Занятия по развитию творческих способностей в 1-м классе

Разделы: Внеклассная работа


Общий вид рабочего листа ученика. РТС (развитие творческих способностей.) 1-й класс.

Занятие №8

  1. На что это похоже?

  1. Какие буквы ты здесь видишь?
  1. Слушай и отмечай.

Нарисуй ответы.

  1. Нарисуй, как запомнил.

  1. Выполни задания.
  1. Определи местоположение.

  1. Дополни рисунок так, чтобы все картинки в ряду были одинаковые.

  1. Вырази свое настроение в рисунке.

Ход занятия

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть. По вашим улыбкам вижу, что вы тоже рады меня видеть. Но мне очень хочется почувствовать ваше настроение, и чтобы вы почувствовали мое. Хотите этого? Давайте сложим ладошки лодочкой, так чтобы не было ни одной щелочки, и нашепчем в ладошки добрые слова: вы для меня, а я для вас.

Ребята, прошла уже минута, закройте ваши ладошки так, чтобы ни одно словечко не потерялось, сейчас мы отправим наши добрые пожелания друг другу. (Учитель и дети вытягивают руки вперед и раскрывают ладони в направлении друг к другу). Спасибо вам, ребята. Сегодня пасмурный день, солнышко закрыто сплошной пеленой, но моим ладоням тепло так, как будто бы в них светят солнечные лучи, это вы посылаете мне свои лучики добра. Благодарю вас. Дети, кто почувствовавшие в своих ладонях мое тепло, могут сесть на своё место.

Начинаем наше занятие. Загадайте желание, что вы хотели бы получить от нашего занятия. Надеюсь, что в конце занятия оно сбудется. Предлагаю разминку, на мои вопросы можно отвечать односложно, хором, не поднимая рук, не вставая с места.

Разминка.

  1. Место, где учат детей.
  2. В какой сказке от хвостика мышки плакали дед и баба?
  3. Кто каждый год раздает всем подарки?
  4. Холодное время года после осени.
  5. Кто получил в подарок хрустальные туфельки?
  6. На какой свет светофора надо переходить дорогу?
  7. Она приходит в наши дома под Новый год.
  8. Сколько углов у двух треугольников?
  9. Сколько рук тянули репку в известной русской народной сказке?
  10. Самая любимая пора школьников и студентов.

Каким был первый вопрос? Молодцы, вы были внимательны, правильно отвечали на вопросы, теперь можно переходить к основной работе, которая, надеюсь, будет для вас познавательной, развивающей, интересной.

Настрой на успешное выполнение заданий.

Дед Мороз раздает подарки один раз в году. Я тоже решила сегодня сделать вам подарок, такой, чтобы он был на всех один, а достался каждому целиком. Как вы думаете, чтобы это могло быть? (Ответы детей: дружба, любовь, автобус, торт, занятие). Да, ребята, правильно, это наше занятие, которое я приготовила для всех и надеюсь, что это будет интересно каждому.

Проверьте посадку: чтобы ваши ноги стояли на подставке, чтобы ваша спина была прямой и опиралась на спинку стула, чтобы ваши локотки лежали на столе, а ладошки были раскрыты, чтобы вам было сидеть удобно, свободно. Закройте глаза, вспомните о чем-нибудь приятном и думайте только об этом. Такое упражнение помогает настраиваться на успешную работу.

(Учитель медленно считает и в это же время раздает листики для занятия. Раз,… два,…три,… четыре,… пять,… шесть,… семь,… восемь,… девять,… десять. Раз,… два,…три,… четыре,… пять, можно глазки открывать.)

Вспомним наше самое главное правило, которое обязательно вам поможет в работе: на доске появляются три рисунка - посмотри, подумай, ответь)

Посмотрите на те упражнения, которые я для вас приготовила. Поднимите руку, кто считает, что среди них есть интересные задания, новые задания. Кто хочет приступить к работе, подписывает свое имя и первую букву фамилии в первую рамочку, во вторую запишите число.

Занятие №8

  1. На что это похоже?

Посмотрите на первое упражнение. Вы видите перед собой одну фигуру в разных положениях, и я уверена, что у вас получатся разные рисунки, и они будут необыкновенными и очень интересными. Возьмите в руки простой карандаш, и у вас появятся рисунки на тему, “На что это похоже?” Приступайте к работе, желаю вам успеха.

Кто может сказать, что мы развивали с вами, выполняя это задание? (Умение фантазировать и выражать свои фантазии в рисунке.)

Просмотрев, какие рисунки появились у детей, учитель может назвать авторов самых интересных и необычных фантазий.

Поиск букв.

Вы уже знаете буквы, и даже кто-то из вас умеет читать, и я думаю, что выполнение второго задания не составит для вас никакого труда. Посмотрите, куда на этот раз решили спрятаться буквы от вашего зоркого глаза?

  1. Какие буквы ты здесь видишь?

  • На что это похоже? (На паровозик и на вагончик, на поезд.)
  • А какая разница между паровозом и поездом? (Поездом называется паровоз вместе с вагонами.)
  • Наш поезд состоит из паровозика и одного вагончика, а ваша задача найти спрятавшиеся буквы и записать их в рамочку рядом с рисунком.
  • Подумайте, развитию какого умения способствовало выполнение этого задания? (Умения быть внимательным.)

Для проверки задания учитель задаёт вопрос о количестве найденных букв, тот, кто нашёл больше всего букв, называет их, дети отмечают названные буквы, подчёркивая их, добавляют, если какая-то буква не была названа. Победителем выполнения этого задания считается тот, кто нашёл все буквы.

Предлагаю вам задание, которое поможет развитию вашей зрительной и слуховой памяти.

Посмотрите на таблицу, какие фигуры вы здесь видите? Сейчас будете работать над ней по моему заданию: в круге будете рисовать маленький кружок , в квадрате- квадратик , над треугольником будете рисовать кружок , а звёздочку закрасите . Будете работать простым карандашом.

Ниже таблицы есть еще одно задание, где вы должны будете нарисовать ответы на мои вопросы, а вопросы я задам после того, как прочту вам сказку. (Выполнение задания в предложенном виде поможет выработке у детей умения распределять свое внимание между двумя видами работы.)

  1. Слушай и отмечай.

(Дети начинают одновременно работать по таблице и слушать татарскую народную сказку “Три дочери”, которую им читает учитель. Работа над таблицей заканчивается в тот момент, когда учитель дочитает сказку до конца.)

Нарисуй ответы.

Нарисуйте ответы на вопросы в рамочках ниже таблицы.

  • В кого превратилась старшая дочь?
  • В кого превратилась средняя дочь?
  • В кого превратилась младшая дочь?

(Дети рисуют черепаху, паука и пчелу. Проводится взаимопроверка.)

Давайте отдохнем.

Дети, встав со своих мест, выполняют активные движения по правилу: выполняй то задание, которое даётся словами учителя, а не то, которое он показывает. По окончании разминки дети садятся с закрытыми глазами, соревнуясь, кто сядет тише.

Предлагаю вам упражнение на развитие зрительной памяти.

 А для того чтобы вы увидели и запомнили рисунки, которые я вам буду показывать, надо чтобы у вас были зоркие глаза. Для этого выполним упражнение для отдыха ваших глаз. Трём ладони одну о другую до ощущения теплоты, кладем ладони центральной частью на глаза так, чтобы ни один лучик света не проходил сквозь ваши пальчики.

Учитель произносит слова: Из ваших теплых ладоней в ваши глаза идет тепло, и ваши глазки становятся чистыми, ясными, красивыми, умными, здоровыми, зоркими. Раз… два…три… четыре… пять, можно потихонечку глазки открывать. (Дети очень медленно убирают ладони с глаз.)

Напоминаю правила нашей работы: показываю – смотрите, убираю – рисуете. Учитель показывает три рисунка поочерёдно, дети внимательно смотрят на каждый, учитель убирает рисунок, дети воспроизводят по памяти то, что увидели, рисуя в рамках. Проверка проводится следующим образом: учитель показывает все рисунки, дети сравнивают свои работы с образцом. Если ошибок нет, то верхнюю искорку дети раскрашивают зелёным цветом, если есть ошибки – красным цветом. Нижнюю искорку дети раскрашивают зелёным цветом, если довольны своей работой и красным – если недовольны. Учитель просит поднять руку тех детей, у кого совпали цвета на двух искорках, потом поднимают руку те дети, у кого цвета не совпадают. Этот приём проверки позволяет судить об умении детей объективно оценивать свою работу.

  1. Нарисуй, как запомнил.

Посмотрите на следующее упражнение. Что вы видите? (Изображения животных геометрическими рисунками.) Как вы думаете, какое задание я могу вам предложить? (Сосчитать фигуры.) Верно, но не только это.

  1. Выполни задания.
  • Кого зовут “норушка”? (Мышку)
  • О ком в загадке сказано: рыжий огонек прыгает по веткам? (Про белку)
  • Кто не боится ледяной воды? (Пингвин)
  • О ком говорят: на крыльях весну принесли? (О птицах)

Здесь нарисованы птичка, пингвин, мышка, белка, под каждым рисунком есть квадратик. Вам необходимо взять карандаш красного цвета, найти лишнюю фигуру и под нею закрасить квадратик. Для правильного выполнения этого задания нужно найти общий признак, присущий трём рисункам, предметам или словам, найти один, у которого этого признака нет. Как вы думаете, решение этого задания будет единственным или могут быть варианты? Это задание я предлагаю выполнить вам в парах. (На доске появляется рисунок: “работа в парах”.) Свой выбор дети объявляют и объясняют. После того, как дети определят и укажут лишний рисунок, они считают, сколько в каждом рисунке треугольников и ответ пишут в треугольник, а количество кругов и овалов пишут в круг. Детям предлагается взаимопроверка.

Упражнение на развитие пространственного мышления.

Перед вами рисунки, составленные из геометрических фигур.

  • Какие фигуры вы здесь видите? (Круг, овал, четырехугольник, треугольник).
  • Чем они похожи? (В каждом рисунке по две фигуры, они наложены один на другой.)
  • Какой рисунок лишний и почему? (Лишний третий рисунок, потому что он составлен из четырехугольника и треугольника, а первый и второй из четырехугольника и овала.)
  1. Определи местоположение.

Работаем с лишним рисунком: можно ли определить, какая фигура расположена сверху, а какая внизу? (Нет, так как фигуры как бы прозрачные.) Слушайте задание: сверху лежит желтый треугольник, а под ним зеленый четырехугольник. Возьмите цветные карандаши и раскрасьте фигуры. Давайте проведем взаимопроверку, обменяйтесь своим листом с соседом. В случае правильного выполнения задания закрасьте круг около лишнего рисунка синим цветом. Верните лист обратно. Поднимите руку те дети, у которых кружок синего цвета. Молодцы, я рада за вас, надеюсь, что и следующее задание вы выполните успешно, а ждет вас самостоятельная работа над первым и вторым рисунком. Вспомните, каким цветом, вы закрашивали четырехугольник (зеленым). Оставьте на столе зеленый карандаш и прибавьте к нему красный. Кто сможет догадаться, какой цвет мы возьмём для каких фигур? (Зеленый для четырехугольников, красный для круга и овала) Внимательно послушайте задания: на первом рисунке сверху красный круг, внизу зеленый четырехугольник, а на втором сверху зеленый четырехугольник, а внизу красный овал. Приступайте к работе.

Проверка: учитель показывает решение этого задания. Поднимите руку те, у кого фигуры раскрашены так же, как на образце. Закрасьте кружок синим цветом. У кого два синих кружка?

Минутка для отдыха.

Вы долго работали, устали, предлагаю упражнение для массажа плеч:

  • сядьте прямо, левой рукой похлопайте по правому плечу три раза, правой – по левому, повторите так два раза;
  • а теперь сожмите пальцы в кулачки и постучите себя по плечам поочерёдно кулачком правой руки по правому плечу, левым по левому;
  • сделайте ладошку Буратино (прямые сомкнутые пальцы) и тыльной стороной ладони постучите себе по плечам правой рукой по левому плечу, левой по правому;
  • ладонью левой руки три раза погладьте правое плечо, ладонью правой руки – левое.

Те, кто почувствовал небольшую боль в плечах, выполнил упражнение правильно, т.к. после массажа мышцы всегда испытывают небольшие болевые ощущения.

Работа по образцу.

  • Кого вы видите в последнем нашем задании? (Зайчика: на первом рисунке - он прорисован полностью, на втором, третьем и четвертом - частично).
  • Какие загадки вы знаете про этого зверька? (Дети загадывают загадки про зайца.)
  1. Дополни рисунок так, чтобы все картинки в ряду были одинаковые.

Кто сможет предположить, какое задание я хочу вам дать? (Прорисовать зайчиков, сделать их такими же, как на первом рисунке.) Рядом с первым рисунком вы видите два кружочка. Те дети, которые считают, что это задание простое и легкое закрасят первый кружок зеленым цветом, а те, кто считают, что это сложное задание закрасят первый кружок красным цветом. (Определив степень сложности этого задания, дети закрашивают кружки подходящим цветом.) Возьмите простой карандаш, приступайте к работе.

По окончании работы я предлагаю вам закрасить второй кружок: если вам было легко и просто, то зеленым цветом, а если сложно, то красным. У кого изменилось мнение в процессе работы? Почему?

Подведение итогов занятия.

Посмотрите на меня, закройте глаза те дети,

  • кто устал;
  • кому было трудно;
  • кому было интересно.

Кто из вас помнит, с чего мы начинали наше общение на этом занятии? (С разминки, с настроя, с подарка.) Посмотрите на меня и закройте глаза те дети, кто считает, что я смогла сделать вам подарок. Спасибо, я очень рада, что сдержала свое слово.

А сейчас мне хочется узнать, оправдались ли ваши ожидания. Что вы загадали? Чего ждали от нашего занятия? (Ответы детей: учился быть внимательным, выполнял сложные задания, узнал новое, научился новому, мне было интересно, я стал умнее.)

И заканчиваем мы наше занятие моей просьбой: выразите свое настроение в рисунке на основании мною предложенной линии.

  1. Вырази свое настроение в рисунке.

(Дети выполняют задание, тот, кто считает свою работу законченной, помещает свой лист стр. 2 на доску, чтобы показать своё настроение.)