Урок по русскому языку в 6-м классе "Соединительные гласные "о" и "е" в сложных словах"

Разделы: Русский язык


Цель: усвоение орфограммы "Соединительные гласные о и е в сложных словах"; развитие устной и письменной связной речи; воспитание нравственных качеств личности.

Оборудование: карточки, рисунки, учебник.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Постановка цели и задачи урока.

Слово учителя. Среди способов образования слов в русском языке есть такие способы, при которых образуются сложные слова. Сегодня на уроке мы познакомимся с темой "Соединительные гласные о и е в сложных словах". Наша задача - усвоить новую орфограмму.

II. Изучение нового материала.

Послушайте внимательно сказку:
Было это давным-давно.
Жили простые слова и словечки,
Но однажды появились странные человечки:
Буквы О да Е - сбежали из алфавита,
Стали словам нашептывать сердито:
"Уж очень вы простые с виду!
Это теперь немодно,
Неприлично, неблагородно!
Объединяйтесь по парам,
Времени не тратьте даром".

(Учитель показывает рисунки)

Птица полетела к слову ловить,
Луна покатилась к слову ходить,
Но распадаются 2 половинки
Без скрепляющей золотой серединки.
О да Е решили словам помочь в беде:

После мягких согласных, шипящих и ц
В сложных словах пусть всегда будет Е!
А после твердых пусть будет О -
Не перепутает их никто!

(Выделенный текст записывается заранее на доске и на карточках раздается ученикам)

- Кто является главными героями сказки?

- Как решили О и Е помочь словам?

2. Работа с учебником.

- Открываем учебник на стр. 59, 60 и прочитаем правило.

- Какие слова называются сложными? Как соединяются простые слова в сложные?

III. Закрепление.

Итак, проверим. Я читаю вам два простых слова, вы возвращаете мне одно сложное. (По цепочке):

  • Лес, рубить - лесоруб
  • Сам, летать - самолет
  • Каша, варить - кашевар
  • Общий, жить - общежитие
  • Земля, копать - землекоп
  • Сам, свалить - самосвал

(Контрольная запись слов на доске)

Переписать слова в тетради, графически обозначить орфограмму.

Нам часто в жизни приходится слышать или сталкиваться с нехорошими поступками людей, с борьбой добра и зла. Но добро должно побеждать зло - в это мы надеемся и верим.

В словах, записанных на доске выделим корни, определим состав слова, подберем синонимы, дадим лексическое толкование слов:

  • Добродушный - мягкий по характеру
  • Доброжелательный - желающий добра другому
  • Добросердечный - ласковый, участливый
  • Добросовестный - честно выполняющий свои обязанности
  • Добрососедский - дружественный

4. Устно составляются со словами предложения. Одно предложение записывается в тетради и на доске с синтаксическим разбором.

5. А теперь мы отправимся в путешествие, чтобы собрать коллекцию сложных слов. Поедем на поезде. Перед вами карточки, в которых пропущены соединительные гласные, вписываете букву, объясняя выбор О-Е. Вы читаете слово под номером той станции, на которой мы будем останавливаться.

  • 1 станция "Аппетитная": соковыжималка, самовар, пищеварение, овощерезка, картофелечистка, хлеборезка).
  • 2 станция "Природоведческая": солнцепек, листопад, кораблекрушение, ледоход, солнцестояние, снегопад).
  • 3 станция "Географическая": путешествие, мореплавание, первопроходец, теплоход).
  • 4 станция "Историческая": земледелие, скотоводство, землепашец, полководец, кораблестроитель, животноводство).
  • 5 станция "Литературная": летописец, баснописец, кожемяка, лежебока, иносказание, книголюб).

IV. Домашнее задание. Параграф 27, упр. 150,151.

V. Подведение итога урока, отметить работу учащихся.

К нам пришел Незнайка, давайте поможем ему отгадать загадки:

А) Он с хоботом резиновым, желудком парусиновым, а загудит его мотор - глотает он и пыли, и сор. (Пылесос)

Б) Хвостом пьет, а клювом отдает. (Водопровод)