Пр. содержание: продолжать углублять знания детей об осени; учить выделять характерные признаки; учить выразительно читать стихотворения; учить составлять равные группы предметов из разных предметов; развивать умение правильно держать карандаш, равномерно заштриховывать лист; закрепить название осенних листьев; название геометрических фигур, дней недели, счет до 10; упражнять в прямом и обратном счете. Воспитывать усидчивость, контактность, интерес к занятию.
Активизация словаря: осенний лист, пасмурно, хмурое небо, прохладная, кленовые, дубовые, березовые, круг, квадрат, овал, прямоугольник, дни недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье, поровну.
Предварительная работа: разучивание стихов с Максимом, Ангелиной, Инсафом, наблюдение за погодой на прогулке.
Демонстрационный материал: игрушка "Мишутка", картина "Осень" на фланелеграфе, геометрические фигуры (тропа), 10 грибов и яблок.
Раздаточный материал: осенние листья, цветные карандаши.
Метод.приемы: словесный, игровой.
Организация занятия: на ковре, за столами.
Структура занятия:
- Пришло письмо.
- Беседа об осени.
- Отправляемся в лес по тропинке из геометрических фигур.
- Встреча с Мишуткой.
- Д/и "Дни недели".
- Физкультминутка "Три медведя".
- Сбор гостинцев для ёжика.
- Пальчиковая гимнастика.
- Штриховка осенних листьев.
- Д/упражнение "С какого дерева лист".
- Итог.
Ход урока
В. - Дети, сегодня к нам в гости пришло письмо от Мишутки. Он нас приглашает в осенний лес, но перед тем как отправиться в путь, давайте вспомним:
1) Какое время года?
Д.- Осень.
В. - Назовите осенние месяцы.
Д. - Сентябрь, октябрь, ноябрь.
В. - Какая погода осенью?
Д. - Холодная, прохладная, пасмурная.
В. - Давайте же послушаем стихотворения об осени.
Осень. З. Федоровская
Осень на опушке краски разводила
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клёны,
В пурпуре осинки, только дуб зелёный.
Осинка Лунин
Осинку окрасила осень,
Осинка мне нравится очень.
Она позолотой блистает,
Одно только жаль - облетает!
Осени приметы Шабанова
И березки, и осинки
Злой, свирепый ветер гнет,
Гроздья красные рябинки
С веток запросто сорвет.
Это осени приметы:
Ветер, холод, дождь, печаль.
"До свиданья!" - крикнем лету,-
"Вновь на целый год прощай."
В. - Отправляемся в лес по необычной тропинке. Из чего наша дорожка?
Д.- Из фигур.
В. - Из каких фигур? Назовите одним словом.
Д. - Геометрических фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник).
В. - А вот и Мишутка. Здравствуй, Мишутка. Ты нас давно ждёшь?
М. - Здравствуйте гости. Жду я вас уже несколько дней. Даже забыл какой сегодня день недели. А вы мне не подскажите?
В. - Давайте поможем Мишутке вспомнить название дней недели (какой сегодня, вчера, завтра).
Дети называют какой 2-, 4, 7, 1 день недели.
В. - Мишутка, а ты хочешь с ребятами поиграть?
М. - Конечно.
Физкультминутка "Три медведя"
Три медведя шли домой,
Папа был большой, большой.
Мама с ним поменьше ростом,
А сынок - малютка просто.
Очень маленький он был
С погремушками ходил:
Дзинь- дзинь, дзинь-дзинь.
В. - Что ты, Мишутка, опечалился?
М. - Мне моя мама Настасья Петровна дала задание: собрать гостинцы для ёжика - грибы и яблоки, чтобы всего было поровну. Но у меня ничего не получается. Помогите мне, пожалуйста.
В. - Ну, конечно, наши дети тебе помогут.
(на панно выкладывается 10 грибов и 9 яблок)
- Сколько грибов?
- Сколько яблок?
- Что надо сделать, чтобы их стало поровну?"
М. - Спасибо вам, дети. Вы мне очень помогли.
В. - Мишутка, а давай наши дети тоже что-нибудь сделают для ёжика.
М.- Очень даже хорошо. Вот я собрал опавшие листья, а вы их заштрихуйте. Вот я начал, да не успел.
В.- Дети, давайте поможем ёжику заштриховать листья, но сначала поиграем с пальчиками.
Осень.
Ветер по лесу летал (плавные движения кистями рук к груди)
Ветер листики листал:
Вот дубовый, вот кленовый, вот рябиновый резной, (поочередно загибают пальцы)
Вот с березки - золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку (встряхивают кистями рук).
Дети садятся заштриховывать листья. Вместе все отдают Мишутке.
М. - Посмотрите, сколько у меня здесь листьев. А вы знаете с каких деревьев они упали?
Д. -Да.
М. - Возьмите в руки любой один листок и скажите с какого дерева он упал.
Д. - (берут листок и называют с какого дерева он упал).
В. - Нам пора прощаться с тобой, Мишутка. Спасибо, что пригласил нас к себе в гости. Весной мы ждем тебя в гости.
М.- Спасибо, что помогли мне собрать гостинцы для ёжика поровну, помогли до конца заштриховать листочки.
Прощаются.
Возвращаются в детский сад.
Итог.