Подготовительная работа:
- чтение киносказки В.Н.Коростылёва «Вовка в Тридевятом царстве»,
- просмотр одноимённого мультфильма.
Ход занятия
1. Краткие сведения о мультипликации.
Сегодня мы с вами знакомимся с особенным жанром детской литературы – киносказкой. Это сказка, напечатанная уже после того, как на экраны вышел мультипликационный фильм, имеющий это же название.
Встреча с новым мультфильмом всегда таит в себе радость встречи с новым, неоткрытым ранее миром. Этот мир – реальный, сказочный, фантастический, волшебный – создают в тесном творческом содружестве режиссёр, художник-постановщик и художники-мультипликаторы. (Карточки с названия профессий постепенно помещаются на доску). Их персонажи – рисованные или кукольные – показаны на экране с помощью покадровой съёмки.
Слово «мультипликация» в переводе с латинского языка означает «умножение». Так как в кинопроекторе лента движется со скоростью 24 кадра в секунду, то все они сливаются в одно непрерывное изображение. Но стоит остановить плёнку, как иллюзия движения исчезнет, и на экране застынет неподвижное изображение.
Каждый отдельный кадр создают художники – мультипликаторы. В рисованном фильме («Вовка в Тридевятом царстве») каждый кадр рисуется отдельной картинкой, а потом производится монтаж, т.е. картинки соединяются в одну киноленту. Если мультфильм кукольный («Крокодил Гена», «Чебурашка»), то сначала изготавливаются все куклы, а потом каждый кадр создаётся на столе (куклы расставляются в нужное место, в нужных позах) и фотографируется, а затем все отснятые кадры соединяются в одну киноленту. Это очень долгий и трудный процесс. На создание одного мультфильма, который длится на экране 10 минут уходит от нескольких месяцев до нескольких лет.
Мультфильм «Вовка в Тридевятом царстве» появился на экранах в 1973 году и сразу понравился зрителям. Его создатели: автор сценария В.Н.Коростылёв, режиссёр Б.Степанцев, художники-постановщики А.Савченко, П.Репкин, художники-мультипли-каторы О.Геммерлинг, Г.Аркадьев.
2. Сравнение мультфильма и текста сказки в книге.
-А чем, ребята, мультфильм понравился юным зрителям, как вы думаете?
-С какой целью он создавался?
-Вы читали дома мультсказку «Вовка в Тридевятом царстве». Чем же отличается эта сказка на страницах книги от сказки на экране?
(Ответы детей:
-Мультфильм яркий, красочный, «живой», а в книге неподвижные картинки, хоть и тоже яркие.
-С экрана звучат музыка, песни героев, а в книге всё это короче.
-Однако, читая книгу, мы можем сами придумывать, с какой интонацией говорят герои, что они хотят выразить своими словами, а в мультфильме за нас это уже сделали актёры, которые озвучили героев.
-В книге прописаны слова автора – что делает герой, куда пошёл и т.д., а в мультфильме это всё выражено действиями героев, дополнительными репликами).
-А как вы считаете, что интереснее: смотреть мультфильм или читать сказку в книге? (Подвести детей к тому, что и то, и другое интересно и нужно)
3. «Вспомни маршрут Вовки»
На доске иллюстрации из книги, расположенные в произвольном порядке. Нужно соединить их в том порядке, в каком происходили события в сказке. (иллюстрации см. в Приложении)
4. Вспомним героев сказки.
Библиотекарь Анна Ивановна случайно уронила книгу сказок на пол, и все слова в тексте перемешались. Попробуйте разобраться, какие герои скрыты в получившихся строчках:
СТАРИК – ИК + ПУХ – П + АИСТ – ИСТ = (старуха)
ЛАВА – ЛА + СИЛА – А + КИСА – К = (Василиса)
МОЛОТОК – ТОК + ДОМ – ОМ + ЦЫГАН – ГАН = (молодцы)
ПЕКАРЬ – КАРЬ + ДОЧКА – ДО = (печка)
5. «Сложи пазлы» (групповое задание)
Каждой группе предлагается разрезанная картинка – иллюстрация какого либо эпизода сказки. Группы соревнуются, кто быстрее соберёт свою картинку. (используются копии иллюстраций, данных в Приложении)
6. «Математика в сказке»
1)
Имею я пирожных горы,
И есть, что есть, и есть, что пить.
Но крашу, крашу я заборы,
Чтоб тунеядцем не прослыть.
-Кто в мультфильме поёт эту песенку? (царь)
Царь предлагает вам такую задачу:
Начиная красить забор, я покрасил первой доску, которая была 6-й от начала забора и 9-й от конца забора. Сколько досок в заборе, окружающем моё царство?
Ответ: 14 досок
2)
Поработаем до поту,
Сосчитаем за урок:
Сколько надо шлакоблоков,
Чтоб дворец построить смог?
-А это чья песенка? (Василисы Премудрой)
Пожалуйста, решите её задачу:
Мне нужно возвести дворец в 4 этажа. Для самого нижнего этажа мне необходимо 10 шлакоблоков, а на каждый последующий этаж на 2 шлакоблока меньше, чем на предыдущий. Сколько нужно шлакоблоков на постройку всего дворца?
Ответ: 28 шлакоблоков
3)
Сделать надо нам расчёт:
Как из труб вода течёт?
Что откуда вытекает?
Арифметике почёт!
-Кто исполняет эту песенку? (другая Василиса)
Её задача такова:
В озеро, где плавают лебеди, проведены 2 водопроводные трубы для постоянной очистки воды. Когда трубы закрыты, в озере ровно 100 вёдер воды. Если трубы открыть, то через одну трубу в озеро вольётся 30 вёдер воды, а через другую выльется 50 вёдер. Сколько вёдер воды станет в озере?
Ответ: 80 вёдер.
4) Кто «помогал» Вовке выполнять его желания в Тридевятом царстве? (Двое из ларца – одинаковы с лица)
Почему их так звали? Каким было первое желание Вовки?
(мороженого, пирожных, конфет)
Исполняя это желание Вовки, Двое из ларца съели за него 15 мороженых, столько же пирожных, а конфет столько, сколько мороженых и пирожных вместе. Какого количества сладостей лишился Вовка?
Ответ: 60 сладостей.
7. «Волшебство перевоспитания»
- Почему же Вовке всё-таки захотелось прочитать книгу «Сделай сам»?
- Почему Вовка решил, что умение делать всё самому лучше, чем волшебство Золотой Рыбки и помощь братьев-молодцев?
- Кому бы из вас хотелось быть таким, каким был Вовка в начале сказке? А таким, каким он стал в конце?
- Прочитав книгу «Сделай сам», сказочный Вовка тут же всё стал уметь делать. Может ли в жизни совершиться всё так же быстро? А что в жизни нужно для того, чтобы всему научиться?
8. Итог занятия.