1980 г.
Примечание. В используемом сборнике текст печатается по изданию: А.Блок. Собрание сочинений в 8-ми томах, тт. 1-3. М.– Л., 1960.