Цели урока:
- Способствовать формированию представления о видах рукавов по покрою. Ознакомить с краткими сведениями из истории рукава.
- Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
Методическое оснащение урока:
- изображение рукавов разных исторических эпох;
- карандаши,
- бумага.
Методы обучения:
- лекция,
- объяснение,
- практическая работа.
Словарная работа:
- втачной рукав,
- рукав реглан,
- цельнокроеный рукав.
Ход урока
1. Организационный момент:
- приветствие;
- проверка явки учащихся;
- заполнение учителем классного журнала;
- проверка готовности учащихся к уроку;
- настрой учащихся на работу;
- доведение до учащихся плана урока.
2. Актуализация знаний учащихся:
2.1. Учащимся предлагается разгадать кроссворд, что бы определить тему урока:
- Деталь изделия, вырезанная из бумаги (выкройка)
- Ножницы - это….. (инструмент)
- Бывает творческий и архитектурный (проект)
- Законодательница в одежде (мода)
- Изменение формы деталей изделий и их художественное оформление (моделирование)
В выделенных клетка должно получиться слово “рукав”.
2.2. Записываем тему урока.
3.Изложение нового материала.
3.1. Историческая справка.
Одежда большинства древних народов- египтян, персов, ассирийцев, греков не имела рукавов. Они появились значительно позднее.
В средневековую европейскую одежду рукава пришли из Византии. Они имели порой самую разнообразную форму.
В ХV-XVI вв. рукава пышно украшаются: их прошивают тесьмой, простегивают узором, делают с прорезями, вышивкой. Типичными для женской одежды XVIII в. стали полудлинные рукава с кружевной оборкой, а также очень короткие, так называемые буфы.
В начале XIX в. появились очень широкие и пышные рукава, которые имели много названий (жиго, бараний окорок, слоновые). По окату рукава часто присбаривались, сужаясь к запястью. Для поддержания этих довольно сложных форм рукава дублировались специальными жесткими прокладочными материалами или крахмалились. Плавно спускаясь с плеча, они подчеркивали его покатость и хрупкость шеи.
В конце XIX в. главенствует конусообразный рукав, широкий в плечах, суживающийся к запястью и плавно обхватывающий его. Используются также “ветчинные рукава”, которые отрезались на сгибе руки, так что оставались вздутыми только на верхней ее части, а в нижней плотно ее облегали.
XX в. умерен в экспериментировании с рукавами. Тем не менее, и тут явствует стремление оживить одежду с помощью выразительной формы рукавов. В наши дни используется большое разнообразие форм и покроев рукавов, отличающихся красотой и комфортностью. Нередко используются глубокие проймы рубашечных рукавов или реглана, ластовицы отрезные или цельновыкроенные, а также рукава, которые могут видоизменяться (т.е. отворачиваться или пристегиваться к пройме).
Рукава - важная часть изделия. От правильного раскроя и пошива рукавов во многом зависит внешний вид изделия и удобство его в носке.
По покрою рукава делятся на три вида:
- Втачной;
- Реглан;
- Цельнокроеный.
Виды втачных рукавов:
- Прямой;
- Узкий;
- Расширенный книзу;
- “фонарик”;
- “крылышко”.
Нижние срезы длинных прямых рукавов часто обрабатывают манжетами: прямыми замкнутыми или с обработанным краем - их застегивают на пуговицы и петли.
Манжета может быть цельнокроеной или состоять из двух деталей: верхней и нижней части манжеты. При обработке нижнего среза рукава манжетой длину рукава уменьшают на половину ширины манжеты.
4. Практическая работа “Модельеры”.
Вводный инструктаж учителя:
- Сообщение названия практической работы;
- Разъяснение задач практической работы:
Учащиеся делятся на группы (по 2-3 человека). Задача каждой группы: зарисовать модели одежды различных функциональных групп с рукавами, предложенными учителем. (первая группа – цельнокроеный рукав; вторая группа –втачной рукав “крылышко”; третья группа- рукав реглан, и т.д). В коллекции должно быть не менее пяти моделей.
6 Закрепление знаний учащихся.
- Какие мерки нужно снять для построения чертежа основы рукава?
- Почему все мерки для построения чертежа рукава записывают полностью?
7. Рефлексия
На листе бумаге записать:
- Существительное, относящееся к уроку;
- Прилагательное, относящееся к уроку;
- Пожелание, относящееся к уроку;
8.Уборка рабочих мест.
9. Подведение итогов урока:
- Сообщение учителя о достижении цели урока;
- Объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда уч-ся на уроке; выставление отметок в классный журнал и в дневники уч-ся;
- Сообщение о теме следующего урока;