Цели:
Тип урока: изучение нового материала.
Форма: комбинированный урок.
МПС: математика.
Обеспечение занятия:
Наглядность: опорные схемы для повторения материала.
Раздаточный материал:
- карточки с индивидуальными заданиями по теме "Алгоритмы линейной структуры";
- карточки для проверки усвоения пройденного материала.
Опережающее задание: сообщение на тему "Краткая характеристика языков программирования".
Структура урока
- Организационный момент (1 мин)
- Тема и цели занятия (2 мин)
- Повторение пройденного материала (10 мин): индивидуальные задания по теме "Алгоритмы циклической структуры";фронтальный опрос по теме "Алгоритмы линейной структуры"
- Изученного нового материала (52 мин): мотивация; краткая характеристика языков программирования (сообщение); основные конструкции языка Бейсик; линейные программы
- Закрепление изученного материала (решение задач) (10 мин)
- Рефлексия (самостоятельная работа) (10 мин)
- Итоги (2 мин)
- Домашнее задание (3 мин)
Ход урока
1. Организационный момент
2. Сообщение темы и целей занятия
3. Повторение пройденного материала:
Индивидуальные задания по теме "Циклические алгоритмы"
Студенты, сидящие на первых партах, получают карточку с задачей (3 варианта) по материалу предыдущего занятия.
Задачи:
- Составить таблицу умножения для чисел от 1 до 12 с числом 12.
- Вычислить сумму квадратов первых 7 натуральных чисел.
- Напечатать таблицу значений функции у=х3 при изменении х от 2 до 12 с шагом 2.
Фронтальный опрос по теме "Линейные алгоритмы"
Какой алгоритм называют линейным?
Ответ: Алгоритм называется линейным, если в нем все этапы решения задачи выполняются строго последовательно.
На доске приведены блок-схемы некоторых линейных алгоритмов. Определить, правильно ли они составлены, если есть ошибки исправить (ответ прокомментировать)?
4. Изучение нового материала
Мотивация
Язык блок-схем очень удобен для разработки и наглядного представления алгоритмов, но, он не пригоден для использования его на компьютерах. Исполнение алгоритмов, представленных на языке блок-схем, удобно только для человека и неприемлемо для компьютера. Для реализации алгоритмов на ЭВМ используют языки программирования.
Языки программирования - это средства реализации алгоритмов на компьютерах.
Программа - это алгоритм, записанный на одном из языков программирования.
Существует множество языков программирования для решения различных классов задач.
Краткая характеристика языков программирования
Сообщение студента (Приложение 1).
Основные конструкции языка Basic
Программа на языке Бейсик представляет собой последовательность строк. Каждая строка программы нумеруется (от 0 до 9999). Выполнение программы осуществляется в порядке возрастания номеров строк. Для того чтобы облегчить в процессе составления программ вставку новых строк между уже имеющимися строки программы обычно нумеруются с каким-либо шагом, например, через 10 номеров: 10, 20, 30 и т. д.
Основными компонентами программы являются операторы, из которых и состоят строки программы.
1. LET - оператор вычисления (присваивания).
Например, LET X=A+B.
Машина выполняет действия указанные справа от знака равенства, и результат записывается в ячейку с адресом, указанным слева от знака равенства.
2. INPUT - оператор ввода данных с клавиатуры.
Например, INPUT A, B
После оператора через запятую перечисляются переменные, значение которых предполагается вводить с клавиатуры.
При выполнении программы по оператору INPUT на экран дисплея выводится знак "?" и делается пауза в вычислениях. Пользователь должен ввести значения переменных, указанных после оператора, отделив их запятыми.
2. PRINT - оператор печати (вывода на экран значений переменных).
Например, PRINT S или
PRINT "Площадь треугольника равна"S
Вся информация стоящая после этого оператора заключается в кавычки и машиной не обрабатывается, поэтому информация может быть любой.
Буквы, написанные вне кавычек, воспринимаются машиной как адрес, по которому ей необходимо взять числовое значение.
3. END - конец программы. По данной команде машина прекращает работу и останавливает.
В процессе объяснения новой темы ведется тесная работа с общей структурой линейного алгоритма.
Знаки и основные функции, используемые в программировании
Математическая запись | Программирование |
2+3 | 2+3 |
2-3 | 2-3 |
23 | 2*3 |
2/3 | 2/3 |
0 (ноль) | O |
a2 | a^2 |
2<3 | 2<3 |
3>2 | 3>2 |
SQR(x) | |
|x| | ABS(X) |
ex | EXP(X) |
sin x | SIN (X) |
cos x | COS (X) |
tg x | TAN (X) |
- знак, отделяющий целую часть от дробной в десятичных дробях (3.5)
, - знак, отделяющий величины при перечислении. При выводе на экран величина стоящая после запятой записывается в новой зоне.
Например, PRINT "x="x, "x1="x1
x=5
x1=10
Для удобства восприятия выводимых результатов экран условно разделён на 5 зон, по 14 позиций каждая, и вывод каждого следующего данного осуществляется в следующую зону.
; - знак, отделяющий величины при перечислении. При выводе на экран записывается в плотном формате, т. е. каждое следующее данное выводится после предыдущего через пробел.
Например, PRINT "x = "x; "x1="x1
x=5
x=10
Линейные программы
Открываем тетради с занятием №1 "Алгоритмы линейной структуры" и задачи, которые были решены в этой теме, записываем на языке Бейсик.
Решение линейного уравнения (объяснение преподавателя).
10 INPUT A, B
20 LET X = - B/A
30 PRINT "X="X
40 END
5. Закрепление изученного материала
1. (студент идет решать "за доску")
2. , где D=X+Y (студент идет решать "за доску")
3. (самостоятельно каждый у себя в тетради, с дальнейшей проверкой у доски).
6. Рефлексия (самостоятельная работа)
Студентам предлагается выполнить самостоятельную работу (Приложение 2).
7. Итоги
Подводится итог урока, выставляются оценки с аргументами.
8. Домашнее задание
- составить программу вычисления площади треугольника по формуле Герона;
- составить программу вычисления периметра и площади трапеции.