Главное значение начальной школы - воспитательное. Дети впервые приходят в школу, поэтому возникает необходимость адаптации детей к новым условиям жизнедеятельности, изучение их личностных и творческих способностей и возможностей. Необходимо из группы ребят создать коллектив, общность ребят объединенных традициями, целью и организацией, чтобы они восприняли все, что их окружает в школе, и дорожили этим.
Детей младшего школьного возраста объединяет желание быть значимыми и полезными для других. Очень важно помочь первоклассникам познакомиться друг с другом - от этого напрямую зависит самочувствие детей в школе. Им нужна забота, понимание, внимание, поэтому данная программа предлагает способом диагностики выявить у детей приоритеты интересов и потребностей ребенка, творческих способностей и склонностей каждого ученика.
За последнее десятилетие произошло одно изменение, на которое взрослые, в силу своей взрослости, не обратили внимания - коренным образом изменился мир ребенка. В интеллектуальном марафоне, предлагаемом современной школой, душевные качества, которые являются отличительной особенностью русского характера, любовь во взаимоотношениях с людьми, способность к сопереживанию и многое другое остаются за гранью воспитательного и образовательного процесса. На телеэкране демонстрируются фильмы западного производства в основном это боевики со сценами убийств и насилия. Многие дети играют в компьютерные игры, где смысл игры в том, чтобы убить как можно больше не важно кого, главное набрать больше очков. Вместе с подобными фильмами и играми на нас выливается огромный поток насилия и агрессии. Известно, что агрессивные фильмы и игры заражают агрессией. Жестокость и агрессия на экране провоцируют жестокость и агрессию в жизни.
Мною замечено, что за последние несколько лет вырос процент дезадаптированных детей в школах. Совместно с психологом выявлено проявление агрессии у детей начальных классов: защитная -35%, страхи-14%, деструктивная - 16%, социальные страхи - 26%, демонстративная - 20%, страх самовыражения -30%, компенсаторная агрессия - 12%, страх взросления- 11%.
Человеку, обладающему хотя бы одним видом страха трудно реализовать себя в жизни, жить счастливой и полной жизнью. Ребенка учит то, что его окружает.
Мы провели мини анкету "Мои интересы". Из всех опрошенных детей класса: большая часть детей - отдают предпочтение мультфильмам и сказкам западного производства среди них наибольшей популярностью пользуются "Том и Джерри", "Терминатор", "Матрица", на вопрос о любимом герое, только несколько ребят назвали имена русских персонажей - дед Мороз, Аленушка, капитан Врунгель и т.д. Более 50% опрошенных детей проводят свое свободное время, за просмотром телепередач и игрой в компьютерные игры.
Дети взахлеб пересказывают содержание мультсериалов "Том и Джерри", фильмов вроде "Терминатор", "Гарри Поттер". Но не всегда могут пересказать сказку, не говоря уже о том, чтобы назвать героев русских сказок.
Забыты русские традиции и обычаи. Традиционная русская культура ненавязчиво и в интересной форме воспитывала доброту терпение. Через игру, песню, сказку ребенок учился воспринимать мир, преодолевать зло, приобретал трудовые навыки.
Фольклор является идеально доступным для ребенка носителем основных морально - этических норм, основных моделей поведения людей и типов взаимодействия между ними.
В последнее время сложилась тревожная ситуация. В связи с повышением платы за содержание в ДОУ большое количество детей приходят не подготовленные к школе, в том числе некоторые не выговаривают звуки, слова. Их речь непонятна. Такие ребятишки, как правило, стеснительны, необщительны, не принимают участие в общественной жизни коллектива. В последствии во взрослой жизни, сложившиеся в детстве комплексы, мешают молодому человеку в успешной социализации. Занятия в театральной студии помогут таким детям исправить свою речь, развить свои таланты, участвовать в жизни детского общества, самоактуализироваться.
Детское театральное творчество обладает большими резервами воспитательно-образовательного воздействия.
Театральная постановка - "продукт совместной деятельности, который требует концентрации сил каждого учащегося. Каждый участник совместного театрального творчества вносит свой вклад, понимая при этом, что и от его усилий зависит общий успех.
Разнообразие постановочных задач: сценических, актерских, оформительских - дает возможность каждому участнику максимально реализовать свои возможности и способности.
Проект решает следующие проблемы:
- Создание дружного детского коллектива.
- Выявление талантов детей.
- Воспитание уважения к себе и своим одноклассникам.
- Адаптация младших школьников в школьном обществе.
- Оказание помощи детям с дефектами речи.
- Возрождение традиции празднования основных народных праздников.
Участники проекта: учащиеся начальных 1 и 4 классов, группа волонтеров.
Проектная группа:
- Координатор проекта, директор МОУ "Таскинский СДК" - Иванова Н.С.
- Руководитель студии и кл. руководитель - Каяшкина И.Н.
- Учителя литературы - Мигла Е.М., Назимкина В.В.
- Председатель совета класса - Бойкова Е.С.
- Член совета класса ученик 4 класса - Кирьянов В.
Цели:
- Оказание психолого-педагогической помощи учащимся для успешной адаптации в школьном обществе.
- Воспитание творческой личности и творческого коллектива.
Задачи:
1года обучения:
- выявление и исправление дефектов речи (консультации логопеда), обучение актерскому мастерству;
- выявление причины дезадаптированного поведения (беседы с психологом, тесты) и коррекция поведения (разработка индивидуальной программы)
2 года обучения.
- Обучение актерскому мастерству.
- Постановка спектаклей, сказок, театрализованных фольклорных праздников.
3 года обучения
- проведение совместных фольклорных праздников с творческими коллективами села.
- совершенствование системы творческой театральной деятельности группы.
Сроки реализации проекта. 2007 год сентябрь - 2010год май.
Место реализации проекта: МОУ "ТСОШ№6"
Занятия проходят еженедельно. В среду и четверг с 15.00 до17.00 часов.
Первый час занятия на развитие актерского мастерства, культуры речи, ритмопластики, знакомства с основами театральной культуры. Второй час - работа над спектаклем, инсценирование, изготовление костюмов и декораций.
Прогнозируемые результаты проекта:
- Развитие талантов.
- Разумное использование своего досуга.
- Самооценка.
- Адаптация в обществе.
- Самостоятельность.
- Исправление дефектов речи.
- Становление коллектива.
"Театр - высшая инстанция для решения жизненных вопросов." А. И. Герцен.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА.
Проект осуществляется театральной студией "Волшебное слово". Мы живем с небольшом селе и многие, увидев проект, скажут, что школа это не развлекательный центр, а учебное заведение и главная цель - получить знания. Я категорически не согласна с таким мнением. Студия - это место в школе, где можно проявить способности, пообщаться с друзьями. Многие дети в студии из неблагополучных семей, их материальное положение достаточно тяжелое. Куда пойти ребенку, чем заняться? Здесь тепло, уютно, и их всегда ждут. Рассчитан проект на вовлечение в театральную деятельность детей со слабой памятью, вниманием, дезадаптированных, с дефектами речи. В студию приходят дети, у которых вообще нет никаких артистических способностей, но и им всегда найдется занятие. Занятия проходят в игровой форме. Детям преподаются такие курсы как актерское мастерство, сценическая пластика, сценическая речь.
Руководителем театральной студии совместно с психологом школы и логопедом, для дезадаптированных детей и детей с дефектами речи, разрабатывается индивидуальная программа с учетом их психологических и речевых особенностей.
Участники проекта принимают активное участие в
традиционных школьных мероприятиях -
празднование Рождества, Масленицы, Пасхи.
В перспективе работы театральной студии
"Волшебное слово" предполагается:
- Совместные проведение фольклорных праздников с другими детскими объединениями.
- Расширение деятельности студии - работа с детьми не только класса, но и школы.
- Создание центра психолого-педагогической поддержки детей.
ЦЕЛЬ: воспитание творческой личности и творческого коллектива.
ЗАДАЧИ:
1 года обучения:
- обучение навыкам актерского мастерства.
- формирование умений и навыков работы в малых группах, постановка спектаклей, сказок.
- воспитание культуры речи.
2 года обучения:
- воспитание чувства сопереживания проблемам друзей и близких.
- формирование стремления попробовать свои силы в различных ролях.
3 года обучения:
- воспитание потребности в деятельности на пользу людям.
- развитие эстетического вкуса, потребностей в самовыражении средствами театрального искусства.
- совершенствование системы творческой театральной деятельности группы.
Цель: оказание психолого-педагогической помощи учащимся начального и среднего звена для успешной адаптации в школьном обществе.
ЗАДАЧИ:
1 года обучения:
- выявление и исправление дефектов речи (консультации логопеда),
- выявление причины дезадаптированного поведения (беседы с психологом, тесты) и коррекция поведения (разработка индивидуальной программы)
2 года обучения:
развитие активности, инициативы,
самостоятельности.
3 года обучения:
- воспитание нравственных межличностных отношений в коллективе.
- воспитание умения слушать и понимать окружающий мир, природу.
МЕТОДЫ РАБОТЫ:
- Нетрадиционная работа со сказкой - научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески его преобразовывать.
- Драматическая психоэлевация - коррекция поведения через занятия в театральной студии. Успешной деятельностью этого метода считается сгладить недостатки ребенка, сделать его душевный мир более гармоничным.
РЕЗУЛЬТАТЫ:
Проект реализуется второй год. Дети, посещающие театральную студию, умеют: придумывать сказки, истории и сами участвуют в их постановке на сцене, совместно с родителями придумывают костюмы для своих героев, выступают на праздниках в качестве ведущих. За время существования студии у детей наблюдается улучшение эмоционально - волевой сферы, раскрепощение. Они стали общительней, активно участвуют в общественной жизни школы и класса. Отношения в коллективе стали более дружелюбными, дети чувствуют ответственность за товарищей. Родители заинтересованы в деятельности классного коллектива, помогают в изготовлении костюмов, декораций, вживаются в роль ребенка, помогают учить тексты. За участие в отчетном районном фестивале детского творчества, проходившем в районном центре "Радуга", все участники проекта отмечены дипломами. Дети на выходе из начальной школы в среднее звено, становятся дружным, сплоченным коллективом.
Реализация проекта:
№ | Этапы проекта | Мероприятия | Ответственный | Сроки |
1 | Погружение в проект | 1. Вводное занятие. Знакомство с планом работы на год. Инструктаж по технике безопасности. | Руководитель студии, члены совета класса. | октябрь 2007 |
Организационное родительское собрание (с приглашением администрации школы, координаторов проекта). | классный руководитель, координатор проекта | октябрь 2007 | ||
Входное анкетирование родителей | руководитель проекта | октябрь 2007 | ||
Входное анкетирование учащихся. | руководитель проекта | октябрь 2007 | ||
2 | Реализация проекта | Актерская грамота. Развитие слухового, зрительного внимания. Развитие памяти, наблюдательности, фантазии, выдержки. Умения свободно перемещаться в пространстве. Умения перевоплощаться. | руководитель проекта, координатор, учителя литературы |
ноябрь 2007 - апрель 20010 |
Ритмопластика. Развитие умения ориентироваться в пространстве, напрягать и расслаблять мышцы, взаимодействовать с партнером. Тренировать дыхание. Действовать с воображаемым предметом. | руководитель проекта. | ноябрь 2007 - апрель 20010 | ||
Культура и техника речи. Развитие правильного речевого дыхания, грамотной артикуляции, расширение диапазона голоса. | руководитель проекта. | ноябрь 2007 - апрель 20010 | ||
Основы театральной культуры. Знакомство с историей села, театра, культурным наследием. | руководитель проекта | ноябрь 2007 - апрель 20010 | ||
3 | Подведение итогов | Работа над спектаклем. Совместная творческая деятельность. Инсценирование. | руководитель проекта, координатор, родители |
В течение года |
Выходное анкетирование родителей | руководитель проекта | Ежегодно апрель | ||
Выходное анкетирование участников студии | руководитель проекта | Ежегодно апрель | ||
Участие в районном фестивале детского творчества. Праздник закрытия проекта. | руководитель проекта | Ежегодно май | ||
Отчетная презентация проекта (в программе Power Point) | руководитель проекта, члены совета дела | Апрель 2010 |
ЗАНЯТИЕ ПО КУЛЬТУРЕ И ТЕХНИКЕ РЕЧИ.
ТЕМА: ДИКЦИЯ
ЦЕЛЬ:
- уточнить артикуляцию и отработать четкое произнесение гласных звуков;
- формировать умение детей пользоваться силой голоса, умения и
- навыки выделять голосом ударный звук, изменять темп речи;
- учить на слух воспринимать стихотворный текст, развивать слуховое
- восприятие, внимание и память, выделять заданный звук.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
Дыхательная гимнастика. Развитие речевого дыхания.
Первое упражнение: И.п. спина прямая, руки перед собой, вдох через нос, выдох - через рот.
Второе упражнение: И.п. рука на животе. Вдох -живот втянуть, выдох - надуть.
Третье упражнение: И.п. руки на плечах, согнуть в локтях. Вдох руки в вверх, выдох - вниз.
Четвертое упражнение: И.п. спина прямая. Вдох через нос- выдох "потушим свечку", "понюхаем цветок" и т.д
Артикуляционная разминка. Формирование речевого голоса.
На доске написана скороговорка "Сеня вез сена воз", читаем с логическим ударением на каждое слово.
Развитие мимической выразительности. Передать мимикой эмоциональное состояние зайчика из сказки "Заячья избушка".
ОСНОВНОЙ ЭТАП.
Интегрированная отработка и закрепление согласных звуков "сь", "зь".
Используется скороговорка: У Зины в корзине бузина,
А у Ксении много сирени.
-Какие звуки я выделила голосом?
-Произнесите эти звуки, четко артикулируя.
-Произнесите слова со звуками "сь" и "зь", которые вы запомнили.
-Выделите ударный слог в слове бузина.
-Скажите о Зине тихо, а о Ксении громко и наоборот.
-Произнесите скороговорку грустно, весело.
-Задайте вопрос, выделяя голосом слово Зины. Ответьте, выделяя голосом слово Зины, и наоборот.
Аналогичная работа проводится со всеми словами скороговорки
ИТОГ ЗАНЯТИЯ
-Что делали на занятии?
-Что запомнилось и понравилось?