Цели:
- доказать теорему о площади трапеции, познакомить учащихся с методами решения задач по этой теме;
- расширение круга задач, решаемых с помощью формул площадей геометрических фигур;
- развитие познавательного интереса учащихся, умение работать самостоятельно;
- воспитание ответственности при подготовке к урокам геометрии.
Оборудование: компьютер, проектор, таблица “Площади геометрических фигур”.
Ход урока
- Проверка домашнего задания.
- Сформулировать и доказать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Один из наиболее подготовленных учащихся готовится у доски, затем, после проверки домашнего задания его ответ слушает весь класс с целью закрепления доказательства данной теоремы.
- Решение домашней задачи № 476(а) один из учащихся заранее подготавливает на доске. Класс по записи проверяет верность решения задачи. Для уточнения понимания решения задачи учитель задаёт вопросы:
- Что можно сказать о треугольниках АОВ, АОД, СОВ, СОД?
- Чему равна площадь одного такого треугольника? А площадь ромба?
- Как выразить стороны АО и ВО треугольника АОВ через диагонали ромба АВСД?
- Решение домашней задачи № 479 (а) проверить устно после прослушивания доказательства теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Чертёж к данной задаче показать на слайде №2.
- Показ слайда № 3 , на котором записаны формулы площадей прямоугольника, квадрата, параллелограмма, треугольника. Учащимся предлагается определить назначение каждой формулы.
- Подготовка к изучению нового материала.
Учащимся предлагается рассмотреть решение задач, которые помогут при доказательстве теоремы о площади трапеции. Условия и чертёжи к задачам на слайде № 4 .
- Задача 1.
- Изучение нового материала.
- Введение понятия высоты трапеции. Показ слайда № 5 .
Определение: Перпендикуляр, проведённый из любой точки одного из оснований к прямой, содержащей другое основание, называют высотой трапеции.
Задача. Найти площадь трапеции, если основания АД и ВС соответственно равны а и в, а высота – h.
Задачу учащимся предлагается решить самостоятельно или в небольших группах, затем обсудить её решение. Более подготовленный ученик записывает решение задачи на доске в виде теоремы с её доказательством. Учитель подводит итог решения данной задачи. Решая задачу, вывели формулу для вычисления площади трапеции.
На магнитную доску устанавливается таблица “Площади геометрических фигур”.
- Закрепление изученного материала.
- Устно решить задачу № 480(а).
- Решить задачи № 482 (а, б) с классом с приглашением ученика к доске.
- На выбор предлагается самостоятельно решить две задачи:
- В равнобокой трапеции острый угол равен 45°, боковая сторона равна 4см, верхнее основание равно 5см. Найти площадь трапеции.
- Высота трапеции равна меньшему основанию и в два раза меньше большего основания. Найти высоту трапеции, если её площадь равна 54см².
- Основания равнобедренной трапеции 12см и 16см, а её диагонали взаимно перпендикулярны. Найти площадь трапеции.
Условия задач самостоятельной работы записаны на слайде № 6. В ходе выполнения самостоятельной работы учитель оказывает консультативную помощь для тех, у кого возникли затруднения при решении задач.
- Подведение итогов урока.
Оценить работу учащихся.
- Домашнее задание. (Слайд № 7)
- П.53, вопрос 7
- Повторить формулы площадей прямоугольника, квадрата, параллелограмма, треугольника, ромба, трапеции
- Выполнить № 478, № 481