Урок по теме "Доколумбова Америка: народы, занятия, нравы"

Разделы: История и обществознание, МХК и ИЗО


План урока:

  1. Территория, население и занятия
  2. Майя
  3. Ацтеки
  4. Инки

Оборудование:

  • карта "Государства и народы Америки",
  • раздаточный материал для работы в группах (карточки),
  • оборудование для презентации (PowerPoint).

Цели:

  • способствовать ознакомлению учащихся с жизнью обитателей Америки в доколумбовый период, особенностями их общественных отношений, нравами, культурой;
  • продолжить работу по формированию умений и навыков работы с картой, с дополнительным материалом, работы по обобщению и анализу полученной информации, работы индивидуально и в группах;
  • побудить учащихся с уважением относиться к культуре и мировоззрению других народов, к их историческому прошлому.

Ход урока

I. Повторение - в соответствии с программой

II. Новый материал

Презентация.

1. Объявляем тему урока. Запускаем презентацию "Доколумбова Америка", вводим в понятия "доколумбова Америка", "индейцы" - почему население принято так называть, вводим план урока, предлагаем в своих тетрадях составить кластер (слайд 3) сначала индивидуально, потом в парах, потом в четверках. Представитель от группы докладывает о результатах, и синхронизированная информация выносится на доску в кластер.

2. По карте учитель объясняет, как индейцы попали в Америку через Берингов пролив и называет места их расселения с последующим формированием цивилизаций.

3. Далее объяснения учителя сочетаются с просмотром презентации. Учащиеся заполняют таблицу "Особенности народов и культур":

  Майя Ацтеки Инки
Занятия

Общественный строй

Культурные достижения

     

 4. Осмысление

Работа с документами: учащиеся делятся на 3 группы, далее работа в группах, обсуждение.

А.) Испанский монах Диего де Ланда в книге "Сообщение о делах в Юкатане" (XVI в.) рассказал:

"Поля были засажены очень хорошими деревьями: В середине селения находились храмы с красивыми площадями, вокруг храмов были дома знатных и жрецов, затем людей наиболее богатых и почитаемых, а на окраине селения находились дома людей наиболее низших:

Их имения были засажены винными деревьями, засеяны хлопком, перцем и кукурузой".

Какие выводы вы можете сделать на основе этого описания о занятиях и общественных порядках у майя?

Б.) В записках о Мексике участника похода Кортеса-Берналя Диаса описывается ремесло ацтеков:

"Прежде всего, конечно, нужно упомянуть про резчиков по камню, а также золотых дел мастеров, ковкой и литьем создававших такие вещи, которые бы возбудили зависть их испанских товарищей. Великое их было множество:

Вместе жили и ювелиры, удивительно опытные в шлифовке разных каменьев. Великолепны были также художники, скульпторы и мастера по резьбе. Ткачеством и вышивкой занимались больше женщины, достигая в этом невероятного искусства, особенно в изготовлении тончайшей материи с прокладкой из перьев:

Наконец, (правитель) содержал еще: большое количество каменщиков, плотников, столяров, садовников".

Какие выводы о числе специалистов, о видах ремесла и искусстве майя можно сделать на основе этого отрывка?

В.) В историческом произведении XVI в. сказано: индейцы построили "очень широкую и ровную дорогу, взламывая и выравнивая утесы, где в том имелась необходимость, и выравнивая, и поднимая дно ущелий каменной кладкой так высоко, что иногда сооружение подымалось с глубины в 15 или 20 ростов:

И, говорят, что когда ее закончили, она была такой ровной, что по ней могла проехать карета".

У какого народа Америки были созданы такие дороги? Что вы еще знаете об этих дорогах? В каких государствах Ближнего Востока и античной Европы уделяли такое же внимание состоянию дорог?

III. Закрепление материала

В конце урока можно проверить записи в таблице, вернуться к кластеру и проанализировать полученную информацию.

Если возникли невыясненные на уроке вопросы - дать индивидуальное задание к следующему уроку.

IV. Подведение итогов урока

Выставление оценок, объявление домашнего задания.

Литература

  1. Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков: Учебник для 6 класса. - М.: Просвещение, 2007.
  2. Донской Г.М. Задания для самостоятельной работы по истории средних веков - М.: Просвещение, 1992.
  3. Смирнов С.Г. Задачник по истории средних веков - М.: Мирос, 1995.

Интернет-ресурсы:

  1. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7a05c29e-44c0-11dc-8314-0800200c9a66/?from=8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66&
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%B9%D1%8F
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%86%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B8
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D0%BA%D0%B8