Цель: усвоение орфограммы "Соединительные гласные о и е в сложных словах"; развитие устной и письменной связной речи; воспитание нравственных качеств личности.
Оборудование: карточки, рисунки, учебник.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Постановка цели и задачи урока.
Слово учителя. Среди способов образования слов в русском языке есть такие способы, при которых образуются сложные слова. Сегодня на уроке мы познакомимся с темой "Соединительные гласные о и е в сложных словах". Наша задача - усвоить новую орфограмму.
II. Изучение нового материала.
Послушайте внимательно сказку:
Было это давным-давно.
Жили простые слова и словечки,
Но однажды появились странные человечки:
Буквы О да Е - сбежали из алфавита,
Стали словам нашептывать сердито:
"Уж очень вы простые с виду!
Это теперь немодно,
Неприлично, неблагородно!
Объединяйтесь по парам,
Времени не тратьте даром".
(Учитель показывает рисунки)
Птица полетела к слову ловить,
Луна покатилась к слову ходить,
Но распадаются 2 половинки
Без скрепляющей золотой серединки.
О да Е решили словам помочь в беде:
После мягких согласных, шипящих и ц
В сложных словах пусть всегда будет Е!
А после твердых пусть будет О -
Не перепутает их никто!
(Выделенный текст записывается заранее на доске и на карточках раздается ученикам)
- Кто является главными героями сказки?
- Как решили О и Е помочь словам?
2. Работа с учебником.
- Открываем учебник на стр. 59, 60 и прочитаем правило.
- Какие слова называются сложными? Как соединяются простые слова в сложные?
III. Закрепление.
Итак, проверим. Я читаю вам два простых слова, вы возвращаете мне одно сложное. (По цепочке):
- Лес, рубить - лесоруб
- Сам, летать - самолет
- Каша, варить - кашевар
- Общий, жить - общежитие
- Земля, копать - землекоп
- Сам, свалить - самосвал
(Контрольная запись слов на доске)
Переписать слова в тетради, графически обозначить орфограмму.
Нам часто в жизни приходится слышать или сталкиваться с нехорошими поступками людей, с борьбой добра и зла. Но добро должно побеждать зло - в это мы надеемся и верим.
В словах, записанных на доске выделим корни, определим состав слова, подберем синонимы, дадим лексическое толкование слов:
- Добродушный - мягкий по характеру
- Доброжелательный - желающий добра другому
- Добросердечный - ласковый, участливый
- Добросовестный - честно выполняющий свои обязанности
- Добрососедский - дружественный
4. Устно составляются со словами предложения. Одно предложение записывается в тетради и на доске с синтаксическим разбором.
5. А теперь мы отправимся в путешествие, чтобы собрать коллекцию сложных слов. Поедем на поезде. Перед вами карточки, в которых пропущены соединительные гласные, вписываете букву, объясняя выбор О-Е. Вы читаете слово под номером той станции, на которой мы будем останавливаться.
- 1 станция "Аппетитная": соковыжималка, самовар, пищеварение, овощерезка, картофелечистка, хлеборезка).
- 2 станция "Природоведческая": солнцепек, листопад, кораблекрушение, ледоход, солнцестояние, снегопад).
- 3 станция "Географическая": путешествие, мореплавание, первопроходец, теплоход).
- 4 станция "Историческая": земледелие, скотоводство, землепашец, полководец, кораблестроитель, животноводство).
- 5 станция "Литературная": летописец, баснописец, кожемяка, лежебока, иносказание, книголюб).
IV. Домашнее задание. Параграф 27, упр. 150,151.
V. Подведение итога урока, отметить работу учащихся.
К нам пришел Незнайка, давайте поможем ему отгадать загадки:
А) Он с хоботом резиновым, желудком парусиновым, а загудит его мотор - глотает он и пыли, и сор. (Пылесос)
Б) Хвостом пьет, а клювом отдает. (Водопровод)