Тема "Обособленные второстепенные члены предложения" является одной из самых трудных в курсе "Синтаксис". Представленный урок "Обособленные определения и приложения" является последним в системе уроков по названной теме и направлен на введение приобретённых знаний и умений в общую систему языковых и коммуникативных и навыков учащихся.
Цель педагогической деятельности на уроке:
- создать условия для отработки алгоритма учебного действия с изученным понятием;
- создать условия для формирования умения выделить это понятие среди других;
- создать условия для развития умения распознавать изобразительно-выразительные средства языка (обособленные члены предложения);
- интегрировать материал русского языка и литературы, создать условия для переноса лингвистических знаний в новые учебные ситуации.
Планируемые результаты изучения материала:
- учащиеся находят в тексте изученные понятия: обособленные определения и обособленные приложения, применяя алгоритм учебных действий;
- учащиеся умеют выделить это понятие среди других;
- учащиеся умеют распознавать изобразительно-выразительные средства.
Формы организации учебной деятельности:
- форма урока: лабораторное занятие;
- приёмы деятельности учителя: опрос, беседа, организация исследования, организация работы в группах, организация разноуровневой самостоятельной работы;
- деятельность учащихся: схематизация изученного правила, выделение изученного понятия по алгоритму, работа в группах, лингвистическое исследование, самостоятельная работа.
Используемые источники:
- Фрагменты произведений А.С. Пушкина.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Объявление темы урока.
- Постановка цели урока.
2. Актуализация опорных знаний.
2.1.На доске записаны предложения с пропущенными знаками препинания. Необходимо расставить недостающие знаки препинания в каждом предложении и рядом с предложением составить схему, объясняющую постановку запятых в предложении.
- Уважение к минувшему - вот черта отличающая образованность от дикости. ( А.С. Пушкин)
- Его разговор свободный и любезный скоро рассеял одичалую застенчивость. (А.С. Пушкин)
- Счастливый взволнованный новыми впечатлениями я возвращался из этих прогулок. (И.Соколов-Микитов.)
- Онегин добрый мой приятель родился на брегах Невы. (А. С. Пушкин)
- Прирождённый моряк Пётр любил море и пароходы какой-то особенной любовью.
2.2.Используя составленные схемы, расскажите правила постановки запятых при обособлении определений и приложений
3. Закрепление изученного понятия и тренировка алгоритма его применения. Организация лингвистического исследования.
Работа в группах.
3.1. Слово учителя. Перед нами письмо. Оно продиктовано единственному в Кистенёвке грамотею нянькой Дубровского, Ориной. Давайте разделимся на группы и поработаем, изучая письмо.
Задание для первой группы. Прочитать письмо, найти все случаи обособления определений и приложений.
Алгоритм работы в группе:
1) распределение позиций;
2) распределение задания для каждой позиции;
3) выполнение задания;
4) рефлексия в группе;
5) защита задания перед классом.
"Государь ты наш, Владимир Андреевич, я, твоя старая нянька, решилась тебе доложить о здоровье папенькином! Он очень плох, иногда заговаривается и весь день сидит как дитя глупое, а в животе и смерти Бог волен:Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем на Песочное. Слышно, земский суд к нам едет отдать под начало Кириллу Петровичу Троекурову, потому что мы - дескать ихние, а мы искони ваши, - и отроду того не слыхивали. Ты бы мог, живя в Петербурге, доложить о том царю-батюшке, а он бы не дал нас в обиду. Остаюсь твоя верная раба, нянька Орина Егоровна Бузырёва:" .
Задание для второй группы. Прочитайте письмо, объясните случаи постановки знаков препинания (кроме обособления определений и приложений).
Алгоритм работы в группе:
1) распределение позиций;
2) распределение задания для каждой позиции;
3) выполнение задания;
4) рефлексия в группе;
5) защита задания перед классом.
Задание для третьей группы. Прочитайте письмо, выделите основные стилистические черты текста, укажите языковые средства, с помощью которых раскрываются стилистические черты.
Алгоритм работы в группе:
1) распределение позиций;
2) распределение задания для каждой позиции;
3) выполнение задания;
4) рефлексия в группе;
5) защита задания перед классом.
3.2.Дифференцированная самостоятельная работа.
Вариант первый. Уровень - нормативный. Используя представленные учителем фрагменты произведений А. С. Пушкина "Дубровский", "Станционный смотритель", "Барышня-крестьянка", заполните таблицу:
№ п/п | Основные случаи обособления | Примеры |
1. | Определяемое слово выражено личным местоимением. Обособляются любые определения и приложения, относящиеся к личному местоимению. | |
2. | Определение выражено причастным оборотом и стоит после определяемого слова | |
3. | Определение выражено причастным оборотом, который стоит перед определяемым словом и имеет добавочное обстоятельственное значение | |
4. | Два или более нераспространенных определения стоят после определяемого слова | |
5. | Одиночные и распространённые приложения, стоящие после определяемого слова, которое выражено именем собственным. | |
6. | Распространённое определение, выраженное прилагательным с зависимым словом. |
Задание первого варианта оценивается на "три".
Задание для второго варианта. Уровень - компетентный. Используя представленные учителем фрагменты произведений А. С. Пушкина "Дубровский", "Станционный смотритель", "Барышня - крестьянка", заполните таблицу:
№ п/п | Основные случаи обособления | Примеры |
1. | Определения, приложения, личное местоимение. | |
2. | Причастный оборот, определяемое слово. | |
3. | Причастный оборот, добавочное обстоятельственное значение, определяемое слово. | |
4. | Нераспространённые определения, определяемое слово. | |
5. | Одиночные и распространённые приложения, имена собственные. | |
6. | Определение, прилагательные, зависимые слова, определяемое слово. |
Задание третьего варианта. Уровень - творческий. Используя представленные учителем фрагменты произведений произведения А. С. Пушкина "Дубровский", "Станционный смотритель", "Барышня-крестьянка", запишите в таблицу примеры, предварительно заполнив правило "Основные случаи обособления определений и приложений".
№ п/п | Основные случаи обособления | Примеры |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
6. |
4. Подведение итогов урока.
- Устно сформулировать ответы на вопросы:
- Каково назначение обособленных определений и приложений в письменной речи?
- В каком стиле речи чаще употребляются предложения с обособленными оборотами?
5. Дифференцированное домашнее задание.
1.Составить миниатюру в форме письма о бережном отношении к русскому языку. В составленный текст включить обособленные обороты.
2. Письменно сделайте вывод о значении и функциях обособленных определений и приложений.