На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения состояния физического, психического и социального здоровья детей, поэтому проблема здоровья, развития и воспитания детей остается важнейшей государственной проблемой, так как от уровня здоровья, образованности зависит трудовой потенциал страны в ближайшем будущем.
Поэтому первостепенной задачей нашего дошкольного учреждения мы считаем охрану жизни и укрепление здоровья детей, их физическое развитие в процессе воспитания и обучения. На ее решение направлены усилия всего коллектива.
В связи с вышесказанным, мною, как заместителем заведующей по воспитательно-методической работе, были определены следующие направления в работе:
- рациональная организация учебного процесса в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
- рациональная организация двигательного режима;
- систематизация работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
- совершенствование работы по развитию физических и нравственно-волевых качеств личности;
- решение физкультурно-оздоровительных и воспитательных задач в тесном взаимодействии медицинских работников, педагогов и семьи.
Основными принципами, которыми руководствуюсь в своей работе, являются:
- Принцип оздоровительной направленности. Педагог несет ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка, он обязан обеспечить рациональный двигательный режим, создать оптимальные условия для игр и занятий детей. Целесообразность проведения любого мероприятия рассматривается с позиции здоровья каждого ребенка. При введении новшеств в педпроцесс следует помнить главное правило «Не навредить здоровью»;
- Принцип индивидуализации. Планируя работу, педагог должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: обеспечивается для каждого оптимальная физическая нагрузка и моторная плотность; индивидуальный темп двигательной активности и не допускается заорганизованности; идея индивидуализации учитывается и в составлении режима дня и при организации закаливания, в работе с детьми, имеющими недостатки в развитии или опережающими сверстников;
- Принцип единства с семьей. Правильно воспитать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания и оздоровления. Положительные результаты в оздоровлении дошкольника возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников ДОУ и семьи, в понимании важности, значимости всех форм оздоровительной работы с детьми.
Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. В повседневной деятельности необходимо развивать у детей понимание того, что здоровый образ жизни включает в себя умение человека вести активный образ жизни.
Большое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми на прогулке. Педагоги отдают предпочтение подвижным играм с небольшими группами дошкольников. Такие игры на воздухе способствуют тренировке носового дыхания, углублению выдоха, улучшению дыхания в целом. В этих целях педагоги используют такие игры, как «Филин», «Лети, перышко», «Кошка и мышка», «Ваньки-встаньки», «Увернись» и др.
В ДОУ ежегодно планируются мероприятия по ЗОЖ. В ходе анализа мероприятий, организованных в МДОУ с воспитанниками был выявлен широкий спектр, проводимых с детьми организационных форм деятельности:
- занятия: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», сюжетное занятие «Озорные лягушата», «Будь осторожен с огнем», «Если в доме начался пожар», «Правила поведения при пожаре», «Правила уличного движения», «Обязанности пешеходов», «Хороший – плохой огонь», «Как ребенку не попасть к злому волку прямо в пасть», «Вечный двигатель», и т.д.
- театрализованная деятельность «Жили – были автомобили или автобол», настольный театр «Три сигнала светофора или опасные ситуации на улице и во дворе», театрализованное представление по правилам дорожного движения «Хочу водить машину», «Вкусное молоко» театрализованное представление для детей всех возрастных групп, «Праздник смеха», и др.
- спортивные развлечения спортивный праздник «Азбука безопасности», «Мы пожарные», «Зов джунглей», «Шел в лесу колючий ёжик».
- познавательно - музыкальная викторина - «Я знаю: это опасно!»
- целевые прогулки «Наблюдение за светофором», «Я – пешеход и пассажир»
- развлечения «Как мы боремся с огнем», развлечение на воде для младших групп «Веселые дельфины», «В мире музыки и танца» музыкальное развлечение – игра, «Посвящение в юные художники» праздник МУЗО + ИЗО
- выступление агитбригады «Пилигрим» «Движение без опасности».
С помощью этих мероприятий у детей укрепляется желание быть здоровыми, вырасти красивыми, активными, уметь обслуживать и вести себя так, чтобы не причинять вреда себе и другим, с помощью взрослого ребенок осознает: для того чтобы быть здоровым нужно ежедневно выполнять физические упражнения, закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня, есть здоровую еду, быть чистым, следить за чистотой одежды и обуви, помещения и окружающей среды. Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее сформируется у него важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес к физической стороне своей жизни.
Непременным источником здоровья ребенка является также обеспечение определенного уровня валеологической грамотности детей, формирующих культуру здоровья и здорового образа жизни.
Говорят, именно в детстве человек получает основную базу знаний, именно в это время формируется система жизненных ценностей. С малых лет человек начинает, прежде всего, учиться ценить жизнь. Правда, учеба эта происходит большей частью в виде игры. Поэтому педагоги нашего ДОУ строят свою работу таким образом, чтобы детям было и интересно и поучительно. Так в ходе двухмесячника были проведены такие организованные формы работы как тематические акции «Путешествие в страну здоровья», «В здоровом теле – здоровый дух», недели здоровья «Детский сад - наш общий дом, в нем здоровыми растем»
Цель тематических акций и недели здоровья:укрепления физического и психического здоровья детей, их развития и эмоционального благополучия, повышения естественной потребности ребенка в движении и воспитание привычки к здоровому образу жизни. Приобщение родителей к участию в жизни ДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы. Оказание помощи родителям в вопросах воспитания и оздоровления дошкольников.
Основные задачи
- Сохранять и укреплять здоровье детей. Развивать функциональные возможности детей, улучшать их работоспособность. Удовлетворять потребность детей в движении.
- Организовывать разнообразные формы работы с детьми, направленные на укрепление здоровья и воспитание привычки к здоровому образу жизни. Помимо традиционных форм работы с детьми (занятия, беседы, дидактические и подвижные игры) используются и нетрадиционные: практические занятия, направленные на закрепление навыков личной гигиены, воспитание здорового образа жизни; праздники направленные на формирование валеологических представлений и спортивные праздники.
- Внедрение активных форм работы по повышению культуры здоровья воспитанников, родителей, педагогов.
- Расширение информационного пространства по формированию здорового образа жизни всех участников образовательного процесса.
- Усиление роли специалистов образовательного учреждения в укреплении здоровья и воспитании привычки к здоровому образу жизни воспитанников и их родителей.
Тематическая акция «В здоровом теле – здоровый дух»
№ |
Мероприятие |
Ответственный |
Месяц |
Итоговый документ |
Работа с детьми |
||||
1. |
Конкурсная программа по ОБЖ «Поступаем правильно» |
Музыкальный руководитель |
сентябрь |
Конспект |
2. |
Творческая деятельность детей «Я расту, и здоровье берегу» (составление рассказов, продуктивная деятельность) |
Воспитатель |
октябрь |
Конспект |
3. |
Занятие «Сохрани свое здоровье сам» |
Воспитатель |
октябрь |
Конспект |
4. |
Развлечение «В пестром хороводе» |
Музыкальный руководитель |
октябрь |
Конспект |
5. |
Спортивный праздник «Зимние забавы» |
Инструктор физического воспитания |
октябрь |
Конспект |
6. |
«Папа» - мяч и «мама» - мяч» - комплексное занятие для всех групп |
Инструктор физического воспитания |
октябрь |
Конспект |
7. |
Разучивание «Трех золотых правил» мытья рук перед едой |
Воспитатель |
ноябрь |
Конспект |
8. |
Д/ игра «Что полезно для зубов?», |
Воспитатель |
ноябрь |
Конспект |
9. |
Чтение сказки И. Семеновой «Учусь быть здоровым или Как стать Неболейкой» |
Воспитатель |
ноябрь |
Конспект |
10. |
Уроки ритмики «Лесная сказка» Танцевально-игровая программа |
Музыкальный руководитель |
ноябрь |
Конспект |
11. |
Занятие в младших группах «Куклы любят физкультуру» |
Инструктор физического воспитания |
ноябрь |
Конспект |
12. |
Конкурс декоративной поделки «Подарок юному пешеходу» |
Воспитатель ИЗО |
ноябрь |
Справка, фото |
13. |
«Секреты здоровья» Музыкально-театральное представление |
Музыкальный руководитель |
ноябрь |
Конспект |
14. |
«Красный, желтый, зеленый» праздник, посвященный ознакомлению с ПДД» |
Музыкальный руководитель |
ноябрь |
Конспект |
Работа с родителями |
||||
1. |
Оформление папки «Оздоровительные процедуры в детском саду» |
Воспитатель |
сентябрь |
Материалы |
2. |
Изготовление папки-передвижки «Расти, малыш здоровым!» |
Воспитатель |
сентябрь |
Материалы |
3. |
Информационное письмо. «Прогулки с детьми в лес» |
Воспитатель |
сентябрь |
Материалы |
4. |
Анкетирование родителей «Условия здорового образа жизни в семье» |
Воспитатель |
октябрь |
Материалы |
5. |
Газета «Здоровейкино» |
Воспитатель |
октябрь |
Материалы |
6. |
Советы «Уникальный период в жизни человека» |
Воспитатель |
ноябрь |
Материалы |
7. |
Дискуссионный клуб для родителей «О здоровье – всерьез» |
Воспитатель |
ноябрь |
Материалы |
8. |
Выставка творческих работ «Семейка Здоровейка!» |
Воспитатель |
ноябрь |
Материалы |
9. |
Консультация «Спорт начинается с картинок» |
Инструктор физического воспитания |
ноябрь |
Материалы |
Неделя здоровья «Детский сад - наш общий дом, в нем здоровыми растем»
№ |
Мероприятие |
Ответственный |
Дата |
Итоговый документ |
1. |
«Турнир смелых, сильных, ловких» |
Инструктор физического воспитания |
|
Конспект |
2. |
Беседа «Если хочешь быть здоров, закаляйся» |
Воспитатель |
|
Конспект |
3. |
«Танцуем, играем, поем – здоровыми растем» - развлечение с элементами оздоровительной гимнастики |
Музыкальный руководитель |
|
Конспект |
4. |
Беседа «Привычки, какие они бывают» |
Воспитатель |
|
Конспект |
5. |
Тематическое занятие: «Я здоровым стать хочу» |
Воспитатель |
|
Конспект |
6. |
Тематическое занятие: «Витаминки для зайчат» |
Воспитатель |
|
Конспект |
7. |
Тематическое занятие: «Нам водичка добрый друг» |
Воспитатель |
|
Конспект |
8. |
Эстафеты для подготовительных групп «Зигзаги ловкости» |
Инструктор физического воспитания |
|
Конспект |
9. |
Занятие: «Мы рисуем страну Здоровья» |
Воспитатель ИЗО |
|
Рисунки |
10 |
Игра-инсценировка «Кукла Маша собирается на прогулку» |
Воспитатель |
|
Конспект |
11 |
Развлечение «Будь здоров, расти большой» |
Инструктор плав. бассейна |
|
Конспект |