План урока:
- Территория, население и занятия
- Майя
- Ацтеки
- Инки
Оборудование:
- карта "Государства и народы Америки",
- раздаточный материал для работы в группах (карточки),
- оборудование для презентации (PowerPoint).
Цели:
- способствовать ознакомлению учащихся с жизнью обитателей Америки в доколумбовый период, особенностями их общественных отношений, нравами, культурой;
- продолжить работу по формированию умений и навыков работы с картой, с дополнительным материалом, работы по обобщению и анализу полученной информации, работы индивидуально и в группах;
- побудить учащихся с уважением относиться к культуре и мировоззрению других народов, к их историческому прошлому.
Ход урока
I. Повторение - в соответствии с программой
II. Новый материал
1. Объявляем тему урока. Запускаем презентацию "Доколумбова Америка", вводим в понятия "доколумбова Америка", "индейцы" - почему население принято так называть, вводим план урока, предлагаем в своих тетрадях составить кластер (слайд 3) сначала индивидуально, потом в парах, потом в четверках. Представитель от группы докладывает о результатах, и синхронизированная информация выносится на доску в кластер.
2. По карте учитель объясняет, как индейцы попали в Америку через Берингов пролив и называет места их расселения с последующим формированием цивилизаций.
3. Далее объяснения учителя сочетаются с просмотром презентации. Учащиеся заполняют таблицу "Особенности народов и культур":
Майя | Ацтеки | Инки | |
Занятия Общественный строй Культурные достижения |
4. Осмысление
Работа с документами: учащиеся делятся на 3 группы, далее работа в группах, обсуждение.
А.) Испанский монах Диего де Ланда в книге "Сообщение о делах в Юкатане" (XVI в.) рассказал:
"Поля были засажены очень хорошими деревьями: В середине селения находились храмы с красивыми площадями, вокруг храмов были дома знатных и жрецов, затем людей наиболее богатых и почитаемых, а на окраине селения находились дома людей наиболее низших:
Их имения были засажены винными деревьями, засеяны хлопком, перцем и кукурузой".
Какие выводы вы можете сделать на основе этого описания о занятиях и общественных порядках у майя?
Б.) В записках о Мексике участника похода Кортеса-Берналя Диаса описывается ремесло ацтеков:
"Прежде всего, конечно, нужно упомянуть про резчиков по камню, а также золотых дел мастеров, ковкой и литьем создававших такие вещи, которые бы возбудили зависть их испанских товарищей. Великое их было множество:
Вместе жили и ювелиры, удивительно опытные в шлифовке разных каменьев. Великолепны были также художники, скульпторы и мастера по резьбе. Ткачеством и вышивкой занимались больше женщины, достигая в этом невероятного искусства, особенно в изготовлении тончайшей материи с прокладкой из перьев:
Наконец, (правитель) содержал еще: большое количество каменщиков, плотников, столяров, садовников".
Какие выводы о числе специалистов, о видах ремесла и искусстве майя можно сделать на основе этого отрывка?
В.) В историческом произведении XVI в. сказано: индейцы построили "очень широкую и ровную дорогу, взламывая и выравнивая утесы, где в том имелась необходимость, и выравнивая, и поднимая дно ущелий каменной кладкой так высоко, что иногда сооружение подымалось с глубины в 15 или 20 ростов:
И, говорят, что когда ее закончили, она была такой ровной, что по ней могла проехать карета".
У какого народа Америки были созданы такие дороги? Что вы еще знаете об этих дорогах? В каких государствах Ближнего Востока и античной Европы уделяли такое же внимание состоянию дорог?
III. Закрепление материала
В конце урока можно проверить записи в таблице, вернуться к кластеру и проанализировать полученную информацию.
Если возникли невыясненные на уроке вопросы - дать индивидуальное задание к следующему уроку.
IV. Подведение итогов урока
Выставление оценок, объявление домашнего задания.
Литература
- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков: Учебник для 6 класса. - М.: Просвещение, 2007.
- Донской Г.М. Задания для самостоятельной работы по истории средних веков - М.: Просвещение, 1992.
- Смирнов С.Г. Задачник по истории средних веков - М.: Мирос, 1995.
Интернет-ресурсы: