Цель: знакомство с диалектными словами данной местности.
Задачи:
- Дать понятие «диалектные слова»;
- Рассмотреть особенности местных диалектов.
Раздел русского языка: лексика.
Тип урока: комбинированный урок с элементами исследования.
Класс: 6 класс.
Наглядность: таблица «Диалектные слова», раздаточный материал (текст).
Видеоряд: м/ф. «Огневушка- поскакушка».
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Слово учителя: ребята, в начале урока предлагаю разгадать кроссворд.
- жилище людей.
- валенки на Урале.
- все люди.
- регион, где мы живем.
- раздел науки о языке.
- часть Отечества, малая родина.
- старая дорога.
|
|
1 |
д |
о |
М |
|
|
|
|
|
2 |
п |
и |
м |
ы |
|
|
|
|
|
3 |
н |
а |
р |
о |
д |
|
|
|
4 у |
р |
а |
л |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
л |
е |
к |
с |
и |
к |
а |
|
|
|
6 |
к |
р |
а |
й |
|
|
|
|
|
7 |
т |
р |
а |
к |
т |
|
|
3. По вертикали прочитаем выделенное слово (диалект).
- какова тема нашего урока? Догадались?
(диалектные слова нашей местности, т.к. в кроссворде они уже встречались).
4. Называем тему, цель, задачи урока.
5. Запишем и сопоставим два предложения:
а) Старые люди в холод одевают пимы.
б) Зимой надо носить валенки .
-понятно ли значение слова «пимы»? «валенки»? (ответы учеников)
-К какой группе слов их можно отнести? (1.-диалектные, устаревшие; 2.-общеупотребительные)
-Почему бытуют эти слова в наших краях и сегодня? (ответы учеников)
6. В словарях вы должны были найти слова «говор, диалект». Каково их лексическое значение? (учащиеся выписали словарные статьи дома и на уроке представляют свои варианты).
7. Перед вами текст, записанный в нашем поселке от старожила.
Задание: найти диалектные слова и определить их лексическое значение. (работа с текстом).
Текст:
« Ране подпевала, как же! Помоложе была, так с голосом жила, а сейчас забот полон рот. Сейчас ничего не знаю. Как звать старика, и то забыла. Старик у меня семь годов лежка-лежкой лежит, весь выболел, как драннощепенка стал- я все здоровье тут и утеряла. Сейчас перст о перст не шевелю, провору не стало!»
Диалектные слова: ране, певала, лежка-лежкой лежит, драннощепенка.
8. Просмотр м/ф. по сказу П.П. Бажова «Огневушка- поскакушка».
Комментарий: Уральский писатель П.П. Бажов известен как автор книги «Малахитовая шкатулка», в которой с любовью говорит о горнозаводских рабочих, мастеровых, прославившие Урал своим творчеством, смекалкой. Образная речь, использование просторечных диалектных слов делают язык произведений неповторимым.
Задание: просмотрев фрагмент мультфильма, услышать и записать диалектные слова.
(всамделе - такой, который бывает на самом деле; дурмашек - малоценный камень горного хрусталя и др.)
9. Задание: переведите диалектные слова на современный русский язык.
10. Итак, мы познакомились с диалектами. Каковы же их особенности?
(Учащиеся вместе с учителем отвечают на вопрос).
Диалектные слова- слова, исторически сложившиеся и территориально ограниченные на уровне:
- фонетики: баский - баски, какой- каки.
- морфологии: делать- делывать, сидеть- сиживать.
- форм местоимений: в ту же - в туё.
- синтаксиса: частица- то (девка-то).
Все эти диалектизмы имеют северорусское происхождение.
11. Итоги урока:
Почему же до сих пор бытует диалектная лексика в нашем регионе?
- Народы, населяющие Ср. Урал, издавна принесли с собой культуру, традиции, обычаи. На новой почве все это переосмыслилось, дополнилось, изменилось, и, как говорят, устоялось. Вот почему эта группа слов жива и сегодня.
12. Домашнее задание:
В «Словаре русских говоров Среднего Урала» найти 5-8 диалектных слов, определить их значение и составить 3 предложения.