Форма: круглый стол"
Цель: предупреждение и преодоление агрессивного, конфликтного поведения детей и подростков.
Задачи:
- Повышение личной компетентности педагогов в вопросах эффективного взаимодействия с детьми агрессивного поведения.
- Осуществление профилактики нежелательных негативных тенденций в поведении детей.
- Выработка "эффективного" стиля взаимодействия с детьми асоциального поведения (слайд № 2)
Оборудование:
- презентация по теме
- выставка книг
- раздаточный материал
- видеоролики
Участники:
- классные руководители 5-11 классов
- школьный психолог
- школьный библиотекарь
Предварительный анализ проблемы:
- анкетирование учащихся, классных руководителей, учителей,
- анализ итогов правового месячника
- Место проведения: МОУ СОШ № 4 (слайд № 3)
План проведения:
1. Вступительное слово руководителя ШМО
2.Анализ итогов правового месячника
3. Теоретическая часть
4. Практическая часть
5 Обсуждение итогов работы
6. Домашнее задание
7. Решение МО кл. рук.
Сценарий мероприятия
Вот сидит перед нами, взгляните.
Сжался пружиной, отчаялся он,
С миром оборваны тонкие нити,
Словно стена, без дверей и окон.
Вот они главные истины эти:
Поздно заметили: поздно учли:
Нет, не рождаются трудными дети!
Просто им взрослые не помогли.
С. Давидов
I. Вступительное слово руководителя ШМО
Изменения, происходящие в нашем обществе сегодня, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых "является проблема воспитания трудного ребёнка".
Актуальность её заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению детей с девиантным поведением .
Причин этому множество - это и политические, и социально-экономические и др. (слайд № 4)
Как видно из статистических данных по России "Изменение поведения школьников за последние 3-5 лет", превалирующими секторами являются:
- Увеличение агрессивности, жестокости (15 %)
- Неустойчивость психоэмоциональной сферы, взглядов, характера (12%)
- Равнодушие к окружающим (8%)
- Снижение интереса к учёбе (7%)
По результатам анкетирования классных руководителей нашей школы (слайд № 5)
"Что особенно беспокоит в поведении школьников":
- Отсутствие чувства ответственности за свои поступки (31%)
- Высокий уровень детской агрессивности (17%)
- Неуважение к чужой личности (14%)
- Равнодушие к окружающему миру, людям (13%).
Как видим, проблемы эти актуальны и для нашей школы, поэтому нас не могут не волновать вопросы: (слайд № 6)
- Как помочь такому ребёнку?
- Что посоветовать его родителям?
- Как грамотно организовать воспитательную работу с ним?
Ответить на эти вопросы нам предстоит на сегодняшнем заседании методического объединения.
От нашего заинтересованного и искреннего участия зависит успешность работы с такими детьми.
Инициативная группа по подготовке ШМО
предложила рассмотреть эту тему за "круглым столом".
А начнём мы работу с подведения итогов прошедшего месячника правовых знаний (звучит анализ итогов правового месячника) (слайд № 7,8)
II. Теоретическая часть (выступление школьного психолога)
Всё чаще в нашем обществе наблюдается поведение детей, направленное на демонстрацию и утверждение своей власти над кем-то или чем-то. Возникают вопросы: "Как помочь такому ребенку? Как вести себя педагогу с ним? Каковы основные психолого-педагогические условия организации воспитания детей, обеспечивающие его эффективность и способствующие профилактике и исправлению возникающих трудностей в поведении ребенка?"
Для ответа на эти вопросы необходимо знать источники агрессивного поведения, т.е. ответить прежде на вопрос: "Почему у ребенка появляются агрессивные реакции, каким образом происходит усвоение и подкрепление агрессивного поведения?". А также уметь правильно диагностировать данное поведение. Умение за "плохим" поведением распознавать причины его возникновения, умея в критических ситуациях отличить агрессивное поведение от уверенного лидерского и напористого, педагог начинает обнаруживать пути взаимодействия с детьми, может грамотно пользоваться принципами профилактики такого поведения и применять оптимальные меры экстренного педагогического вмешательства в моменты проявления агрессивного и мстительного поведения.
Агрессивное поведение различают (слайд № 9)
1. По направленности:
- непосредственно против источника фрустрации (состояние безысходности)
- смещенное против "заместителя" источника;
- гетероагрессия " на другого";
- аутоагрессия " на себя";
2. По социальности:
- социально-приемлемое;
- асоциальное.
3. По особенностям психических действий:
- физическая - вербальная;
- активная - пассивная
- временные признаки "по частоте проявлений и длительности";
- пространственные признаки - семья, школа, на улице.
Нет универсального способа исправить "плохое" поведение. За каждым проступком стоит уникальная комбинация причин и целей. Педагогическое вмешательство - создание некоторых условий, в которых дети могут принять решение изменить поведение, а могут и не принять.
Нарушая дисциплину, ребенок осознает, что ведет себя неправильно, но может и не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из 4-х целей: (слайд № 10)
- Привлечь внимание,
- Власть
- Месть
- Избегание неудач.
План изменения поведения ребенка должен учитывать индивидуальный подход.
ОН осуществляется поэтапно.
- ШАГ 1: Учимся выполнять диагностику. Собирайте и точно формулируйте факты (ЧТО ребенок делает? КОГДА он обычно это делает? КАК ЧАСТО делает это?).
- ШАГ 2: Определяем истинную цель (мотив) нарушения дисциплины (их четыре).
- ШАГ 3: Выбираем технику экстренного вмешательства в момент нарушения дисциплины (эффект должен быть быстрым и верным).
- ШАГ 4: Разрабатываем стратегию поддержки и помощи агрессивному ребенку.
Характеристика "плохого" поведения ребенка в зависимости от цели. (слайд № 11)
Мотивы плохого поведения. Таблица.
1. Поведение, направленное на привлечение внимания (НПВ).
Мы все нуждаемся во внимании со стороны окружающих людей. Но есть дети, которые своим поведением все время стремятся привлечь к себе внимание, и никогда не удовлетворены получаемым. Ощущая недостаток внимания к себе, ученики придумывают различные выходки, суть которых - демонстративность. Различают две формы поведения НПВ: активную и пассивную. Активные действуют без проигрышно. Они совершают такие поступки, на которые невозможно не обратить внимание. И если не отреагировать немедленно, то можно потерять контроль над коллективом. Пассивных можно назвать тихими саботажниками. Они медленно и намеренно выводят вас из себя (Я не делаю ничего плохого).
Таблица 1. Характеристика поведения, направленного на привлечение внимания
Активная форма ИН-поведения | Вспышки негодования: ребенок теряет контроль над собой, когда давление ответственности становится слишком сильным. |
Пассивная форма ИН-поведения | Откладывание на потом, недоведение до конца, официальные диагнозы (бессознательная защита, а не симуляция) |
Реакция педагога | Чувства: профессиональной беспомощности. Импульс: оправдаться и объяснить поведение ребенка с помощью специалиста. |
Ответы ребенка на реакцию педагога | Стиль ответа: зависимость действия: продолжает ничего не делать. |
Происхождение ИН-поведения | Отношение по типу "красного карандаша", необоснованные ожидания родителей и педагогов, вера ребенка. Что необходимо требовать от себя совершенства упор на соревнование в детском коллективе. |
Принцип профилактики ИН-поведения | Поддержка ребенка тем, чтобы его внутренняя установка "Я не могу" изменилась на "Я могу". Помощь в преодолении социальной изоляции путем включения ребенка в отношения с другими людьми. |
2. Поведение, направленное на утверждение своей власти. (слайд № 12 )
Властолюбивые дети постоянно задевают педагога, бросая ему вызов. С помощью слов и действий они как бы атакуют нас. Иногда они устраивают сцены с помощью различных тактик: медлительности, недоделанной работы, шума, когда остальные работают. Иногда они бормочут ругательства , когда их о чем-то попросят. Они могут просто не считаться с вашими требованиями или соглашаться сделать что-то, но с явной обидой. Как правило, властолюбивы не действуют без зрителей. Им нужны зрители и свидетели их власти. Они провоцируют нас перед коллективом. Мы как бы всегда под угрозой, под давлением таких ситуаций. И это вызывает тревогу и напряжение.
Таблица 2. Характеристика властолюбивого поведения
Активное властолюбивое поведение |
Вспышки негодования, словесное негодования: дети идут на конфронтацию и нагнетают напряжение. |
Пассивное властолюбивое поведение |
Тихое непослушание: дети обещают и вежливо отвечают нам, но продолжают делать свое. |
Реакция педагога |
Эмоции: негодование, гнев, может быть, страх. Импульс: немедленно прекратить выходку с помощью физического воздействия (встряхнуть, ударить и т.п.) |
Ответы ребенка на реакцию педагога | Стиль ответа: конфронтация ("вы мне ничего не сделаете"). Действия: выходка продолжается пока сам ребенок не решит прекратить ее. |
Происхождение властолюбивого поведения | Социальные установки изменились: от отношений господства-подчинения в ролевом обществе прошлого к отношениям эмансипации и равных социальных прав. Мода на "сильную личность" учит утверждению своей силы, а не конструктивному подчинению. |
Сильная сторона властолюб. поведения | Дети демонстрируют лидерские способности: умение независимо мыслить и способность сопротивляться авторитетам |
Принципы профилактики властолюбивого поведения | Уход от конфронтации и снижение напряженности. Передача ребенку части своей организаторской власти. |
3. Поведение, направленное на выражение мести. (слайд № 13)
Дети, которые демонстрируют свое поведение и даже властолюбивые дети иногда могут быть нормальными, симпатичными людьми. Детей, выходки которых продиктованы местью, обычно симпатичными не назовешь. Они выглядят злыми, даже когда бездействуют. Это самый тяжелый случай для воспитания. Кажется они всегда готовы провоцировать педагога. Этих детей можно распознать даже по речи, которая полна таких эпитетов в адрес другого, "подлый", "злобный", "жестокий".
Таблица 3. Характеристика мстительного поведения
Активное мстительное поведение | Прямые физические и непрямые психологические акты насилия: ребенок вредит всеми силами педагогу. |
Пассивное мстительное поведение | Отчужденное избегание, ожесточенно отвергающее всяческие дружелюбные попытки контакта. |
Реакция педагога | Эмоции: обида, боль, опустошение в дополнение к гневу, негодованию и страху. Импульс: немедленно ответить силой (подавить) или уйти из ситуации (убежать из класса). |
Ответы ребенка на реакцию педагога | Стиль ответа: вредить Действия: выходка продолжается пока сам ребенок не решит прекратить ее. |
Происхождение мстительного поведения | Отражение роста насилия в обществе. Распространенный через средства массовой информации стиль "силового" решения конфликтов. |
Сильные стороны мстительного поведения | Ребенок демонстрирует высокую жизнеспособность - умение защитить себя от обид и боли. |
Принцип профилактики мстительного поведения | Строить отношения со всеми детьми по
принципу заботы о них. Учить детей выражать душевную боль и страдания, обиду и гнев приемлемыми способами. |
4. Поведение, направленное на избегание неудач. (слайд № 14)
В отличии от всех типов "плохого поведения" этот редко встречается в активной форме. Проблема педагога заключается не в том, что ребенок делает, а в том - чего он не делает. Единственный вид активного ИН-поведения - это припадок в ситуации полного отчаяния. Внешне он напоминает обычный приступ гнева: младшие школьники плачут, кричат, брыкаются; старшеклассники хлопают книгой по парте, выкрикивают ругательства. Приступ в ситуации отчаяния - это взрыв, чтобы выпустить пар и спрятаться от очевидной или возможной неудачи.
Таблица 4. Характеристика поведения, направленного на избегание неудач
Активная форма ИН-поведения | Вспышки негодования: ребенок теряет контроль над собой, когда давление ответственности становится слишком сильным. |
Пассивная форма ИН-поведения | Откладывание на потом, недоведение до конца, официальные диагнозы (бессознательная защита, а не симуляция) |
Реакция педагога | Чувства: профессиональной беспомощности. Импульс: оправдаться и объяснить поведение ребенка с помощью специалиста. |
Ответы ребенка на реакцию педагога | Стиль ответа: зависимость действия: продолжает ничего не делать. |
Происхождение ИН-поведения | Отношение по типу "красного карандаша", необоснованные ожидания родителей и педагогов, вера ребенка. Что необходимо требовать от себя совершенства упор на соревнование в детском коллективе. |
Принцип профилактики ИН-поведения | Поддержка ребенка тем, чтобы его внутренняя установка "Я не могу" изменилась на "Я могу". Помощь в преодолении социальной изоляции путем включения ребенка в отношения с другими людьми. |
III. Практическая часть (видеоролики) (слайд № 15)
Попробуем применить эти знания на практике.
При подготовке к заседанию вам было предложено назвать формы отклоняющегося от нормы поведения, с которыми вам приходиться работать и оценить их.
Вот что у нас получилось (приложение)
Глядя на диаграмму, мы видим, что самыми проблемными являются
- Нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий)
- Неподчинение и критика взрослых
- Драки
- Грубость, сквернословие
- Ношение вызывающей одежды
- Курение
Вами были названы и такие формы как побеги из дома, унижение других, отрицательное отношение к учёбе, воровство, употребление алкоголя, пьянство, раннее начало половой жизни:
А теперь попробуем соотнести названные вами формы поведения с характеристиками мотивов агрессивного поведения, используя таблицы, находящиеся на столе и продумайте эффективный стиль взаимодействия с таким подростком.
(выступление участников)
Вами названы различные стили взаимодействия с детьми, а я предлагаю вам взглянуть на экран и проанализировать какие меры профилактики девиантного поведения подростков вы используете чаще всего в своей работе (слайд № 17)
В результате применения этих методов на какой результат мы можем выйти? (слайд № 18)
(выступления участников)
IV. Обсуждение итогов работы.
Сегодня мы выяснили какие категории детей преобладают в нашей школе, какие категории имеют тенденции к росту, определили наиболее эффективные методы по работе с такими детьми, а предложенные таблицы 1-4 помогут научиться принимать стратегически правильные решения при работе с детьми асоциального поведения.
Я считаю, что сегодня мы затронули очень важный вопрос, и мне хотелось бы услышать, что полезного вы получили от этого занятия? Что из полученного сегодня вам может пригодиться в дальнейшей работе? (мнение участников)
V. Домашнее задание. (слайд № 19)
Сегодня мы намеренно не коснулись работы с родителями детей асоциального поведения, т. к. тема следующего педсовета "Роль классного руководителя в вопросах семейного воспитания", поэтому на очередном заседании МО (в рамках подготовки к педсовету) мы предлагаем вам:
- Поделиться секретами успешного взаимодействия с родителями детей асоциального поведения.
- Составить портрет " особого" ребёнка.
Школьная библиотека готова предоставить в помощь кл. рук. подборку литературы по данной проблеме.
(выступление школьного библиотекаря)
Заканчивая тему профилактики агрессивности у подростков, хочу рассказать индейскую притчу о двух волках.
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:
- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло- зависть ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь:
Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность:
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
В каждом из наших агрессивных подростков живут два волка и между ними идёт борьба. Это борьба между обидой и прощением, ненавистью и любовью, пустотой и творчеством. Важно помочь совершить подростку выбор в пользу светлой, созидающей стороны и научить "подкармливать" и растить эту часть себя.
VI. Решение МО классных руководителей.
- По итогам правового месячника отметить работу классных руководителей (фамилии).
- Отметить как одну из эффективных форм работы совместную встречу администрации школы, кл.рук., психолога, социального педагога, ученика и его родителей.
- Обобщить опыт работы кл.рук. (фамилия) по работе с детьми девиантного поведения и родителями. Ответственным назначить завуча по воспитательной работе (фамилия).
- Ходатайствовать перед администрацией школы о снятии с учёта ученицы 7 класса Ивановой Кати.
Литература:
- Под ред. М.И. Рожкова , "Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением". - Владос, 2006.
- Программа "Профилактика работы с трудными детьми". - Челябинск, 2006.