Цели урока:
- знакомить с приемами распознавания рода имен существительных.
- способствовать развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса.
Ход урока:
I. Организационный момент.
– Что такое имя существительное?
– Что могут обозначать имена существительные?
– Какие существительные называют одушевленными или неодушевленными?
– Как могут изменятся имена существительные?
II. Сообщение темы и цели урока.
– Вы сегодня узнаете, на какие еще группы и по какому признаку делятся имена существительные.
III. Наблюдение.
1. Прочитайте имена существительные. Какие из них называют мужчин, а какие женщин?
Дедушка, мама, сестра, папа, бабушка, сын, брат, внучка, дядя, тетя, прадедушка, прабабушка.
Мужчина | Женщина |
Вывод: В русском языке имена существительные бывают мужского и женского рода.
– В какой столбик ты записал слова мужского рода, а в какой женского?
– Как ты это определил? Какими словами подсказками можно воспользоваться?
Мужской род | Женский род |
он, мой | она, моя |
2. Прочитайте слова. Выпиши в 1-й столбик существительные мужского рода, а во второй – женского рода.
Лестница, колесо, удочка, повозка, сторож, солнце, хоккей, пение, рассказ, повесть, сочинение .
–Какие слова не относятся ни к мужскому, ни к женскому роду?
– Какие слова-подсказки можно подставить к этим словам?
Проблемный вопрос.
– Можно ли к этим словам подставить слова - помощникиженского рода: она, моя? Муж. рода – он, мой?
– Запишите их в третий столбик. Это имена существительные среднегорода.
Сказка, как у существительных род появился.
Имена существительные бывают:
- мужского рода
- женского рода
- среднего рода
мужской род | женский род | средний род |
он, мой | она, моя | оно, мое |
, - а, -я | - а, - я, | - о, - е, - я |
отец | страна | |
дядя Миша | земля, дочь |
Женский род запомню я
И скажу: «Она – моя».
И запомню род мужской
И опять скажу: «Он – мой».
Средний род – оно, мое!
Это правило твое!
Проблемный вопрос:
– Как ты думаешь, если имя существительное, например, женского рода, может оно стать мужского рода или среднего? Проверь. Что получилось?
– Ученик с этим выводом не согласился, он сказал, что одно и то же существительное может быть то женского, то мужского рода.
Например, ученик (м.р.) – ученица (ж.р.)
– Как вы это объясните? (Это разные слова. Они однокоренные.)
Медведь – медведица
Волк – волчица
Заяц – зайчиха
Голубь – голубка
По родам существительные не изменяются.
Каждое существительное может быть только мужского, женского или среднего рода.
IV. Первичное закрепление.
1. Работа в группе
Прочитай те строки из стихотворения Фета.
Снова птицы летят издалёка
К берегам, расторгающим лёд,
Солнце тёплое ходит высоко
И душистого ландыша ждёт.
Напишите род каждого существительного.
– Какое слово вызвало у вас затруднение в определении рода? (Птицы.)
– Как узнать род существительного, если оно стоит во множественном числе?
Чтобы узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе, надо поставить его в единственном числе:
Имена – имя, фамилии – фамилия
2. Определи род имен существительных.
Бананы, яблоки, груши, арбузы, огурцы.
V. Сказка «Друзья спешат на помощь»
1. Сказка.
2. Работа в парах.
Поставь прилагательное в нужную форму и запиши. Определи род.
… прыжок.
… небо.
… природа.
… музыка.
… цветок.
3. Определение рода имени существительного.
От чего зависит выбор формы имени прилагательного?
Имя прилагательное, которое зависит от имени существительного, согласуется с именем существительным в роде, то есть ставится в той же форме, что и имя существительное.
Холодный ветер (м.р.)
Веселая добрая улыбка (ж.р.)
Ласковое солнце (ср.р.)
Как определить род имени существительного.
1. Замени существительное одним из слов –
Он, мой мальчик
Она, моя девочка
Оно, мое небо
2. Подбери подходящее по смыслу имя прилагательное
Смелый мальчик (м.р.)
Умная девочка ( ж.р.)
Голубое небо (ср.р.)
VI. Игровой момент.
Впиши подходящее по смыслу имена существительные, определи род.
Душистая … Субботний … Красное … |
Верный … Железная … Топленное … |
Хмурое … Добрая … Смелый … |
VII. Проблемная задача.
1. Определи род выделенных имен существительных.
Я видел в зоопарке кенгуру.
На завтрак я люблю пить кофе или какао.
Не хочу шампунь, лучше вымою голову детским мылом!
– Почему из предложений, которые составил ученик, неясно, какого рода имена существительные: кенгуру, кофе, какао, шампунь?
– Какие слова нужно добавить, чтобы было понятно, какого рода эти слова? (Нужно добавить имена прилагательные: большого кенгуру, крепкий кофе, новый шампунь.)
2. Род неизменяемых имен существительных надо запоминать.
В случае затруднений надо обращаться за помощью к толковому словарю.
Пальто, радио, шоссе, кино, метро, пианино, какао, эскимо, желе, меню – среднего рода.
Пони, какаду, шимпанзе, фламинго, кенгуру, кофе – мужского рода.
3. Кто быстрее. «Цепочка»
– Поставь слова в нужную форму и запиши сочетания слов. Определи род неизменяемых имен существительных.
Образец: быстрое такси (ср. р.)
Розов… фламинго (…)
Широк… шоссе (…)
Грустн… шимпанзе (…)
Вкусн… эскимо (…)
Горяч… какао (…)
Нов… пианино (…)
Интересн… кино (…)
VIII. Итог урока.
– Что узнали о роде имен существительных?
– Как вы понимаете выражение «постоянный признак»?
– Род каких имен существительных нужно запомнить? Почему?
Рефлексия.
– Кто из вас все еще испытывает затруднение при определении рода и числа имен существительных?
Презентация – Приложение 1.