Задачи урока:
Создать условия для усвоения
учащимися основных понятий темы: корень слова,
однокоренные слова; для закрепления умений
учащихся определять однокоренные слова по их
признакам.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, рисунки человечков, карточки.
Ход урока
1. Организационный момент.
Цель: Создать условия для подготовки учащихся к работе, для установления доброжелательной атмосферы на уроке.
- Садитесь, дети. Сейчас у нас урок русского языка.
- Посмотрите на наших гостей и улыбнитесь им. Посмотрите друг на друга и тоже улыбнитесь. Посмотрите на меня и улыбнитесь мне.
2. Этап проверки знаний и умений учащихся.
Цель: Создать условия для уточнения и повторения ранее усвоенных знаний. (А именно для нахождения ранее изученных орфограмм).
Грибная пора наступила в лесу.
Грибы я в корзинке из леса несу.
Вот боровик, вот другие грибочки,
Мы жарим, и варим, и солим их в бочке.
- Прочитайте стихотворение на доске. (Один ученик читает вслух).
- Найдите родственные слова и выпишите их. (Слайд№1)
- Докажите, что эти слова являются родственными.
- Сегодня мы продолжаем знакомство с родственными словами.
3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению материала.
Цель: Создать условия для того, чтобы организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся.
- Прочитайте тему нашего урока. (Слайд №2)
"Признаки однокоренных (родственных) слов".
- Что мы знаем из этой темы? (Слайд №2).
ЗНАЕМ НЕ ЗНАЕМ
- Что такое родственные слова.
- Что такое признаки?
- Что такое однокоренные слова?
- Сколько признаков?
- Какие бывают признаки однокоренных слов?
- Зачем нужно знать признаки однокоренных слов?
Итак, мы продолжаем сегодня на уроке изучать родственные слова, и узнаем о них новое, ответив на ваши вопросы.
4. Этап усвоения новых знаний.
Цель: Создать условия для восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний учащимися.
1) Выход на проблему.
Работа в парах.
Каждая пара получает карточку с заданием:
В_ да -
Тр_ ва -
Хв_ стун -
- Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы.
Проверка. Выслушиваются ответы каждой пары. Появляется запись Слайд №3)
Вода - водный
Трава - травушка
- Можно ли первую пару слов назвать родственными? Докажите.
- Спишите эту пару слов и выделите общую часть.
- Можно ли вторую пару слов тоже назвать родственными? Докажите.
- Спишите вторую пару слов и выделите общую часть.
- Давайте поработаем с третьим словом. Скажите, кто такой хвастун? (Это тот, кто хвастается).
- Так какие два слова будут иметь общее значение? (Хвастун и хвастать). Какое слово оставляем для проверки. (Хвастать).
- Значит вставим букву "а".
- Выделите в этих словах общую часть.
- Как назовём эти два слова? (Эти слова родственные).
2) Работа по таблице. (Слайд №4)
- Дети, какое у нас сейчас время года?
- Как вы догадались? (Тает снег, бегут ручьи, стало теплее и др.)
- Как всё это можно назвать одним словом? (Признаки).
- По признакам мы узнаём нужные нам предметы "в лицо".
Родственные слова мы тоже узнаём по признакам. (На слайде открывается слово "признаки").
- По каким?
- А зачем нужно знать признаки родственных слов?
(Чтобы правильно подбирать проверочное слово).
Физ. минутка.
3) Работа с правилом.
- А сейчас я проверю, кто из вас самый внимательный. Прочитайте правило на странице 155 и скажите, как иначе можно назвать родственные слова?
(Дети читают правило и выясняют, что родственные слова называются однокоренными).
Слайд №5 (Слово "однокоренные" рядом со словом "родственные").
- И признаки сохраняются тоже.
- Кто был внимательным, тот скажет мне, как называется общая часть родственных слов? (Корнем).
(В таблице появляется слово "корень").
- Давайте посмотрим, как пишется корень в однокоренных словах. (Одинаково).
- Итак, по каким признакам мы узнаем однокоренные слова?
- Как иначе можно назвать родственные слова?
5. Этап проверки понимания нового материала.
Цель: Создать условия для применения новых знаний на практике.
Работа по учебнику. Упр. 299 стр.159.
- Прочитайте задание. (Устно разобрать).
- Спишите однокоренные слова, выделите общую часть.
Итог: Если один из признаков не выполняется, то такие слова родственными назвать нельзя.
6. Этап закрепления нового материала.
Цель: Создать условия для закрепления учащимися знаний и умений, необходимых для самостоятельной работы.
Диктовка: Мальчики рыбачили на озере. Они наловили много рыбы. Настоящие рыбаки!
- Найдите однокоренные слова, выделите в них корень.
- Докажите, что это однокоренные слова.
7. Выдача домашнего задания.
Цель: сообщить учащимся домашнее задание, разъяснить, если что не понятно.
- Кто выполнит задание сам?
8. Этап подведения итогов.
Цель: Создать условия для конкретизации знаний учащихся.
- Давайте обратимся к нашим вопросам. (Слайд №2) Скажите, что нового вы узнали? Чему вы себя учили? ( Находить однокоренные слова по признакам).
9. Рефлексия.
- Если вы себя сегодня на уроке чувствовали уютно, вам было интересно и вы во всём разобрались, то покажите мне весёлого человечка.
- Если у вас что-то не получалось, вам было трудно разобраться с новым материалом, то покажите мне задумчивого человечка.
(Слайд № 6)