Педагогическую целесообразность разработки данной программы определили:
- новые цели образования, востребованные обществом, региональными и федеральными приоритетами;
- растущий спрос на качественное, в том числе компетентностное образование в области учебно-исследовательской деятельности.
Программа дает возможность обучающимся осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, она знакомит их с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность проводить научные эксперименты и исследования.
Актуальность программы
Программа направлена на поиск талантливой молодежи, на то, чтобы талант имел возможность развиваться и совершенствоваться.
Организованная в данном направлении деятельность, даст в будущем позитивный эффект. Выявление “собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов” позволит сохранить интеллектуальную элиту государства, а это в свою очередь сохранит существование и самого общества.
Знания и умения, необходимые для осуществления учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для создания и реализации научно-исследовательских проектов при обучении в ВУЗах и средних специальных учебных заведениях.
Программа позволяет реализовать актуальные сегодня личностно-ориентированный и деятельностный подходы в обучении. Срок реализации программы: 1 год. Возраст детей: 15–17 лет.
Цель программы: формирование и распространение исследовательской компетентности в образовательном пространстве территории как условие развития творческого мышления и качества образования школьников.
Достижение данной цели предполагает решение школьниками следующих задач:
- Приобрести знания о содержании и структуре учебно-исследовательской работы, о способах поиска необходимой для исследования информации;
- Освоить метод научного познания, овладеть методикой научного исследования;
- Овладеть операциями анализа и обобщения, способами обработки результатов;
- Освоить требования к оформлению реферата исследовательской работы;
- Овладеть основами практического выступления с научным докладом;
- В завершение курса каждый обучающийся должен составить памятку “Практические советы по проведению исследования и написанию реферата исследовательской работы”.
Предназначение программы интенсивной школы – выявлять и поощрять детей, которые реально желают заниматься научно-исследовательской деятельностью; дать возможность школьникам развить свой познавательный интерес, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности, определяющие формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном мире.
Программа направлена на формирование организационно-деятельностных качеств обучающихся, таких как способность осознавать цели и задачи учебно-исследовательской деятельности, умение ставить цель и организовать ее достижение, а также развитие креативных качеств – вдохновленность, гибкость ума, критичность, наличие своего мнения, умение выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
Главное условие участия школьников в учебно-исследовательской деятельности – никакого насилия над собой, только личный интерес, личная увлеченность – пропуск в ШКОЛУ УМНИКОВ И УМНИЦ.
Учебно-познавательная программа интенсивной школы “Первые шаги в науку” по направленности содержания – надпредметная, по срокам реализации – краткосрочная, состоит из 3-х тематических модулей:
1 модуль – “Первые научные пробы. Самоопределение в науке”
2 модуль – “Поиск истины. От замысла к открытию”
3 модуль – “Путь к успеху. Практика выступления с научным докладом”.
Продолжительность каждого модуля – 3 дня (18 часов), в каникулярное время. Продолжительность образовательного процесса – 1 год.
Формы организации деятельности – групповая и индивидуальная.
Основная организационная форма обучения – погружение.
Программа предполагает использование следующих обучающих форм:
- Установочные и аналитические мини-лекции.
- Научные практикумы.
- Уроки-дискуссии.
- Психологические тренинги.
- Консультации.
- Беседы.
- Научные состязания.
- Защита исследовательских мини-проектов.
Ожидаемые результаты:
– сформированность исследовательской компетентности;
– умение самостоятельно проводить исследование, связанное с проблемами, решение которых способствует развитию научно-ориентированного мышления;
– владение основными методами научного познания;
– повышение уровня владения техниками работы с информацией;
– освоение схемы целеполагания и практики оформления результата своей работы;
– овладение способами презентации себя и своей деятельности;
– приобретение опыта продуктивной творческой деятельности;
– овладение опытом разных социальных позиций;
– освоение культуры рефлексивного мышления;
– развитие навыков самообразования;
– возможность, мотивированным к научно-исследовательской деятельности школьникам в рамках НОУ, выйти на краевой, федеральный, международный уровень, определиться в выборе научного направления.
В результате освоения курса “Первые шаги в науку” учащиеся должны знать:
– понятия – “цель и задачи исследовательской работы”, их основное отличие, “объект и предмет исследования”, “проблема”, “гипотеза”, “методы исследования”, “эксперимент”, “результат исследования”;
– структуру исследовательской работы и последовательность действий ее выполнения;
– источники поиска необходимой информации;
– структуру речевых конструкций гипотезы исследования;
– порядок оформления списка используемой литературы;
– способы обработки и представления результатов.
Учащиеся должны уметь:
– пользоваться мыслительными операциями (анализ, сравнение, классификация, обобщение), как приемами мыслительной деятельности;
– выстраивать шаги действий по разворачиванию темы исследования и реализации учебно-исследовательского проекта;
– уметь выдвигать гипотезы и находить способы их проверки;
– пользоваться специальной литературой, справочниками, энциклопедиями, каталогами библиотеки для поиска учебной информации,
Механизм отслеживания результатов работы в интенсивной школе – на уровне экспертизы:
- освоено полностью;
- освоено частично;
- не освоено.
Формы подведения итогов реализации программы:
– Уроки-дискуссии, где учащиеся обсуждают промежуточные и итоговые результаты учебно-исследовательской работы.
– Учебно-исследовательская конференция “Первые шаги в науку” (защита мини-рефератов, проведенных исследований), коллективное обсуждение во время проведения конференции.
– Публичное предъявление и защита памятки “Практические советы по проведению исследования и написанию реферата исследовательской работы”.
Учебно-тематический план интенсивной школы “Первые шаги в науку”
№ |
Модули программы и изучаемые темы |
Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | 1 модуль “Первые научные пробы”. Самоопределение в науке. |
18 | 6 | 12 |
1.1 | Презентация курса “Первые шаги в науку” | 0,5 | 0,5 | |
1.2 | Давайте познакомимся. Техники знакомства. Техники влияния. | 1,5 | 0,5 | 1 |
1.3 1.3.1 1.3.2 1.3.3 1.3.4 |
Структура учебно-исследовательской
деятельности Тема для исследования. Как найти интересную тему для исследования? Преобразование учебной, научной информации в тему исследования. Актуальность и практическая значимость исследования. Объект и предмет исследования. |
6 2 4 | ||
1.4. 1.4.1 1.4.2 1.4.3 1.4.4 1.4.5 1.4.6 1.4.7 1.4.8 |
Следующие шаги. . . : – Определение цели и задач исследования – Формулирование гипотезы – Определение методов исследования – Планирование исследования – Распределение ролей при работе в команде – Виды литературных источников информации – Виды фиксирования и обобщения информации – Библиографическое описание |
10 3 7 | ||
2. | 2 модуль “Поиск истины. От замысла к открытию”. |
18 4,5 13,5 | ||
2.1. |
Творческая личность. Качества творческой личности. |
2 | 0,5 | 1,5 |
Азбука лидерства |
||||
2.2. 2.2.1 2.2.2 2.2.3 |
Эксперимент и исследование. Общая методология выполнения исследовательских работ. Планирование, выбор методов эксперимента, подтверждение гипотезы, анализ данных. Ведение дневника |
13 3,5 9,5 | ||
2.3. 2.3.1 2.3.2 |
Оформление работы Оформление работы и подготовка приложений Рекомендации по размещению иллюстраций в работе |
3 0,5 2,5 | ||
3. | 3 модуль “Путь к успеху. Практика выступления с научным докладом” |
18 2,5 15,5 | ||
3.1. 3.1.1 3.1.2 3.1.3 |
Практика презентации
исследовательской работы Успех презентации – залог признания и путь к номинации! Основные подходы к составлению защитной речи. Стендовый доклад. |
5 1 4 | ||
3.2. | Тезисы и рецензия – это тоже важно! Основные правила написания. |
2 | 2 | |
3.3. | Учебно-исследовательская конференция “Первые шаги в науку”. Презентация проекта и исследования. | 3 | 0,5 | 2,5 |
3.4. | Критерии оценки научных работ. Экспертиза. |
3 | 3 | |
3.5. | Разработка памятки “Практические советы по проведению исследования и написанию реферата исследовательской работы”, ее публичное предъявление и защита. | 2 | 2 | |
3.6 | Учимся рефлексировать! Виды рефлексии. Рефлексия деятельности и рефлексия состояния. Тренинг. |
3 | 1 | 2 |
ИТОГО: | 54 ч | 13 ч | 41 ч |
Содержание учебного материала
1. Введение (2,5 ч).
Давайте познакомимся. Техники знакомства. Техники влияния. Презентация курса. Цели и задачи. Организация занятий и их специфика.
2. Структура учебно-исследовательской деятельности (6 ч).
Как найти интересную тему. Актуальность и практическая значимость. Понятие актуальности исследования. Обоснование актуальности выбранной темы и практической значимости исследования.
Цель и задачи исследования. Понятия: “цель работы”, “задачи работы”, “объект и предмет исследования”.
Научный факт, гипотеза, эксперимент, выводы. Выполнение работы по алгоритму. Планирование исследования. Определение методов исследования.
Практическая работа: разработка замысла проекта.
Формы контроля: защита замысла проекта.
3. Этапы организации исследовательской деятельности (4 ч).
Распределение ролей при работе в команде.
Шаги по разворачиванию исследовательской деятельности. Планирование исследовательской работы.
Этапы работы.
Формы контроля: защита плана проекта.
Оборудование: памятки.
4. Организация работы с информацией (5,5 ч).
Основные виды источников получения информации: библиотечные каталоги, универсальные энциклопедии, словари, специальные справочники.
Поиск информации в Интернет по ключевому слову. Поиск адреса необходимого сайта.
Виды фиксирования и обобщения информации.
Составление списка литературы.
Практическая работа: составление сводных таблиц и диаграмм. Библиографическое описание.
Формы контроля: представление списка литературы, необходимой для исследовательской работы.
Оборудование: компьютеры, подключение к Интернет, памятка.
5. Эксперимент и исследование (13 ч).
Общая методология выполнения исследовательской работы. Планирование, выбор методов эксперимента.
Формы организации эксперимента: метод теоретического анализа литературы по выбранной проблеме, социологические методы исследования: анкетирование, беседа, интервью, наблюдение; математико-статистические.
Подтверждение гипотезы, анализ данных.
Формы контроля: Ведение дневника наблюдений.
Вид деятельности учащихся: индивидуальная эвристическая работа по алгоритму.
6. Оформление работы и подготовка приложений (3 ч).
Размещение иллюстраций в работе.
Практическая работа: технология составления сводных таблиц и диаграмм. Формы контроля: план экспериментальной части исследовательской работы.
Оборудование: памятка.
7. Практика презентации исследовательской работы (11 ч).
Успех презентации. Основные подходы к составлению защитной речи.
Стендовый доклад.
Основные правила написания тезисов и рецензии.
Презентация проекта и исследования.
Формы: учебно-исследовательская конференция, доклад, дискуссия.
Оборудование: компьютеры.
Формы контроля: защита докладов, фестиваль презентаций. Разработка памятки “Практические советы по презентации исследовательской работы”.
8. Критерии оценки научных работ. Экспертиза (3 ч).
Оборудование: памятка.
Форма организации деятельности учащихся: групповая работа. Практическая работа: письменная экспертиза исследовательской работы.
9. Практическая работа: разработка памятки “Практические советы по проведению исследования и написанию реферата исследовательской работы” (2 ч).
Форма деятельности учащихся: индивидуальная работа. Вид контроля: публичное предъявление памятки.
10. Виды рефлексии. Рефлексия деятельности и рефлексия состояния (2 ч).
Обучающая форма: тренинг.
Форма организации деятельности учащихся: групповая работа.
Методическое обеспечение
В основе методики реализации курса лежит практико-ориентированный и гуманистический подход к образованию.
Учебные занятия по образовательной программе “Первые шаги в науку” состоят из теоретической и практической части, где большую часть времени занимает практика: школьники знакомятся с этапами организации учебно-исследовательской деятельности, технологией поиска информации, правилами структурирования реферата. В качестве дидактического средства по разным видам деятельности обучающимся выдаются памятки с алгоритмами работы. Алгоритмы носят рекомендательный характер и не подменяют творчество и воображение ученика, его собственную позицию и отношение. Для формирования информационной компетентности на учебных занятиях создаются условия для самостоятельного поиска, анализа, преобразования и способов применения информации для решения проблем.
Изучаемый материал строится таким образом, что каждый последующий этап включает в себя какие-то новые, более сложные задания, требующие теоретического осмысления.
Для освоения системы необходимых понятий применяется метод “мозгового штурма”, проектное обучение, творческий зачет, которые позволяют установить баланс между понятийным и образным мышлением, приобщить ученика к категориям и закономерностям освоения теории. Главным методическим принципом организации исследовательской практики выступает система усложняющихся творческих заданий, позволяющих детям учиться управлять процессом усвоения знаний. Ученик должен не только грамотно и убедительно решать каждую проблемную задачу, возникающую по ходу работы, но и сам осознавать логику ее построения. В основе метода обучения поиску, анализу и структурированию содержания информации лежит разъяснение ученику последовательности действий и операций поискового движения: от общего к частному. Доминирующими является групповые формы работы, вовлекающие учащихся в самостоятельную деятельность, дискуссии, диалоги. Прием объяснения учеником собственных действий, а также прием совместного обсуждения вопросов в группе, возникающих по ходу работы, с педагогом и другими детьми, помогает расширить понимание о средствах, способах и возможностях творческой деятельности и обеспечивает развитие информационной и коммуникативной компетентностей учащихся.
Стимулирование творческой деятельности осуществляется посредством приемов и методов, создающих обстановку, располагающую к творчеству: подбор увлекательных, на высоком уровне трудности творческих заданий, создание проблемных ситуаций, использование эвристических приемов, обеспечение на занятиях доброжелательного 'психологического климата, уважительное отношение к детскому творчеству, индивидуальный подход.
Любое самостоятельное исследование осуществляется под руководством педагога. Педагог помогает школьнику организовать исследование, корректирует цели и задачи, разрабатывает совместно с обучающимся индивидуальный “маршрут”, выполняет роль консультанта и координатора.
Список литературы
- Новожилова М.М. и др. Как корректно провести исследование. “5 за знания”. М., 2008.
- Татьянкин Б. А. и др. Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе. “5 за знание”. 2007.
- Конова В.В. Педагогическое проектирование образовательных программ в учреждениях дополнительного образования. КДПиШ. Красноярск.2003.
- Добринская С.Ю. Социальное проектирование школьников. КДПиШ. Красноярск. 2004.
- Методические рекомендации. Юный исследователь: вопросы и ответы. Красноярск. 2003.
- Психология старшеклассника. Кон И.С.
- Ковалев А.Г. Психология личности. М., Просвещение. 1996.
- Информационно-методический журнал “Научное общество учащихся”. КДПиШ, Красноярск.2005–2008.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. АСАВЕМА. Москва. 1999.
- Гамезо М.В. Возрастная психология. ПОР. Москва. 2001.
- Столяренко Л.Д. Психология. 100 экзаменационных ответов по психологии. ИЦ “Март”. Ростов-на-Дону. 2001.
- Столяренко Л.Д.Педагогика. 100 экзаменационных ответов по педагогике.. ИЦ “Март”. Ростов-на-Дону. 2001.
- Леонтьев Б.А. Web-дизайн: хитрости, тонкости и секреты. Полное руководство пользователя. М.: СОЛОН-Пресс. 2003.
- Бурменская Г.В и Слуцкая В.М. Одаренные дети. М.: “Прогресс”. 1991.
- Карделл Ф. Формула успеха. ИК “Невский проспект”. СПб., 2001.
- Шмаков С.А. Игры развивающие психические качества личности школьника. ЦГЛ. М., 2004.
- Микало М. Тренинг интеллекта. Сам себе психолог. Питер. Санкт-Петербург. 2001.